Винджаммеры — «выжиматели ветра»

Pommern (судно-музей)
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

«Поммерн»

Один из немногих сохранившихся до наших дней винджаммеров можно видеть на марке Финляндии, посвященной столетию города Марианхамина на Аландских островах и вышедшей в 1961 году. Это четырехмачтовый стальной барк «Поммерн», построенный в Глазго в 1902 году.

В начале XX века с целью повышения конкурентной способности парусников судовладельцы стали заказывать огромные стальные барки валовой вместимостью до 5,5 тысячи тонн и могущие нести на своих стальных мачтах паруса общей площадью свыше 6 000 квадратных метров. Эти суда в основном использовались на трансокеанских линиях для перевозки чилийской селитры и австралийского зерна.

Во время переходов капитаны этих гигантов выжимали из своих судов все возможное, уменьшая площадь парусности только в самых критических ситуациях, поэтому данный класс судов и получил название «винджаммеры» — «выжиматели ветра». Средняя скорость лучших из них достигала 15 — 17 узлов.

Финский судовладелец Г. Эриксон из Марианхамина на Аландских островах принял эстафету эксплуатации винджаммеров от немецкого судовладельца Ф. Лайеша, большого приверженца парусного флота. Эриксон купил много судов Ф. Лайеша и, не меняя названий, поднимал на них свой флаг. В 20—30-х годах под флагом Эриксона плавало около четырех десятков больших парусников, перевозящих пшеницу из Австралии. На этой линии Эриксон возродил традиции «чайных» и «шерстяных» гонок — победитель пшеничного рейса получал приз.

Перед началом первой мировой войны в Австралию ходило 11 эриксоновских «выжимателей ветра» и среди них был «Поммерн». Этот, не самый крупный из винджаммеров, был спущен на воду под именем «Мнем» и был переименован после того, как в 1907 году его купил Лайеш. Валовая вместимость судна составляла 2300 тонн. Лайеш использовал парусник на трансатлантической линии, «Поммерн» перевозил до начала первой мировой войны чилийскую селитру.

Война застала барк в Чили, где он был интернирован. После войны был передан греческим судовладельцам, а в 1919 году его купил Эриксон и поставил на австралийскую линию. «Поммерн» участвовал в последней «пшеничной» гонке 1938—1939 годов, совершив переход из Белфаста в порт Виктория за 78 дней, оттуда с грузом пшеницы за 117 дней дошел до Фалмута.

После начала второй мировой войны Эриксон отправил «Потерн» в нейтральною Швецию, где он использовался в качестве государственного зернохранилища. В настоящее время «Поммерн», превращенный в музей, стоит в порту города Марианхамин. На борту парусника имеется сувенирный сопроводительный штемпель для гашения.

balclutha 1886 ship

«Балклуфа»

Типичный винджаммер после клиперного периода можно видеть на марках острова Пенрин. Это корабль «Балклуфа», построенный в Глазго в 1886 году.

Его железный корпус имел длину 77,7 метра. При численности экипажа 26 человек, почти такой же, как и на «Катти Сарк», «Балклуфа» имел значительно большую вместимость.

Правда, общая площадь его 25 парусов была только 1900 квадратных метров и средняя скорость не превышала 13 узлов. Первоначально корабль использовался для перевозок грузов между портами Европы и Америки. Здесь он эксплуатировался до 1899 года. За это время винджаммер 17 раз огибал мыс Горн, что является своеобразным рекордом. Затем корабль был переведен на линии, связывающие Калифорнию с Аляской.

В 1904 году «Балклуфа» потерпел аварию у острова Кадьяк и был продан. Новые владельцы стали использовать судно под именем «Звезда Аляски» для рыбного промысла и перевозки грузов для рыбаков Аляски. В 1933 году корабль был поставлен на прикол, но в этом же году, сменив владельцев, он стал принимать участие под именем «Пасифик Куин» в съемках фильмов. Затем его превратили в плавучий театр, обслуживающий порта тихоокеанского побережья США.

Сменив нескольких владельцев, корабль в 1952 году стал собственностью морского музея в Сан-Франциско. Для реставрации судна был объявлен сбор пожертвований, давший свыше 100 000 долларов. Кроме того, любители парусной старины приняли участие и в ремонте судна, после которого «Балклуфа», которому вернули первоначальный вид, стал экспонатом морского музея.

 

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *