Войска Куликовской битвы

Войска Куликовской битвы
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

В Золотой Орде, разделенной на два противоположных крыла, в течение двадцати лет шли междоусобицы, борьба за трон, и по этой причине татары разрушали свое государство изнутри, ослабляли его и тем самым потенциальному врагу — Московскому княжеству дали возможность окрепнуть, встать на ноги и набраться сил. Вот что интересно: в эти неблагополучные для татарского государства годы появилась ли хоть одна крупная личность, понимающая гибельность происходящего, стоящая выше межгрупповых и межпартийных разборок, которая своим веским словом могла бы примирить противоборствующие стороны и выступила бы против слепой и недалекой политики, ведущей государство к упадку? Можно с уверенностью сказать — не было такой крупной спасительной для страны личности. Если бы она была — ее имя осталось бы в истории, народ бы не забыл такого человека. В этом случае мы не можем даже оправдываться тем, что источники, мол, не сохранились. Дело не в источниках. Есть еще память народа. Такие личности живут в сердце нации, о них создаются легенды и дастаны (эпические произведения), память о них переходит из поколения в поколение. Ведь известно, что борьба между Идегей мурзой и Тохтамыш ханом превратилась в эпос и через века дошла до нас.

В эти годы Золотая Орда переживает глубокий кризис, ханы и правительство мельчают и деградируют. Как говорится, рыба гниет с головы: когда у правителей такая низкая мораль и отсутствие высоких идеалов — чего ждать от простого народа? То, что в годы кризиса в Золотой Орде не могла появиться личность, живущая интересами страны, мне кажется, говорит о многом. Дело в том, что в это время различные племена, вошедшие в состав государства, не успели еще выработать общие идеалы, способные дать новое качество. Если бы государство продолжало существовать в мирных условиях еще хотя бы пятьдесят лет (два поколения), уже проклюнувшееся общее сознание, без сомнения, успело бы окрепнуть. Но этого не произошло. (В конце раздела к этому вопросу мы еще вернемся.)

А у русских с каждым годом все больше укрепляется мысль: если будем едины и откажемся от взаимных ссор и обид, перестанем ходить в Сарай с жалобой друг на друга, если объединим силы в единый кулак — то обязательно выиграем это противостояние. Московское княжество и являющееся его опорой русское духовенство без устали пропагандируют эту мысль.

Причины упадка Золотой орды

А татары в эти годы ведут себя наивно и недальновидно, процветает политическая близорукость и слепота. На такую особенность данного периода в истории Золотой Орды обратил внимание и Р. Фахретдин, который, не зная, как объяснить эту деградацию, в конце концов вынужден был ограничиться словами: «По причинам, известным лишь одному Аллаху, государства иногда переживают несчастье, похожее на внезапно наступивший паралич».

Все же в чем причина «великой замятни», начавшейся в Золотой Орде в 60-х годах XIV века? Почему внутри мощного государства вдруг возникла такая сильная борьба? Некоторые ученые отчасти пытаются объяснить это увеличением численности населения в степи, если перевести на современную терминологию, неким демографическим взрывом. Дескать, из-за этого произошла борьба за пастбища, за маршруты кочевок. Например, Э. С. Кульпин пишет: «По темпам демографического воспроизводства «дочумная» численность населения могла восстановиться уже в 1360-х годах. И в такой ситуации начавшаяся с 1360-х годов «великая замятня» была не только борьбой за власть, но борьбой за пастбища, контроль над распределением которых государство утратило еще при Узбек хане, борьбой за ресурсы, за маршруты кочевок, а самое главное — борьбой за зимние пастбища» (Кульпин Э.С. Путь России. — М., 1995. — Кн.1. — С.92). Но поверить в увеличение, даже «восстановление» численности населения довольно трудно. Почему?

Как уже было сказано, при Узбек хане государство переживает настоящий расцвет. Естественно, в такой благоприятной обстановке и численность населения, надо полагать, дошла до самой высокой отметки. Но не проходит и четырех лет после смерти Узбек хана, как в 1346 году в Золотой Орде начинается эпидемия чумы. Она охватывает весь Дешти Кыпчак, Поволжье и Крым и уносит очень много населения. В летописях отмечается, что «в землях Узбека… города и села совсем опустели». В одном Крыму умирает 85 тысяч человек.

Эта трагедия наносит стране большой урон, ее последствия ощущаются многие годы. А через тринадцать лет после этого события в государстве начинается борьба за власть. Будет ли правильным объяснять эту борьбу нехваткой пастбищ и мест кочевок? Вряд ли.

Политическая рознь в Золотой Орде

Причина, видимо, заключается здесь совершенно в другом, а именно: после убийства в 1359 году Бирдебек хана власть в государстве переходит в руки людей случайных и безвольных. Вот с этого и начинается возня вокруг трона, убийства и всякие безобразия. А зять убитого Бирдебек хана Мамай мурза, воспользовавшись ситуацией, отбирает у центрального правительства земли от Волги до самого Крыма и присоединяет их к своему улусу. Он действует в этом случае как сепаратист и ведет борьбу с сарайскими ханами. Эта двадцатилетняя борьба в конце концов оканчивается Куликовской битвой.

Причины упадка Золотой ордыВ смутные годы разделение государства на две враждебные части имеет, мне кажется, еще одну причину. Это связано с рекой Волгой, являющейся естественной географической границей. В этом случае достаточно вспомнить борьбу Нугай мурзы против ханов Телебуги и Токтая, представляющих центральное правительство. Мамай мурза является лишь продолжателем борьбы, начавшейся еще при жизни Нугай мурзы, опасной тенденции, существовавшей в государстве. Вообще мирное сосуществование левого и правого крыла государства мы наблюдаем лишь тогда, когда трон Золотой Орды занимали сильные ханы. Здесь еще надо иметь в виду, что в каждом крыле государства проживало население с особым менталитетом. Каждое крыло имело свои политические ориентиры и интересы. А Мамай мурза в своей борьбе с сарайскими ханами опирался на Крым, на деньги живущих там торговцев, генуэзцев, а также на помощь Литвы. Короче говоря, по своим политическим взглядам Мамай мурза был законченным западником.

Предпосылки к Куликовской битве

Поражение на реке Вожа ордынского войска (1378 г.) срочно потребовало от Мамай мурзы выяснения отношений с Москвой. Естественно, эту потерю он переживал очень тяжело. В самом деле, всю жизнь властвовать над русскими, держать их в постоянном страхе и в один несчастный момент потерпеть от них жестокое поражение. Как такое могло случиться, как это надо понимать? И как после этого смотреть в глаза бекам да огланам? Мало того, именно в этом столкновении сложили головы дорогие его сердцу мурзы. А посаженный им на трон Мухаммет Буляк хан, кажется, в смерти этих ветеранов обвинил именно его. А сам, спрятавшись за широкую спину Мамай мурзы, остался чистеньким.

В этой ситуации Мамай мурза хорошо понимал, что свой высокий авторитет он сможет сохранить лишь подчинением великого князя московского Дмитрия Ивановича. Он приходит к решительной мысли, что необходимо организовать большой поход против зазнавшегося Московского княжества. Но участия Мухаммет Буляк хана в этом деле он уже не допустит.

Действительно, как отмечают русские летописи, после поражения на реке Вожа отношения между Мамай мурзой и Мухаммет Буляк ханом резко обострились, и сам хан и его сторонники вскоре были убиты. Мамай мурза сажает на трон Тулугбек хана. Таким образом, он отстраняет от трона тех, кто мог ему противостоять.

Прежде чем перейти к изложению событий Куликовской битвы, дней ее подготовки, необходимо, мне кажется, уточнить один важный вопрос.

Цели Мамая

Надо признать, что Мамай мурза в борьбе против центрального правительства не добился своей главной цели. Когда начинал эту борьбу, он был полон надежд, что навсегда захватит Сарай, укрепится там и станет полноправным хозяином Золотой Орды. Правда, он несколько раз захватывает Сарай, сажает на престол своих ханов, но восточные улусы, где правят его враги, не дают ему надолго обосноваться в столице. И каждый раз ему приходится оставлять Сарай. Здесь значительную роль играло и то обстоятельство, что он не был чингизидом, не мог сам занять ханский трон. И в конце концов он, кажется, понимает, что ему никогда не быть хозяином в Сарае. Когда такая сильная и энергичная личность не может добиться осуществления своей мечты — это становится ее трагедией.

Конечно, согласиться с этим, навсегда отказаться от своей заветной мечты Мамай не мог. И, собрав последние силы, хочет попытать счастье. Что же он собирается делать? Какую акцию готовится провести? А вот что он сделает! Он пойдет походом на Москву, захватит Московское княжество и превратит его в свое владение. А Москву сделает его центром. Так он и для своих татар, и для русских станет как хан единым правителем.

Предпосылки к Куликовской битвеА Сарай? Ведь он мечтал о Сарае. Что же делать, Мамай не стал владетелем Сарая, видно, так уж суждено судьбой.

Пусть Сарай живет своей жизнью, замутненной и опасной. Он уже устал от бесконечной борьбы, и старость наступает. Пора и ему последние годы своей жизни провести в покое. Организация большого похода на Москву не была ли связана с такими намерениями и планами? В произведении «Сказание о Мамаевом побоище» имеются слова, намекающие именно на это:

«Азъ не хощу такое сотворити, яко же Батый, но тогда дойду Руси и убию князя их, и которые грады красные довлеють нам, и ту сядем и Русью владеем. Тихо и безмятежно пожывемъ».

Если перевести эти слова на современный русский язык, получится следующий текст: «Я не хочу так поступить, как Батый, но когда приду на Русь и убью князя их, то какие города наилучшие понравятся нам — тут и осядем, и Русью завладеем, тихо и беззаботно заживем» (Сказания и повести о Куликовской битве. — Л., 1982. — С. 150).

План Мамая

Конечно, эти слова сказаны не самим Мамай мурзой, а написаны русским автором, скорее всего монахом. Но без всякой причины они не вошли бы в текст произведения. Во всяком случае, сама логика событий и беспокойная жизнь Мамай мурзы говорят нам о том, что они очень близки к истине. Вполне возможно, что Мамай мурза намеревался избрать Москву своей основной базой. Почему? Потому что он хорошо понимал, что жизнь в открытой степи ордой является довольно хлопотным и опасным делом. Когда у тебя нет врагов, это еще возможно, но когда со стороны Сарая постоянно ждешь нападения — нелегко приходится.

Да, он по-прежнему мог бы обосноваться и в Крыму, но, живя там, быть хозяином в Кыпчакской степи трудновато. А Крым тоже место ненадежное. Довериться генуэзцам — чужеземцам он тоже не может, одно слово — торговцы, народ скользкий. Если им выгодно, в любой момент могут продать и предать. А вот Москва — город надежный, с крепкими стенами. Там и зимовать удобно. Если прибрать к рукам да установить порядок, в старости можно жить в тех краях тихо и беззаботно.

Возможно, именно с такими намерениями готовил Мамай мурза большой поход на Москву. Во всяком случае, это не противоречит логике событий и это можно принять за гипотезу.
В это время складываются благоприятные условия для организации похода против Москвы. Дело в том, что в левом крыле государства (в Синей Орде) после смерти Ырыс хана его сыновья начали борьбу против Тохтамыша. Понятно, им сейчас не до Мамай мурзы. К тому же Мамай мурзе для того, чтобы идти на Москву, необходимо отсутствие за спиной врагов. С этой стороны тоже обстоятельства складываются очень удачно: Астрахань и Северный Кавказ принадлежат ему. Словом, на землях к западу от Волги никто, кроме русских, противостоять ему не способен. А крымские генуэзцы обещали ему помощь.

Союзники Мамая

Конечно, когда приступаешь к такому большому делу, приходится думать и о союзниках. С этой целью Мамай мурза начинает переговоры с князем Литвы Ягайлой и добивается его участия в походе. Рязанский князь Олег также был вынужден согласиться ему помочь. Иначе поступить он просто не мог. Еще в 1378 году, когда на реке Вожа был разбит отряд Бигеч мурзы, Мамай мурза в отместку за это, подобно огненному валу, пронесся по рязанской земле. Тогда князь Олег, не ожидавший наступления татар, бросив свои города, бежал за Оку, тем и спасся.

Татары захватили города Дубок, Переяславль и Рязань, много взяли военной добычи и вернулись в степь. Если Мамай мурза действительно пойдет на Москву, татары опять пройдут через земли Рязанского княжества, поэтому князю Олегу никак нельзя не быть на стороне татар, поступить иначе он просто не может.

Рязанский князь Олег Эти события нашли отражение и в «Сказании о Мамаевом побоище». Там выражено отношение Олега, рязанского князя, и литовского князя к предстоящему походу Мамай мурзы. «Когда услышит князь Дмитрий (Иванович) о приходе царя, и ярости его, и о нашем союзе с ним, то убежит из Москвы в Великий Новгород, или на Белоозеро, или на Двину, а мы сядем в Москве и в Коломне. Когда же царь придет, мы его с большими дарами встретим с великою честью и умолим его, и возвратится царь в свои владения, а мы княжество Московское по царскому велению разделим меж собою — то к Вильне, а то к Рязани, и даст нам царь Мамай ярлыки свои и потомкам нашим после нас» (Сказания и повести о Куликовской битве. — Л., 1982. — С. 151).

Похоже, в этих словах отражено действительное положение дел. Здесь и для князя Ягайло и для Олега рязанского заложена программа-максимум. Видно, они в самом деле мечтали о разделе Московского княжества между собой. Но не учли одно важное обстоятельство — чего хочет от похода сам Мамай мурза, на что он рассчитывает. Главное, они не учли его нрав. А ведь они должны были знать, что Мамай мурза никогда ни в чьих руках игрушкой не был. Наоборот, он всегда поступал по-своему, заставлял других плясать под его дудку. Бывало, он часто выступал против общих интересов татар, но поступал всегда по-своему, как индивидуалист и сепаратист.

Рязанский князь Олег

Русские историки часто упоминают князя рязанского Олега, в основном пишут о нем негативно, как о человеке, предававшем национальные интересы русских. Это и понятно, князь Олег действительно сложная фигура. Так как его владения находились между территорией Московского княжества и татарской степью, то ему часто приходилось приспосабливаться к тем и другим, выворачиваться наизнанку, чтобы выжить. Подчас обстоятельства заставляли его служить двум противостоящим лагерям. Его принципом была беспринципность.

И в этот раз он остался верным своему принципу — как только Мамай мурза раскрыл ему, как союзнику, свои планы, он тотчас же отправил гонца к князю Дмитрию Ивановичу в Москву и сообщил ему о готовящемся татарами походе. Это нужно было ему для того, чтобы скрыть свою договоренность с Мамай мурзой.

Таким образом, только Мамай мурза начал готовиться к походу, как все его планы стали известны Москве. Впрочем, и без стараний князя Олега эти планы не оставались бы долго секретом, потому что Мамай мурза к походу собирал людей со всего Дешти Кыпчака — с Астрахани, Северного Кавказа, Дона, даже с Крыма. Среди пестрого войска, кроме самих татар, были ясы, осетины, черкесы, буртасы, армяне, генуэзцы — всех не перечесть. Когда слухи о походе ходят на такой большой территории, приходит в движение столько людей — разве это может оставаться секретом? Тем более постоянно ездят торговцы, а они — первые осведомители.

Итак, принимается решение собрать большое войско. На самом деле сколько было войск, неизвестно. Но русские историки любят подчеркнуть, что татарского войска было значительно больше.

Русские войска

Естественно, получивший еще в конце лета весть о готовящемся татарами походе великий князь Дмитрий Иванович не сидел сложа руки. Правда, сначала его охватил страх, когда от князя Олега прибыл гонец. Но через некоторое время он приходит в себя и, посоветовавшись с близкими, посылает к князьям гонцов. Водившие полки и дружины князья, воеводы и сыны боярские к определенному времени должны были прибыть в Москву и Коломну.

Обращает на себя внимание тот факт, что неорганизованные в обычное время, ставящие друг дружке подножки и вечно ссорящиеся русские князья на этот раз быстро смекнули, в чем дело, и, выказав единство и сплоченность, собрались под знамя великого князя.

Как правило, такое быстрое собирание русского войска для Куликовской битвы обычно объясняют накопившейся ненавистью к татарам, сильным желанием отомстить и чувством патриотизма. Конечно, все это имело место. Но в этом случае нелишне будет послушать и мнение историка Э.С.Кульпина. Он пишет:

«Мамай посягнул на власть и деньги, способ обретения того и другого на Руси. Ради меньшего князья раньше шли на то, чтобы всю землю Русскую положить попусту. Сейчас же были затронуты главные интересы московских князей. В меньшей, но тоже высокой степени Мамай затрагивал интересы подручных Великого князя —- дружинников и служилых бояр. При такой угрозе Дмитрий Донской собрал небывало большую рать, оголил гарнизоны городов, оставляя позади себя плач. Оставшиеся без защиты дружинников простые люди отчетливо представляли себе, что татары могут легко обойти тихоходную русскую рать, беспрепятственно пройтись по незащищенным русским тылам. Могли бы, если шли на Русь просто как каратели. Но в данном случае они шли не как каратели…» (Кульпин Э.С. Путь России. — М., 1995. — Кн.1. — С.95).

Раннее мы уже касались вопроса о цели похода Мамай мурзы на Русь, высказав мнение, что он хотел превратить Москву в центр своих владений и стать единым правителем для русских и татар. На этот вопрос обратил внимание и Э.С.Кульпин, который по этому поводу пишет:

«Он (Мамай мурза) не был монголом, не был даже тюрком, а был хиновином — выходцем из Северного Китая. Согласно традиционным степным обычаям, он не мог претендовать на власть в Золотой Орде, он должен был иначе, чем чингизиды, утвердить свою власть. Одна из возможностей — стать не столько ханом, сколько Великим князем тюрков и славян, переустроить порядки в государстве, опереться не только на старые, но новые политические силы, повысить значимость тех этносов государства, сила которых явственно возрастала. Лишь однажды властитель степи шел на землю, народ которой должен был стать опорой его власти в едином государстве тюрков и славян…» (Кульпин Э.С. Указ.соч. — С.96).

С такими мыслями собирался в поход Мамай мурза. А между тем у русских шла спешная подготовка. Из Ростова, Белоозера, Ярославля, Владимира, Переяславля, Костромы, Мурома, Дмитрова, Можайска, Звенигорода, Углича, Серпухова и других городов Руси в центр шли войска. Не посылают своих отрядов к великому князю лишь Суздаль, Новгород и Тверь. А князь рязанский Олег, как известно, был на стороне Мамай мурзы. В целом историки количество русского войска определяют примерно в 150 тысяч человек. Хотя и пишут, что количество войск у Мамай мурзы было больше, чем у русских, однако если учесть, что в этом походе участвовало только правое крыло (западная часть) Золотой Орды, то такое утверждение можно поставить под сомнение. (К тому же мы в дальнейшем увидим, что в сражении ни князь Олег, ни Ягайло участие не принимали.)

Сергий Радонежский

18 августа великий князь Дмитрий Иванович, перед отправлением в поход, с князьями и воеводами приезжает в Троицкую обитель к игумену Сергию Радонежскому для получения последнего благословения. Преподобный просит, чтобы он отслушал божественную литургию и остался к трапезе. Во время трапезы игумен Сергий спрашивает великого князя:

«Все ли ты сделал, все ли меры использовал, чтобы предотвратить страшную битву?
Все сделал, но безуспешно, — отвечает великий князь.
Если так, то врага ждет конечное погубление, а тебе помощь и слава от Господа, — сказал игумен Сергий» (Знамя Преподобного Сергия Радонежского. — М.: Денница, 1991. — С.84).

Высказаться так определенно об исходе предстоящего сражения означает взять на себя огромную ответственность. Но игумен Сергий не боится сделать это, ибо он знал много такого, что недоступно простому человеку. Вообще говорят, он не был обыкновенным священником. В его биографии много фактов, доказывающих его связь с высшими силами. Эту необыкновенную личность, кроме великого князя Дмитрия Ивановича и Мамай мурзы, можно назвать третьим главным действующим лицом Куликовской битвы, хотя он сам непосредственно в сражении не участвовал. Поэтому о нем стоит рассказать немного подробнее.

«В юности случилось с ним такое странное событие. Однажды отец послал Варфоломея (его настоящее имя) разыскать коней в поле. Мальчик, во время поисков своих, пришел на поляну и увидел под дубом «старца схимника, погруженного как бы в молитвенное созерцание». Варфоломей приблизился и молча стал в ожидании, когда старец заметит его. И вот старец обратился ласково к отроку, спросив:
Что тебе надо, чадо, от меня?
И Варфоломей, поклонившись, с глубоким душевным волнением, сквозь слезы, поведал ему свое горе и просил старца молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. И под тем же дубом старец стал на молитву, и рядом с ним Варфоломей.
Окончив, чудный старец вынул из-за пазухи ковчежец и взял из него частицу просфоры, благословил и велел ему съесть, сказав:
Сие дается тебе в знамение Благодати Божьей и уразумения Святого Писания, не скорби более, чадо мое, о грамоте, ибо отныне даст тебе Господь разум в учении» (Знамя Преподобного Сергия Радонежского. — С.31-32).

Говорят, с этого времени Варфоломей всей душой пристрастился к богослужению и изучению священных книг. В его духовном мире произошли заметные изменения.

Вот еще один пример его чуткой духовности и прозорливости. Он связан с именем Стефана Пермского.

«Однажды, спеша в столицу по делам церкви, Стефан Пермский, проезжая и находясь в девяти верстах от Троицкой обители и не имея времени навестить своего друга, велел остановить лошадей и, встав, поклонился в сторону обители со словами:
Мир тебе, духовный брат!
Отец Сергий сидел в это время за трапезой с братией и, духом прозрев такое приветствие, встал и на глазах удивленной братии отвесил низкий поклон и произнес:
Радуйся и ты, Христов пастырь, мир Божий да пребывает с тобою.
Затем отец Сергий объяснил удивленным свидетелям, что он приветствовал епископа Стефана Пермского, который в пути послал им благословение» (Знамя Преподобного Сергия Радонежского. — С. 92).

Вот так описывает Е.И. Рерих смерть этого чудесного старца:

«За полгода до своей кончины Преподобный (отец Сергий) получил откровение о своем исходе. Призвав братию, он вручил управление Обителью своему ученику преподобному Никону, сам же удалился в келью, в полный затвор, пребывая в безмолвии.
20 сентября 1392 года на 78-м году от рождения, приобщившись Святых Даров, принесенных в его келью, Святой Сергий благословил собравшуюся вокруг него братию, сказав:
— Вот я отхожу к Богу, меня призывающему, вас же предаю Господу и Его Матери. Она да будет вам прибежищем и стеною крепкою от сетей вражеских.
После чего мирно отошел.
По свидетельству братии, в момент преставления лик Преподобного озарился светом, и необыкновенное благоухание наполнило келью» (Знамя Преподобного Сергия Радонежского. — С. 95).

То, что мы отвели так много места жизни Сергия Радонежского, связано с Куликовской битвой.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *