Волжская Булгария

bulgariya

Домонгольский период (X века — первая треть XIII века) можно считать временем окончательного становления и расцвета Волжской Булгарии, наиболее динамичного развития политической и социальной систем, хозяйства и культуры, налаживания международных политических, торгово-экономических и культурных отношений, роста международного авторитета Булгарии.

Территория Волжской Булгарии

Многочисленные источники эпохи средневековья и материалы археологов дают возможность определить территорию и границы Волжско-Камской Булгарин в Х- XIII века.

Восточные авторы X- XI века Ибн Хаукал, аль-Масуди и Гардизи свидетельствовали, что булгарские земли граничат на западе со славянскими. Ибн Фадлан описывает южных и юго-восточных соседей булгар: гузов, печенегов, башджардов (с ними многие исследователи связывают происхождение современных башкир). Аль-Истахри и Ибн Хаукал (X век) сообщали, что язык булгар подобен языку хазар, и обозначали границу булгарского влияния по реке Яик, за которой начиналась страна гузов.

Археологическими данными убедительно подтверждено, что на севере булгарское население освоило территорию до бассейна Казанки, но очевидно, что влияние Булгарии не ограничивалось этими пределами.

Таким образом, территориальными границами Волжской Булгарии в X — XIII веках можно считать реки Суру на западе, Белую и Яик на востоке, Казанку на севере и Жигулевские горы, огибаемые волжской излучиной Самарской луки, на юге.

Многочисленные булгарские поселения обнаружены археологами в современных Ульяновской Самарской, Пензенской областях. Можно предположить, что булгарский тип образа жизни, государственности, социально-экономического строя, культуры толерантности и соседствования отвечал интересам исторического развития многих поволжско-уральских этнических сообществ.

Князь Волжской Булгарии

Обычно процессы складывания основ государственности занимают столетия, однако они всегда замыкаются в определенной временной плоскости, связанной с деятельностью крупных исторических фигур.

elteberОсобая роль в государственном объединении булгарских племен принадлежит эльтеберу-князю Альмасу (Альмушу), который в начале X века превратился именно в такую знаковую для становления государственности историческую фигуру.

Булгары до укрепления своего государства выплачивали ежегодно дань каганату, для чего, как свидетельствовал Ахмед ибн Фадлан необходимо было с каждого дома брать по шкурке соболя, а булгарский Хан отправлял в Хазарию своих детей в качестве почетных кожников.

Каганат был заинтересован в сохранении господствующего экономического положения на востоке Европы, политико-экономического контроля над северной частью волго-каспийского торгового пути.

Эльтебер Альмуш сумел определить возможности и ресурсы для получения большей независимости набиравшего силы в этот момент Булгарского государства, которые мог дать политический союз с кем-то из сильных противников Хазарского каганата.

Хазарский каганат на рубеже IX—X века конкурировал за влияние на евразийских торговых путях с Арабским (Багдадским) халифатом и Византийской империей. В это противостояние были втянуты кочевые объединения печенегов, гузов и кипчаков в степях от Волги до Дуная, Хорезм — в Средней Азии и Киевская Русь — на востоке Европы.

Окончательный выбор политического союзника был сделан булгарами в пользу Багдадского халифата.

Почему был выбран такой вариант союзничества? Каковы были мотивы и последствия булгаро-багдадского политического контракта? Что это — случайность или стратегически продуманный и перспективный для булгар исторический шаг? И, наконец, в какой мере ориентация на Арабский халифат была связана с решением о принятии ислама в качестве государственной религии?

Дипломатия Волжской булгарии

Принятие ислама в качестве государственной религии, несомненно, представляло собой  внешнеполитическое решение. Оно было продиктовано в первую очередь стремлением Волжской Булгарии получить официальный статус эмирата, то есть вассальной территории багдадского халифа — верховного правителя всех мусульман с тем, чтобы, опираясь на его поддержку, избавиться от весьма обременительного и унизительного подчинения хазарским каганам.

Стратегический расчет булгарской дипломатии заключался в распространении суверенитета и на те территории, которые находились в хазарском подчинении. Восточная «тонкость» булгарской дипломатии заключалась в том, что акт перехода Волжской Булгарии под протекторат Арабского халифата должен был иметь лишь формальное значение, так как, из-за анклавного положения на пространствах немусульманского мира и большой удаленности от Багдада, не было речи о серьезном выполнении ею традиционных форм и норм вассальности.

volzhskaya-bulgaria-01

Арабо-мусульманская ориентация Волжской Булгарии, конечно, давала определенные геополитические гарантии, а стало быть, способствовала сохранению ее статуса межконтинентального центра торгово-транзитного обмена.

Политическая система Волжской Булгарии

Волжская Булгария в конце X — начале XI века представляла собой типичное раннефеодальное государство. Высшая власть принадлежала эльтеберу, или малику (от арабского «царь»). Позднее главу государства стали именовать эмиром (от арабского «повелитель»). При эльтебере-эмире существовали специальные совещательные советы из местной знати.

Нельзя не отметить, что политическая иерархия властной элиты была переплетением тюркских традиций с арабскими заимствованиями, формируя особые булгарские цивилизационные модели власти и систему управления. Ибн Фадлан и другие авторы для характеристики булгарского общества использовали такие термины, как «царь», «предводители», «знатные жители», «приближенные», «старейшины», «простой народ», «друзья-дружинники», «рабы», что свидетельствует о системе вассальной зависимости и соподчинения.

На верхних ступенях феодальной пирамиды находились эльтебер- эмир и его жена, ближайшие родственники, ниже располагались князья четырех булгарских племен и ближайшие члены их семей. На следующей нисходящей ступеньке социальной иерархической лестницы помещались высшие чиновники, назначаемые эмиром. Еще ниже находились привилегированные представители родоплеменной знати и военные дружинники.

islam_na_rusi

Власть в селениях осуществляли старшины- старейшины. С укреплением ислама заметную общественную роль стало играть мусульманское духовенство — муллы, ходжи, шейхи, постепенно вытеснившие языческих жрецов. Основными законами Волжской Булгарии взамен традиционных родоплеменных, основывавшихся на обычаях предков, становятся законы шариата — свода мусульманских правовых и религиозных норм.

Налоги в Волжской Булгарии

Подавляющую часть населения Волжской Булгарии составляли свободные крестьяне — общинники. С созданием государственности, развитием хозяйства и усилением роли в транзитной международной торговле растет число городов и численность городских жителей, особенно за счет ремесленников и купцов.

Рабы попадали в Булгарию либо как пленные, захваченные в результате военных походов самих булгар, либо с караванами работорговцев, транзитом из других стран. В последнем случае каждый десятый невольник должен был остаться в распоряжении хана в качестве таможенной десятины — пошлины ввозимых товаров. Поэтому общая численность рабов не составляла заметной части всего населения, как было характерно для рабовладельческих государств, а само рабство не имело настолько широкого распространения, чтобы стать основой экономического и политического развития страны.

Основными доходами государственной власти были, во-первых, регулярные ежегодные подати с каждой семьи (скотом и мехами); во-вторых, десятина со всех ввозимых в страну товаров; в-третьих, разовые подати (например, за свадьбу, званый пир и т.д.).

islam_na_rusi7

По свидетельству арабского путешественника аль-Гарнати (XII в.), зависимые от Булгарии соседние племена платили булгарам поземельный налог — харадж и подушный налог с немусульман — джизъю. Повинности булгарских крестьян поначалу были невелики и носили характер дани, но со временем стали все больше приобретать феодальный характер.

Хозяйство Волжской Булгарии

Особую роль в расцвете хозяйства Волжской Булгарин играли сельское хозяйство, ремесленное производство и торговля. Хозяйственным базисом являлось высокопродуктивное сельское хозяйство. Богатые черноземные земли требовали глубокой вспашки и использования совершенных орудий труда.

Уже в VIII в. в бунтарском хозяйстве на смену мотыге и деревянной сохе, сохранившейся для работ на более легких почвах, приходит плуг с железным лемехом (сабан). Главными хозяйственными культурами булгар были пшеница, рожь, ячмень, просо, горох, а также редкие сегодня чечевица и чумиза. Собранный урожай хранили в земляных зернохранилищах, стены которых укреплялись толстыми дубовыми досками, а также в больших глиняных корчагах.

poleЗерно использовалось на пропитания для продажи и обмена. Даже на ранних этапах государственности хлебная торговля была важной статьей булгарского экспорта. Известно, что немалая часть зерна вывозилась в Северо-Восточную Русь, где для хлебопашества были менее благоприятные условия. Русский историк В.Н. Татищев приводил сведения, что в голодном для Руси 1229 г. булгарские купцы привозили зерно в русские города по Волге и Оке, а булгарский эмир послал в дар великому князю Юрию Всеволодовичу тридцать ладей (речных судов), груженных хлебом.

Традиционно высокая культура скотоводства у булгар дополнялась новыми приемами пастбищного и стойлового содержания домашнего скота, чему способствовал торговый обмен с восточными и южными кочевыми соседями булгар.

Немалое хозяйственное значение для местных волго-уральских аборигенов сохраняли охота, рыболовство, бортничество, совершенствовались их приемы. Промысловый характер имела охота на пушного зверя — соболя, куницу, белку, бобра, лисицу и зайца. В малых и крупных реках вылавливалось немало рыбы, часть которой шла на продажу. Поскольку сахар еще не был известен, важное хозяйственное значение имело бортничество — сбор меда и воска диких пчел (борть — дупло дерева), а затем началось разведение пчел в выдолбленных дуплах деревьев.

Ремесло Волжской Булгарии

Другим важным источником социально-экономического развития Булгарского государства стало ремесленное производство, вступившее в XII — XIII веке в пору расцвета. Ведущую роль играли металлургия и металлообработка, кузнечное и оружейное дело.

buigaria_remesloК XIII — XIV веку в булгарских городах было налажено масштабное чугунолитейное производство — одно из самых ранних в Восточной Европе. Археологами обнаружены литейные печи, чугунные котлы, чаши. О высоком качестве продукции металлургов и кузнецов свидетельствуют не только изготовленные ими предметы труда (лемехи, топоры, пилы, косы, серпы, молотки, петли, цепи, гвозди), но и инструменты самих мастеров — различные по размеру и форме молотки и наковальни, зубила, щипцы, клещи, пробойники и т.д. Булгарские средневековые мастера использовали практически все известные в тот период приемы металлообработки и могли изготовить почти все необходимые изделия.

Особых профессионально-ремесленных навыков требовало изготовление оружия: мечей, клинков, топоров, булав, копий и дротиков (копий с длинной втулкой для пробивания щитов), стрел различной формы, кольчуг и шлемов, а также мелких рогаток с четырьмя шипами для защиты от конницы. Обилие найденных археологами сложных бытовых изделий — замков, ключей, ножей и ножниц, весов, чашечек для весов и гирь, медных и бронзовых котлов, чаш, кувшинов — кумганов, бронзовых зеркал, пуговиц, застежек свидетельствует не только о производственном потенциале булгар, но и о высокой для того времени культуре быта, богатстве и разнообразии образа жизни.

remesloОсобенно впечатляет уровень ювелирного дела. Кольца, перстни, браслеты, подвески и другие украшения из золота, серебра и драгоценных камней, выполненные в технике литья, ковки, штамповки, тиснения, чеканки, гравировки, пайки, зерни и скани, отличались высоким качеством и пользовались большим спросом на международном рынке, особенно в странах Восточной Европы. Булгарские ювелирные изделия обнаружены при раскопках в Смоленской, Киевской и Львовской областях.

Весьма известной в сопредельных странах была продукция булгарских кожевенников. Развитое животноводство булгар и соседних племен обеспечивало ремесленников качественным сырьем, которое они умели отлично обрабатывать. Выделанная кожа шла на изготовление поясов, ремней, конской сбруи, обуви.

Гончарное дело, ткачество и прядение, обработка шерсти и резьба по кости в Волжской Булгарии также обеспечили массовое производство различных видов ремесленной продукции. Скотоводство и охота давали возможность изготавливать недорогие бытовые предметы из кости.

Булгарские гончарные мастерские XII — XIII века использовали качественную глину и были оборудованы ручными и ножными гончарными кругами, инструментами для покрытия изделий орнаментом, а главное, горнами — печами для обжига.

posudaПосле обжига булгарская керамика имела красноватый цвет, нередко покрывалась лощением и орнаментом. Глазурованная посуда имела зеленую поливу. Наиболее распространенные археологические находки — глиняные, реже медные или свинцовые пряслица для веретен свидетельствуют о широком распространении прядения и ткачества. Развитое овцеводство обеспечивало развитие производства шерстяных тканей и изделий из войлока.

С бурным развитием булгарских городов произошла специализация архитектурного и строительного дела, деревообработки, плотницкого и столярного ремесел. Осваиваясь в новой местности, булгары довольно быстро перешли от привычных для степей юрт и глинобитных домов к строительству бревенчатых изб с печным отоплением. При строительстве использовался также местный камень и кирпич.

Торговля Волжской Булгарии

Особую роль в процветании государства сыграла волжско-камско-каспийская транспортная система, которую ныне называют Великим волжским путем. Контроль за ним долгое время пытались удержать хазары, затем путь стал предметом политического интереса владимиро-суздальских князей, а позднее и монгольских ханов. Волжско-каспийский путь шел параллельно знаменитому пути «из варяг в греки» и открывал дорогу в русские и балтийские земли, вел в страны Востока.

Поэтому в сферу булгарского международного товарообмена попадали не только Хазария, Закавказье, Иран, Средняя Азия на юге и Русь на западе, но также Индия, Китай, Византия, Прибалтика и Скандинавия. Через территорию Волжской Булгарии проходили два караванных пути: один вел в Хорезм, Среднюю Азию, другой — в Крым.

На территории Волжской Булгарии существовало несколько ярмарочных центров — караван-сараев с помещениями для отдыха купцов и складами. Поблизости от крупных торговых центров возникали постоянные колонии-посады русских, арабских, армянских купцов.

bazarvbolgarah

Все основные торговые пути и караванные дороги пересекались недалеко от столицы государства — Великого Булгара, на ярмарке Ага- Базар. Сюда из дальних и ближних стран везли самые разные товары: золото и серебро, драгоценные камни и монеты (главным образом арабские и среднеазиатские серебряные дирхемы), дамасскую сталь и клинки, шелка, парчу и другие ткани, одежду, ковры, посуду, пряности, благовония, фрукты и сладости.

Ибн Фадлан упоминал, что в 922 г. послы подарили булгарскому царю и царице благовония, одежды, халаты и жемчуг. Из русских земель привозили меха, оружие, украшения, из Европы — оружие (франкские мечи), ткани, а из Прибалтики — янтарь. В булгарских городах и поселениях археологами обнаружено значительное количество предметов восточного, русского и европейского происхождения, характеризующих диалогичность и параллели в образе жизни, экономике и культуре.

ulfberht-espada-vikingaСреди восточных товаров выделяются дирхемы, китайские, персидские и даже кипчакские бронзовые зеркала, тонкая посуда из Средней Азии и Ирана, обработанные и необработанные драгоценные и полудрагоценные камни. Немало археологических находок, — это сделанные из закавказского, иранского и византийского стекла и бисера изделия. Русское происхождение имели женские украшения из серебра и золота, оружие. Сохранились западноевропейские монеты, а также франкские мечи, в том числе с клеймом мастера-оружейника «ULFBERTH», указывающим на его происхождение .

 

В древнем Биляре была обнаружена целая мастерская по производству янтарных украшений и собрано несколько килограммов необработанного янтаря, месторождения которого, как известно, расположены в Прибалтике.

Денежная система Волжской Булгарии

В Волжской Булгарии интенсивно развивались товарно-денежные отношения, в основу которых была положена арабская система. Уже в X в. начинается чеканка собственной монеты по типу арабской. Монеты сохранили имена булгарских правителей того времени.

monetyБулгарские монеты вместе с булгарскими купцами и товарами проникали в различные страны. Так, на территории Древней Руси и стран Балтии булгарские монеты найдены, как минимум, в сотне мест. В качестве денежного эквивалента нередко использовались шкурки мелких пушных зверей — куницы или белки. Самая мелкая денежная единица, равная копейке, у казанских татар долго именовалась, да и по сей день именуется «тиен» (белка). Шкурка куницы, по свидетельству ибн Русте, в начале X века приравнивалась к двум с половиной арабским дирхемам (серебряный дирхем весил в это время около трех граммов). В XI-XII веке у булгар, как и у славян, были в ходу серебряные слитки — гривны или сумы (в современном татарском языке сум — рубль), а затем вновь налаживается чеканка собственных монет.

 

Интересно, что существовала и безденежная торговля, своеобразный заочный бартер с северными и сибирскими угро-финскими племенами вису (весь) и йура (югра), от которых булгары получали меха, шкуры, моржовые клыки. Аль-Гарнати сообщал, что вису жили в одном месяце зимнего пути от булгар, а йура — еще дальше. Потомки народности вису (весь, вепсы или чудь) сейчас проживают на юге Карелии, в Ленинградской и Вологодской областях, а йура (югра, угра) — предки современных хантов и манси.

Немая торговля с этими народами происходила по установленному ритуалу: сначала булгарские купцы, прибыв в земли северных племен, оставляли свои товары — оружие, украшения — в известном месте и отходили на некоторое расстояние, после этого вису или йура подходили к булгарским товарам и складывали около понравившихся им вещей какое-то количество шкурок или других предметов торговли и тоже отходили достаточно далеко. Вернувшиеся булгары, если их устраивала цена, молча предложенная вису или йура, забирали товары лесных племен и оставляли им свои. Если не были довольны предложенным для обмена эквивалентом, то забирали свои вещи и отправлялись искать других покупателей.

Отношения Волжской Булгарии с Русью

Крупным торговым партнером и одновременно конкурентом Булгарии на востоке Европы была Древняя Русь. О существовании постоянного торгового пути из Волжской Булгарин в Киевскую Русь знал географ X века Эль-Балхи, указывая, что от Болгар до Куябы (Киева) было около двадцати дней пути, и добавляя при этом, что расстояние от хазарского Итиля до Булгара по степям — это около месяца пути. Вверх по течению Волги этот путь занимает около двух месяцев, а водная дорога назад в Итиль вниз по Волге требует около двадцати дней. Эти торговые пути были известны также хазарам, арабам, варягам.

Хотя длительное время Древняя Русь и Волжская Булгария были заинтересованы в освобождении от хазарской зависимости, они не заключили взаимного союза против общего врага. Более того, в 964 — 965 гг. во время военного похода на Хазарию двигавшийся через Оку и Волгу киевский князь Святослав совершил нападение на волжских булгар и буртасов, разрушил и ограбил их города, а затем спустился вниз по Волге и уничтожил хазарские города.

Политическими последствиями похода стал не только разгром Хазарского каганата, но и ликвидация зависимости от него Булгарии и централизация Булгарского государства. Другим следствием разгрома Хазарии стало усиление конкуренции русских княжеств и Булгарского государства за контроль над волжско-каспийским торговым путем и пушной торговлей с народами северной лесной полосы. В 985 г. киевский князь Владимир Святославович при поддержке тюрок-огузов совершил поход на булгарские земли, в результате которого был заключен первый в истории русско-булгарских взаимоотношений договор о мире.

islam_na_rusi5

В этот период между Булгаром и Киевом велись интенсивные дипломатические переговоры о вере и, следовательно, о выборе стратегических союзников и цивилизационного пути развития. В 986 г. булгары отправили к князю Владимиру мусульманских проповедников с предложением принять ислам. Известно, что накануне официального крещения Древней Руси в 988 г. князь Владимир отправлял делегации в разные страны для ознакомления с крупнейшими религиями: православием, католицизмом, исламом. Он говорил своим послам: «Идите первое в Болгары… идите паки в Немцы и оттуда идите в Греки».

Важной статьей булгарского экспорта в русские земли стала поставка хлеба, о чем впервые упоминает летопись 1024 г. После образования в XI -XII вв. Ростово-Суздальского и Муромо-Рязанского княжеств, немалую часть населения которых составляли угро-финские племена, их земли вплотную подошли к территории буртасов, живших по правобережью Волги и в бассейне рек Суры и Мокши. Активная колонизационная политика северо-восточных русских княжеств стала выходить к границам Булгарского государства. Столкновение их экономических и политических интересов за волжский торговый путь и за влияние на народы Поволжья и Приуралья принимало форму вооруженной борьбы.

Противоборство усиливалось по мере усиления религиозных различий и, соответственно, включения славян в христианско-православную цивилизационную общность, а булгар — в обширный исламский мир. Но граница русских княжеств и Булгарского государства никогда не была зоной религиозных войн. Их столкновения не были сопряжены с лозунгами и призывами к священной войне с иноверцами. Это исторический факт, не оспариваемый ни одним из исследователей.

Историческое развитие Волжской Булгарии и в последующем в значительной степени зависело от характера и уровня развития коммуникативной культуры, складывавшейся между историческими соседями — христианской Киевской Русью и исламской Волжской Булгарией.

Таким образом, векторы внешней политики Волжской Булгарии диктовались в первую очередь экономическими и политическими интересами: в X в. — стремлением освободиться из-под влияния Хазарского каганата и обеспечить независимость, в XI—XII вв. — желанием нейтрализовать усиление Владимиро-Суздальского княжества, сохранить за собой преимущественное влияние на Волжско-Каспийском торговом пути.

Хотя булгарские феодалы, подобно всем правителям той эпохи, считали военную силу основным средством политики, историческая репутация булгар не запятнана разрушительными походами против соседей, беспричинными жестокостями, коварством по отношению к союзникам. Булгары в большей степени ориентировались на торговую и ремесленную деятельность, укрепление экономической силы государства, нежели на расширение территорий и получение военной добычи и «военной славы». Речь идет о преимущественной ориентации государства на поиск внутренних источников развития, на созидательную деятельность, мир и стабильность. Поэтому конфликты с северо-восточными русскими соседями после обоюдных походов друг против друга, как правило, заканчивались мирными договорами, гарантиями беспрепятственной торговли и, следовательно, усилением хозяйственных и культурных контактов.

Волжская Булгария как самостоятельное государство просуществовало вплоть до 40-х годов XIII века, когда оно было завоевано Монгольской империей, а потом включено в состав Золотой Орды.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *