Вразрез с заветами

униатская церковь

Накануне второй мировой войны униатская церковь в Галиции и Прикарпатской Украине, этот передовой бастион католицизма на Востоке, представляла собой определенную политическую силу. Греко-католическая церковь, по сути дела, превратилась широко разветвленную, строго централизованную религиозно-политическую организацию, владевшую крупными земельными и лесными угодьями, банками и промышленными предприятиями, располагавшую значительной полиграфической базой и большим пропагандистским аппаратом.

Основной силой униатской церкви была широкая сеть церковных функционеров — деканов, священников, монахов, — беспрекословно выполнявших указания церковной верхушки.

Вот некоторые данные, позволяющие судить возможностях идеологической обработки населения западных областей Украины греко-католической церковью. В 1937 году во Львовской, Станиславской и Перемышльской епархиях униатская церковь имела 123 деканата, 2264 прихода, 2704 церкви, 2275 священников. Кроме того, в названных епархиях униатской церкви принадлежал 41 монастырь и несколько десятков монастырских домов, в которые находилось 135 иеромонахов, 462 монаха, 941 монахиня. Пряшевское, Мукачевское епископства и так называемая апостольская администрация Лемковщины объединяли 49 деканатов с 450 священниками.

По официальным статистическим данным буржуазной Польши, Львовской митрополии в 1925 году принадлежало 26 879 га полей, садов, сенокосные угодий и 36 063 га леса. Имение метрополии в Долинском уезде насчитывало 34 245 га пахотной земли и леса. Греко-католическая церковь имела железную дорогу Брошев — Осмолода протяженностью 112 км бумажную фабрику и типографию «Библиос», значительный жилой фонд. В 1937 году от сданного внаем жилья во Львове метрополия получила 10 821 злотые чистой прибыли.

Униатские иерархи накопили большие средства. Они вкладывали их в промышленно-финансовые предприятия, такие, как «Народная торговля»; банки — «Днестр», «Сельский господарь», «Ризница», «Достава»; нефтеперерабатывающее предприятие «Уния» и другие промышленные объекты, весьма далекие от «богоугодных дел». Среди 16 основателей «Земельного ипотечного банка», общий оборот которого в 1931 году составлял 12 млн. злотых, на первом месте стояли митрополит А. Шептицкий, епископы К. Чехович, Г. Хомышин, священник Т. Войнаровский.

Ипотечный банк приносил «святым отцам» огромные дивиденды. В годы первой мировой войны, невзирая на голод и нужду трудящихся, банк выплачивал своим вкладчикам от 3 до 6% прибыли. После войны дивиденды банка значительно поднялись: в 1920 году они составляли 10%, в 1921-м —15, в 1922-м — 30%. В связи с экономическим кризисом 30-х годов прибыли банка снизились, но все же составляли 2—7% годовых. «Земельный ипотечный банк в этом году выделил 225 000 злотых чистой прибыли для выплаты акционерам в качестве дивидендов», — сообщала газета «Сель-роб» 22 мая 1932 года.

Униатское духовенство во все времена находилось на стороне угнетателей и эксплуататоров. Прусский юнкер, польский капиталист, австрийский граф, венгерский скотопромышленник, так же как и украинские помещики, всегда были ближе сердцу верхушки униатов, чем рабочие и крестьяне. «Украинские попы, — писала газета Коммунистической партии Западной Украины (КПЗУ) «Сила», — являются составной частью западноукраинской буржуазии. Это следует понимать не только в том смысле, что все без исключения поповство политически находится в лагере буржуазии, но и так, что поповство в целом составляет значительную часть экономической базы украинской буржуазии»

Приведенные факты и документы, перечисление которых можно было бы продолжить, — яркое свидетельство того, что накануне второй мировой войны греко-католическая церковь в западных областях Украины была хорошо организованной реакционное силой, надежной союзницей эксплуататорских классов, верным последователем и активным проповедником политики Ватикана.

Почти 45 лет униатской церковью, этим зловещим рассадником наиболее оголтелого национализма, затем и фашизма, безраздельно правил потомок крупнейших земельных магнатов Александр Роман граф Шептицкий — митрополит Андрей.

Несколько лет назад униатские верховоды на Западе с разрешения апостольского престола уведомили украинские эмигрантские объединения во все мире о начавшемся процессе беатификации и канонизации высокопреосвященного и светлейшего ки Андрея Шептицкого. В соответствии с правилам первой доверенной особой (постулатором) в деликатном деле провозглашения нового святого был назначен архимандрит Петр Кревза, имевший униатский приход в Англии.

Первым шагом постулатора в этом «богоугодном деле» явилось обращение к униатскому духовенств и верующим католикам-украинцам, живущим в стра нах «свободного мира» и на «угнетенной» Украине В соответствии с каноническим правом, говорилось обращении, для провозглашения Шептицкого святы необходимо выслушать свидетелей его «праведной жизни и апостольской деятельности». «Особенно требуется как можно больше таких свидетельств, которые не оставляют сомнений в большой христианской любви митрополита Андрея по отношению к своим священникам и верующим, по отношению к католикам и некатоликам, в частности к православным, евреям и ко всем, кто встречался с ним», — писал доверенный его святости.

Упомянув далее, что в распоряжении церкви «имеется множество писем митрополита Андрея, в частности его пастырские послания, в которых как в зеркале отражается величие его духа», архимандрит обратился к живым свидетелям с просьбой пересылать ему личные письма митрополита, воспоминание о нем и другие «важные документы о его достоинствах».

Однако, как заявил постулатор, собирая «документы о святых делах владыки Андрея», он не отказываются от получения и других, возможно и не очень желательных для католического клира, материалов, касающихся личности Шептицкого. «Само собой разумеется, — пишет Кревза, — во время канонического процесса исследования будут приняты во внимание не только положительные, но и всевозможные критические замечания, сомнения или даже обвинения, если кто-нибудь по долгу совести чувствует себя обязанным их выдвинуть».

Что же, воспользуемся этим случаем. Попробуем и изложить некоторые факты, прямо относящиеся к кандидату в святые. Отвлекаясь от религиозной догматики, мы коснемся обыкновенных мирских дел и с этой целью напомним и предадим гласности некоторые факты и документы.

По происхождению польский граф, по социальному положению один из богатейших землевладельцев и банкиров, по профессии и образованию офицер австрийской армии, затем монах, епископ и, наконец, митрополит греко-католической церкви, Андрей Шептицкий на протяжении многих лет, бесспорно, оказывал заметное влияние на политическую ситуацию в Западной Украине. Он до самой смерти оставался ярым реакционером, защитником интересов помещиков и капиталистов, хитрым и гибким политиканом, воинственным поборником продвижения католицизма на восток, человеком, весьма далеким от интересов украинского народа. Шептицкий отличался еще одной весьма характерной чертой, укоренившейся в нем с тех лет, когда он, молодой блестящий офицер, был вхож в среду придворных австро-венгерского императорского двора и светские салоны Вены. Всю свою жизнь он придерживался пронемецкой ориентации, сохранял веру в «высшее предназначение» германской нации и был полон желания «подтолкнуть» Австро-Венгрию и Германию к скорейшему победоносному «дранг нах Остен».

Во время первой мировой войны Шептицкий открыто выступил на стороне немецких и австро-венгерских милитаристов. Он мобилизовал все силы униатской церкви на поддержку захватнических планов австро-немецких империалистов в отношении Украины. В секретном послании императору Францу-Иосифу владыка писал: «Как только победоносная австрийская армия вступит на территорию русской Украины, нам придется решать три задачи: военной, правовой и церковной организации края».

Определяя главную задачу оккупации, митрополит рекомендовал создать на Украине под контролем австро-немецкой военной администрации марионеточный военно-политический режим, которому о: обеспечит полную и безоговорочную поддержку о стороны униатской церкви и буржуазных националистов. Понимая, что народные массы не примирятся захватчиками, Шептицкий предлагал сформировать на оккупированных землях такую военную администрацию, которая бы внешне наследовала некоторые «традиции запорожских казаков».

 униатская церковь

«Один из наиболее способных военачальников нашей (австрийской) армии… — рассуждал митрополит, — может быть назначен нашим императором-гетманом». Этого гетмана, по мнению Шептицкого, следовало бы возвести в ранг «фельдцехмейстера» австрийской армии. Митрополит советовал императору приставить к австрийскому гетману-фельдцехмейстеру «человека, в какой-то степени знакомой с историей казачества, способного редактировать письма и служить ему на совесть». «Такая военная организация, — заканчивает митрополит, — утвердится во всем крае. Она сможет поддерживать и направлять движение среди украинцев».

С помощью австро-немецких пушек и фельдцехмейстеров Шептицкий рассчитывал надеть чужеземное ярмо на шею украинского народа. Митрополит нашел и кандидата на гетманский престол — князь Вильгельма Габсбурга, окрещенного униатами на украинский лад Василем Вышиваным. Но не сбылись мечты владыки: лопнула лоскутная австро-венгерская империя, а вместе с нею и мечты о гетманства Василия Вышиваного.

Совместно с братскими народами Страны Советов, при поддержке Красной Армии украинский народ сверг ненавистное иго скоропадских, Деникиных и петлюр, наголову разбил польских, английских, немецких, французских интервентов и приступил к величественной стройке социализма.

Первый акт планированной Шептицким и его протекторами авантюры бесславно провалился.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий

  1. Гладкий

    Митрополит Шептицкий сыграл ужасную роль в истории украинского народа сразу встав на сторону нацистов, он тем самым одобрил массовое убийство евреев на Украине. С самого своего рождения униатство было продажным и беспринципным христианским институтом. Теперь оно остается таким же.

    Ответить