«Все для великой Германии и ее фюрера»

Униатское духовенство и оуновцы
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

«Поверхностному наблюдателю могло показаться, что немцы оставили в покое греко-католическую и православную церковь,— писала после войны в обращении к Совету Народных Комиссаров УССР инициативная группа по воссоединению греко-католической церкви с русской православной церковью.— Но опытный глаз примечал, что немцы уже заранее подготавливали уничтожение наших церквей…»

И действительно, «опытный глаз» не мог не заметить, что фашистские захватчики подготавливали уничтожение не только церквей. Они готовили для украинского и других славянских народов участь рабов, готовились к их постепенному физическому уничтожению. Достаточно напомнить изданную миллионными тиражами и хорошо знакомую церковным апологетам и националистам фашистскую библию «Майн кампф», в которой Гитлер говорил о далеко идущих планах фашизма: «Если мы хотим создать великую немецкую империю, мы обязаны прежде всего вытеснить и уничтожить славянские народы — русских, поляков, чехов, словаков, болгар, украинцев, белорусов… Бассейн Богемии и Моравии, территории, непосредственно лежащие на восток от Германии, будут колонизованы немцами, а население этих территорий выселено в Сибирь».

Зная, какую страшную угрозу несет фашизм самому существованию украинского народа, греко-католическая и «украинская автокефальная православная» церкви после гитлеровской оккупации Польши в сентябре 1939 года казалось бы должны были стать на защиту «моральных и духовных ценностей нации», о которых так сокрушались священники в своих проповедях, когда заводили речь об «идейном наступлении большевизма».

Ничего подобного, однако, не произошло. Обе названные церкви вместе с украинскими националистами встретили гитлеровских захватчиков как «своих освободителей и союзников», хотя главари немецкого рейха никогда не помышляли поднимать их до ранга союзников. Они были нужны гитлеровцам только как надежная агентура, которая на определенном этапе помогла бы фашистам подготовить нападение и разгром СССР. Вот что свидетельствуют многочисленные факты и документы.

Церковные политиканы, ослепленные ненавистью к Советскому Союзу, на протяжении ряда лет выполняли позорную роль фашистских агентов. Во время церковных служб и проповедей они провозглашали «многая лета Гитлеру и его славному воинству». Священнослужители забыли о давних распрях и единым фронтом выступали против «безбожного атеизма и коммунизма».

Превратив Краков в свою столичную резиденцию, генерал-губернатор оккупированной Польши Франк устраивал официальные приемы, встречи «делегации» оуновских и церковных Квислингов. Он использовал их для того, чтобы создать впечатление «бланк к лонного отношения» к украинцам. Присвоив себе право утверждать высших церковных иерархов, Франк по советам гестапо подбирал и утверждал их, которые на деле доказали свою преданность фашизму. «Генеральный губернатор д-р Франк принял в замке в Кракове митрополита Дионисия (Валединского), духовных сановников, представителей украинского населения и торжественно утвердил митрополита в качестве главы церкви в ген. губернаторстве».

«Украинский народ,— кощунственно писала газетка,— с благодарностью принял предписания генерального губернатора и эту благодарность выразил в телеграмме отец И. Левчук… Лишь благодаря приходу немецких поиск мы можем теперь развивать культурную жизнь в соответствии со своими национальными традициями». Благодарность генеральному губернатору… Тому самому, который писал в своем дневнике: «Борьбу за достижение наших целей мы будем проводить совершенно хладнокровно… Мы не колеблемся и не останавливаемся ни перед чем и ставим к стенке этот народ дюжинами».

Гитлеровцы, стремясь использовать влияние церкви на население западных областей Украины в своих целях, постоянно заигрывали с униатским и «автокефальным» духовенством. Так, в 1941 году фюрер лично утвердил главой «православной автокефальной церкви» старого фашистского прислужника, бывшего петлюровца Поликарпа Сикорского. И предатель лез из кожи, чтобы отблагодарить за оказанную ему честь. «Благодаря всевышнему творцу,— возглашал с амвона Сикорский,— и великому вождю немецкого народа Адольфу Гитлеру, его победоносной армии, мы, украинцы, куем свою судьбу… Всесторонняя и активная помощь немецким властям на всех участках является нашей обязанностью. Призываю вас, отцы и матери, направлять в этом духе помыслы и дела сыновей и дочерей своих».

Униатское духовенство и оуновцы

Еще раньше, в ноябре 1940 года, архиепископом «украинской православной автокефальной церкви» на Холмщине был утвержден бывший петлюровский министр, сторонник Гитлера Иван Огиенко (Илларион), которого в июне того же года генерал-губернатор Франк назначил руководителем так называемого Главного церковного совета при Украинском центральном комитете в Кракове. Возведение И. Огиенко на архиепископский престол было осуществлено немецкой администрацией с большой помпой. «3-го ноября 1940 года в Холме состоялся величественный праздник возведения архиепископа Иллариона на престол…

Присутствовали представители немецких властей: государственный под секретарь майор Кунд, заместитель люблинского губернатора д-р Дармо, пан Вильден, д-р Крипке, д-р Фель, полковник Бизанц, пан Гайнрих, руководитель Холмского уезда пан Гагер и комиссар Холма пан Остернак. Из украинцев присутствовали проф. В. Кубийович и другие представители украинских организаций. После богослужения заместитель люблинского губернатора д-р Дармо… произнес речь, в которой подчеркнул, что украинцы (читай: оуновцы, националисты) своим трудом могут достигнуть всего, что необходимо. Официальная часть программы завершилась провозглашением многолетия правительству».

Не без вмешательства оккупационных властей начались перемены в руководстве греко-католической церкви. Генеральным викарием Лемковщины в августе 1940 года оккупанты утвердили Александра Малиновского, известного своими националистическими и профашистскими взглядами. Малиновский, в прошлом петлюровский офицер, а затем вице-рек- тор Львовской духовной семинарии, «отличался чертами,: присущими настоящему вояке, и умело применял их в практике духовного лица» . Обследуя подчиненные ему деканаты Лемковщины, Малиновский выдвигал на первый план священников-униатов, преданных оккупационному режиму, таких, как Богдан Липский, назначенный канцлером администратуры, Яков Белоскурский, ее секретарь, и др.

Оуновцы и их духовные отцы перед нападением гитлеровцев на Советский Союз использовали любой повод, чтобы продемонстрировать свою верность и преданность фашизму и Гитлеру. Одним из таких поводов послужил день рождения Гитлера.

«Генерал-губернатор мин. Франк,— писали националисты в газете «Голос»,— принял 19 апреля с. г., в канун дня рождения фюрера Великой Германии, украинскую делегацию, которая через генерал-губернатора выразила пожелания фюреру от украинской группы в генерал-губернаторстве. Глава делегации проф. д-р В. Кубийович вручил губернатору художественно оформленную грамоту с пожеланиями Адольфу Гитлеру. Генерал-губернатор принял пожелания и обещал передать их фюреру. Одновременно он от себя лично, а также от имени фюрера выразил признательность украинцам (т. е. оуновцам, националистам) за их лояльное сотрудничество в восстановлении генерал-губернаторства».

Униатское духовенство и оуновцы организовывали торжественные встречи гитлеровскому гауляйтеру во время его поездок в Грубешов, Холм, Пере- мышль и другие города генерал-губернаторства. 24 июля 1940 года Франк посетил Грубешов, где его с хлебом-солью встречали представитель националистов Клодницкий, священники и «группа украинских панночек». Так приветствовали оуновцы и их духовные отцы наместника Гитлера в Польше, который в своем дневнике писал следующее: «Мы должны здесь, на Востоке, стать господами. Люди этого пространства… способны лишь повиноваться. Поэтому вожжи должны быть постоянно натянуты. Хорошее руководство и постоянный надзор — вот что необходимо для того, чтобы заставить украинцев работать… Возникают два резко отличающихся друг от друга слоя: слой правителей (это мы, немцы) и другой слой — подвластных (это украинцы). Слой правителей планирует, организует, руководит и приказывает. Подвластные — покоряются и работают».

Вот описание одного из «праздничных визитов» Франка (в Холм). «Известие о приезде в Холм генерал-губернатора д-ра Франка… вызвало резкий подъем общего настроения… Все ждут высокое немецкое достопочтимое лицо… От Комитета приветствует Генерального губернатора заместитель руководителя Комитета инж. Олекса Теребус . Он приветствует Франка как представителя немецкой державы, представителя национал-социализма, являющегося в нынешнее время единственным фактором упорядочения отношений во всей Европе. Мы надеемся, что немецкий народ и немецкое правительство упорядочат отношения не только на западе Европы, но и на Востоке… станут выразителями правды для всего мира».

Как видим, в порыве лакейского усердия вожаки ОУН не ограничивались восхвалением гитлеровского рейха, но и призывали своих хозяев к скорейшему нападению на СССР, к завоеванию «всего мира».

Продолжим, однако, описание церемонии встречи. «От имени церкви и верующих генерал-губернатора приветствовал администратор протопресвитер о. Иван Левчук: «…пусть господь благословит вас, пан министр, пусть ведет бог великого фюрера немецкого народа, его правительство, армию и весь немецкий народ к вечной и высочайшей славе».

Позже,— благоговейно сообщала газета,— в доме крайсгауптмана и в немецком казино был устроен прием в честь Франка, на котором присутствовали «элита немецкого общества и отдельные украинцы». Эти «украинцы» (точнее говоря, украинские националисты из ОУН и духовенство профашистской ориентации) благодарили за внимание к ним, за разрешение славословить фашистского наместника. Позднее они пригласили Франка посетить Холмский собор, где И. Левчук «встретил его горячими словами и отправил торжественное богослужение. В честь губернатора пел соборный хор, закончивший службу церковным гимном».

Генерал-губернатор делал вид, будто внимательно слушает, поощрительно кивал головой, в знак уважения приветливо поднимал правую руку. Через несколько же дней после аплодисментов церковников на совещании узкого круга фашистских руководителей он заявил: «Украинцы не имеют никакого права на высшее образование. Главари националистов и духовенства в оккупированной фашистами Польше прилагали немало усилий для укрепления гитлеровского рейха. Они призывали крестьян к своевременной сдаче мяса, зерна и других продуктов оккупантам, агитировали украинскую молодежь выезжать в Германию.

Апостольский визитатор греко-католических приходов в Германии Петр Бергун в пастырском послании к украинцам греко-католикам, работающим в Германии, опубликованном незадолго до начала вторжения гитлеровцев в СССР, призывал добросовестно выполнять все распоряжения немецких властей. «Вы, дорогие братья и сестры,— писал Бергун,— оказались в эмиграции и пользуетесь гостеприимством великого немецкого народа. На всех рабочих местах своих выполняйте свои обязанности на совесть и основательно».

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться
4 комментариев на тему “«Все для великой Германии и ее фюрера»
  1. Зачем врать? Немцы наоборот на наших территориях церкви открывали ,которые большевики превращали в свинарники. А в 1938 году Гитлер в Берлине для русских эмигрантов открыл русско православную церковь. А вот в СССР церкви в это же время взрывали. И в каких »рабов» хотели превратить славян? Ну хватит врать то.

  2. Все как сейчас. Да и зачем менять сценарии, которые хорошо себя показали. Только на этот раз решили подмять под себя православную церковь Украины и опять же поставить в ее главе бандеровцев, прикармливаемых Америкой-Европой, опять же во службу этой Америке-Европе.

    1. да какие бандеровцы на украине? кто там бандеровец то еврей зеленский или был еврей порошенко? борис не смеши.

  3. лучше бы экономику поднимали, да деревни возрождали. доллар уже под шумок за 70 перевалил. а нас все какими то сказками кормят о второй мировой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *