Высадка союзников в Нормандии

высадка в Нормандии
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

6 июня 1944 года началась одна из самых масштабных операция союзных войск по вторжению в Северную Францию.

На рассвете 6 июня свыше тысячи американских тяжёлых бомбардировщиков 8-го авиационного корпуса начали бомбардировку береговых батареи и сооружений, затем последовал налёт 500 средних бомбардировщиков, и в завершение утренней воздушной атаки побережье бомбили крупные соединения английских бомбардировщиков 2-го тактического авиационного корпуса. Всего с полуночи и до 8 часов утра авиация союзников сбросила по берегу и по району высадки 10 тысяч тонн бомб. Одновременно с бомбометанием, на рассвете, более 200 тральщиков под прикрытием крейсеров и авиации на широком фронте начали траление подходов к берегу и районов, намеченных для маневрирования флота при стрельбе по берегу.

После воздушной атаки побережья в большом числе пунктов были успешно высажены воздушно-десантные войска как с транспортных самолётов, так и с планеров, на которых находились крупные силы. Эти десанты, которые в дальнейшем соединились с основными силами десанта, захватили аэродромы, разрушили мосты и дороги, препятствуя движению немецких резервов.

В 5 часов утра английская эскадра линейных кораблей открыла огонь по береговым батареям немцев; вскоре огонь вели уже свыше 640 морских орудий калибром от 4 до 16 дюймов. Артиллерийская атака берега велась весьма решительно. Миноносцы подходили к берегу на расстояние до 1400 метров от некоторых немецких батареи. Только за 10 минут перед высадкой по берегу было выпущено более 2 тысяч тонн фугасных снарядов. Флот совместно с авиацией в этой атаке подавил огонь 80% немецких батарей. До высадки первых бросков десанта корректировка огня кораблей осуществлялась самолётами-корректировщиками, в дальнейшем, после высадки, корректировку осуществляли береговые корректировочные посты.

В 6 часов 30 минут огонь орудий крупного калибра линкоров «Нельсон», «Уорснайт», «Рамилиес», «Невада», «Тексас» и «Арканзас», а также бомбовые удары были перенесены в глубину района высадки. К берегу под прикрытием истребителей и миноносцев устремились тысячи десантных судов. Действия флота и высадку десанта прикрывало с воздуха 11 тысяч самолётов первой линии, создавших над районом операции своеобразный «воздушный зонт», в воздухе одновременно находилось не меньше 200 самолётов над каждым участком высадки.

Высадка десантов была произведена во время отлива в районах бухты реки Сена, юго-западнее Гавра, в районе устья рек Сены, Ори и Вир, а также юго-восточнее Шербура. Вслед за морской пехотой («коммандос») «первыми высадились на берег 50-я британская пехотная дивизия, затем 3-я канадская дивизия. 1-я и 29-я американские пехотные дивизии.

Авиация союзников встретила слабое сопротивление со стороны истребительной авиации и зенитной артиллерии немцев. По сообщению агентства Рейтер, сопротивление немцев на берегу было менее сильным, чем предполагалось, огонь береговой артиллерии был недостаточно эффективным. Широко применённые немцами подводные препятствия оказались мало эффективными: в период отлива они все оказались оголёнными.

Караваны судов с десантом союзников не подвергались обстрелу артиллерии береговой обороны немцев. Не помешал высадке и фашистский флот, лёгкие силы которого, преимущественно торпедные катера, появлялись в зоне высадки с большим опозданием.

В коммюнике союзников № 3 указывалось, что «военно-морские силы врага не предпринимали никакой новой попытки помешать нашим десантам с моря».

Все эти положения «подтвердил и премьер-министр Великобритании Черчилль, заявивший, что «препятствия, сооружённые на море, оказались не столь трудными, как этого опасались. Переход по морю был осуществлён со значительно меньшими потерями, чем мы предполагали». Командующий объединённым флотом союзников адмирал Бертрам Рамсей уже на следующий день после высадки заявил, что «первая фаза десантных операций прошла успешно на все 100%», при планировании операции допускалась возможность потери десантных судов от огня береговых батарей и от мин заграждений до 10%, но фактически только лёгкие боевые суда понесли небольшие потери, не отразившиеся на ходе высадки. В частности американский флот, по заявлению президента Рузвельта, потерял 2 эсминца и I десантное судно для переброски танков.

Агентство Рейтер кроме того сообщило, что американский торговый флот потерял некоторое количество судов, однако потери были значительно ниже, чем ожидались. Потери военно-воздушных сил союзников во время высадки составляли примерно 1%. Погода не оправдала ожидания: была низкая облачность, северо-западный ветер развёл волну и затруднял высадку, продолжавшуюся весь день б июня под непрерывным прикрытием авиации и огня флота. В районе высадки было поднято большое число аэростатов-заграждения и широко применялись дымовые завесы, К.исходу дня все береговые батареи немцев ещё не были подавлены, но они держались всё время под ударами с воздуха и под огнём кораблей флота, поэтому огонь батарей уже не был эффективным. Подходившие немецкие танки «тигр» в ряде случаев рассеивались огнём флота. Так, крейсеры «Орион» и «Аргонавт» с дистанции 20 километров своим огнём рассеяли скопившиеся танки и пехоту немцев. Не менее эффективно отражена была атака немцев к северу от Кана огнём линкора «Уорспайт», вызванным одним из самолётов «Синтфаер», который обнаружил скопление бронемашин и пехоты противника.

В течение дня 6 июня авиация союзников продолжала наносить удары по мостам, дорогам, береговым батареям и живой силе противника, сбросив всего до 20 тысяч тонн бомб и обеспечив этим успех десанта. Самолёты одного только 9-го американского авиакорпуса совершили за день более 4750 вылетов.

К исходу дня 7 июня высаженные в различных пунктах побережья морские десанты установили между собою связь по фронту, ширина которого достигла 80 километров и глубина в ряде мест — до 20 километров. Установлена была связь также с воздушными десантами. Первый этап боя за высадку прошёл успешно, плацдарм для дальнейшего наращивания сил вторжения был создан и закреплён.

высадка в Нормандии

Таким образом, союзниками была достигнута полная тактическая внезапность высадки; это целиком подтверждают и пленные немцы, а также слабое противодействие авиации немцев в первый день вторжения и запоздалое появление лёгких сил немецкого флота в районе высадки.

Потери союзников в живой силе при высадке оказались ниже самых оптимистических предположений; к исходу 12 июня все раненые были эвакуированы в Англию.

Укрепление и расширение плацдарма па берегу шло настолько уверенным темпом, что 42 нюня занятую союзниками территорию посетили на эсминце «Кольвин» премьер-министр Великобритании Черчилль, генерал Эйзенхауэр, адмирал Кинг и другие высшие начальники союзных войск; 14 июня в Нормандию приезжал генерал де Голль, а 16 июня район боёв посетил английский король, прибыв во Францию на крейсере «Аретуза».

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *