Храм Артемиды в Эфесе

Храм Артемиды

Филон Византийский писал, что все чудеса света, которые он видел, меркнут перед одним из них – храмом Артемиды в Эфесе.

К сожалению, не только этот восхитительный храм не дошел до наших времен, но и город, в котором он находился, потерял свое величие.

Что же случилось с этим храмом и что превратило Эфес из оживленного торгового порта в забытую деревушку на болоте?

Святилище богини Артемиды

На месте, где располагалось одно из семи чудес света древнего мира, до этого было построено несколько святынь богини, они разрушались и отстраивались заново.

Первая, вероятно, была сооружена приблизительно в 800 году до нашей эры на болотистой полосе у реки Каистр в Эфесе, в Малой Азии, на территории современной Турции.

Надо сказать, что богиня Эфеса Артемида, называемая также Дианой, мало походила на древнегреческую богиню охоты, храбрости, материнства и целомудрия.

В Эфесе Артемида была богиней плодородия, ее часто изображали драпированной яйцами, с несколькими грудями от талии до плеч – символами плодородия.

Этот образ вырос из культа древней проэллинской богини «великая мать».

Во времена греческой колонизации ионийцы пришли в эту местность, заинтересовались этой идеей и видоизменили её, привнеся черты греческой мифологии. Эфес стал одним из центральных мест культа богини.

Примерно в 600 году до нашей эры Эфес стал крупным торговым городом, богатым мегаполисом. В связи с этим архитектор Крепион занялся возведением нового большого храма для поклонения богине Артемиде.

Но это святилище простояло недолго, и в 550 году до н.э было разрушено крупным наводнением и в ходе боевых действий при завоевании Эфеса Лидией.

Завоевавший Эфес царь Крез решил заново отстроить храм, дабы показать себя хорошим правителем. Сооружением занялся архитектор Херсифрон, а продолжил строительство его сын Матаген.

Это здание превышало размеры прежнего в четыре раза. На его постройку ушло более ста лет.

Новый храм был главной достопримечательностью Эфеса до 356 года до нашей эры, пока не случилась трагедия.

Молодой эфесец Герострат, желавший вписать свое имя в анналы истории, поджег деревянную крышу здания. Ему удалось сжечь конструкцию дотла.

Граждане полиса были поражены этим ужасным кощунством.

После мучительной смерти юноши, они издали указ, что любой, кто будет хотя бы упоминать имя Герострата, будет предан смерти. Достичь славы греку все же удалось, от него пошло выражение «слава Герострата».

Одна из легенд говорит, что во время сожжения храма Артемиды, родился Александр Македонский. И что Артемида не могла спасти свое святилище от огненного разрушения, потому что была озабочена безопасным рождением будущего завоевателя мира.

Храм Артемиды в Эфесе

Так метафорически решилась судьба Малой Азии.

Строительство Великого храма

Вскоре после сожжения началось строительство нового храма. Архитектором стал Скопас, один из самых известных ваятелей своего времени.

По другим версиям отстраивал здание после пожара Александр Дейнократ.

К тому времени Эфес был одним из богатейших торговых центров Малой Азии, и проблем с поиском денег на восстановление храма не было. Святилище было построено в том же болотистом месте, что и раньше, но создатели решили поднять его на один уровень.

По мнению архитекторов, это решение должно было уберечь храм от разрушения во время многочисленных в том регионе землетрясений.

Древний историк Плиний писал, что для подготовки земли под зданием были выложены слои древесного угля и слои шерсти.

Этот храм считается первым зданием, целиком сооруженным из мрамора. Как и в его предшественнике, в сооружении было 36 колонн, нижние части которых были украшены фигурными барельефами.

Внутри здания были произведения искусства современных художников и работы ваятеля Праксителя. В том числе и изображения амазонок, которые поклонялись богине Артемиде, и согласно легенде, нашли пристанище в этих местах после победы Геракла.

Центральным объектом поклонения стала скульптура Артемиды.

Плиний писал, что длина здания составляла около 150 метров, а ширина – 55. Колонны окружали здание в несколько рядов, каждая доходила в высоту до восемнадцати метров.

Для сравнения, Парфенон в Афинах почти в два раза меньше.

Когда Александр Великий прибыл в Эфес в 333 году до нашей эры, храм все еще строился. Великий полководец хотел поучаствовать в финансировании строительства храма, чтобы увековечить свое имя в этом великом памятнике.

Однако отцы города этого не хотели и мудро ответили, льстя завоевателю, что один бог не может строить храм для другого.

Христианство приносит конец культу Артемиды

Надо сказать, что храм Артемиды в Эфесе стал не только религиозным святилищем и местом паломничества верующих, вокруг него вырос сувенирный бизнес, благодаря которому процветали многие выдающиеся граждане Эфеса.

В связи с этим известна легенда о пришествии в Эфес Святого Павла, который желал обратить людей в новую христианскую веру, один из граждан, занимавшихся продажей сувениров, в основном уменьшенных копий статуи Артемиды, Димитрий, испугался, что потеряет свой доход, когда люди отвернутся от Артемиды, и всячески препятствовал проповедям Павла.

В Эфесе в связи с этим даже начались беспорядки, но в конце концов Павел уехал в Македонию, а город успокоился.

А 268 году нашей эры, на город напали готы и разрушили храм, хотя к тому времени уже и храм, и сама религия были в упадке.

Храм восстановили, но в 391 году император Феодосий сделал христианство государственной религией, и святилище было закрыто.

В 401 году храм был разрушен христианской толпой, камни были переработаны в другие здания.

Впоследствии и Эфес потерял свою значимость как центра торговли, порт города залился, корабли перестали приставать к гавани.

Многие жители города покинули болотистую местность, переселились в более холмистые регионы. Те, кто остался, использовали руины храма, как материал для строительства.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий