Японская оккупация Алеутских островов

Японская оккупация Алеутских островов
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

2-е оперативное соединение, боевым ядром которого были два авианосца «Рюдзё» и «Дзунъё», произвело 3 июня (время Западного полушария) атаку против Датч-Харбор, как и намечалось планом. Эту атаку японцы не считали успешной, так как около часть вылетевших самолетов из-за плохой погоды возвратилось, не выполнив задания. Только 6 истребителей и 13 бомбардировщиков, все с авианосца «Рюдзё», достигли объекта.

Соединение отошло, пополнило запас топлива эскадренных миноносцев и попыталось выполнить план второго дня операции, который предусматривал проведение воздушной разведки и атаку о-вов Атту и Адак. Малая видимость была основной помехой воздушной разведки в первый день. Во второй день помехой являлась не только видимость, но ветер и состояние моря, которые препятствовали использованию авиации. Вследствие этого соединение направилось в Датч-Харбор, и, поскольку ветер и море утихли, в воздух поднялись два самолета для метеорологической разведки.

Позже в этот день для атаки Датч-Харбор было выслано 32 самолета, ведомых опытными летчиками. Эта группа достигла объекта и нанесла базе значительные повреждения. Большую часть второго дня операции американские летающие лодки типа «Каталина» вели наблюдение за кораблями 2-го японского оперативного соединения. Начались внушившие японцам тревогу атаки самолетов «Б-17» и «Б-24».

Однако вследствие неблагоприятной погоды они не причинили повреждений японским кораблям. При возвращении после атаки самолеты с авианосца «Дзунъё» избрали в качестве места рандеву район вблизи о. Умнак. Район рандеву оказался почти над американским аэродромом, о наличии которого у японцев до сих пор не было сведений.

В бою с американскими истребителями, поднятыми с этого аэродрома, японцы потеряли 4 самолета, 2-е оперативное соединение отошло в район поддержки в 400 милях к югу от о. рыска. Больше ссп1риконнввсиий с американскими силами оно не имело. Намеченный перехват американских воздушных налетов против о. Кыска был отменен из-за плохой погоды, однако 13 июня (время Восточного полушария) два разведчика с авианосца разведали Командорские острова.

В день второй атаки против Датч-Харбора — это был день основного сражения у о. Мидуэй—два японских оккупационных соединения достигли позиций, с которых они должны были направиться к своим объектам. Ввиду поражения японцев у о. Мидуэй главнокомандующим Объединенным флотом оккупация Западных Алеутских островов была отменена.

Однако через час был получен другой приказ, согласно которому соединениям предлагалось продолжать операцию. Вскоре поступили сообщения о Дальнейшем изменении плана. Оккупация о. Адак отелялась, и соединению, предназначенному для оккупации о-вов Адак — Атту, было приказано захватить только о. Атту.

Соединение для оккупации о. Кыска в 15 ч. 00 м. 6 июня (150 меридиан зап. долготы, время и дата по 10 поясу Западного полушария) высадило в бухточке на о. Кыска батальон морской пехоты. Соединение оккупации о-вов Адак — Атту  высадило около 3 ч. 00 м. 7 июня армейский батальон на о. Атту.

Японская оккупация Алеутских островов

Причины, побудившие японцев отменять, восстанавливать и изменять план оккупации Западных Алеутских островов, не ясны. Некоторое доверие может вызвать показание, согласно которому главнокомандующий Объединенным флотом адмирал Ямамото решил якобы отменить оккупацию Алеутских островов немедленно после того, как узнал об уничтожении японских авианосных сил у о. Мидуэй. Большим искушением было избежать огласки разгрома у о. Мидуэй. Сообщение в японских газетах об оккупации какой-то части американской территории отвлекло бы внимание от просачивающейся в страну информации о потере авианосцев в более крупном сражении у о. Мидуэй.

Японское командование было явно озабочено возможным вмешательством Тихоокеанского флота США в эту символическую оккупацию американской территории, так как выделило из соединения, понесшего поражение у о. Мидуэй, авианосец «Дзсйхо» и послало его для подкрепления 2-го оперативного соединения, которое поддерживало о. Кыска, находясь на благоразумном удалении от него. Когда между 22 и 29 июня соединение возвратилось для пополнения запасов, оно было усилено еще одним, четвертым, авианосцем «Дзуйкаку».

К этому времени японцы, очевидно, убедились в том, что либо американцы в условиях плохой видимости не примут вызова на дуэль авианосцев, либо в том, что авианосцы Тихоокеанского флота США развернуты где-то в другом месте.

Вследствие плохой погоды и исключительно больших требований на разведку из района Датч-Харбор американская воздушная разведка обнаружила японцев на о-вах Кыска и Атту только через четыре дня после их высадки. Американские летающие лодки типа «Каталина» начали бомбардировку о. Кыска, к ним после сосредоточения на о. Умнак присоединились самолеты «Б-17» и «Б-24». Взлетно-посадочная полоса на о. Умнак вначале была использована только как промежуточный аэродром (аэродром подскока), а впоследствии была максимально быстро расширена и превращена в авиационную базу.

Японцы первоначально высадили по 1200 человек боевых и строительных (рабочих) частей на каждый остров. В конце июня гарнизон о. Кыска был удвоен.

На о. Атту оставалось лишь небольшое подразделение флотских связистов, 30 октября 1942 г. сюда были высажено так называемое 2-е соединение для вторжения на о. Атту (части японской армии). Постепенно гарнизоны были увеличены, хотя и с большими трудностями, так как воздушная и мирская блокада американцами усиливалась; к маю 1943 г., т. е. ко времени американской атаки против о. Атту.

Деятельность японской авиации с баз, захваченных на Западных Алеутских островах, с самого начала встретилась с трудностями. Туман и волна в гавани Кыска явились большим препятствием для боевых действий. 15 июня оставшиеся самолеты — половина первоначального числа — были отозваны обратно, так как было решено, что из-за атак противника, состояния моря и погоды в базе проведение дальнейшей разведки непрактично. Тем не менее гидросамолеты продолжали прибывать.

Авиатранспорта из-за бомбардировок, провидимых американскими самолетами, а также будучи атакованными даже на отдельных якорных стоянках, вскоре сочли гавань Кыска незащищенной и ограничили свою деятельность посылкой самолетов для посадки на о. Кыска или о. Атту с больших расстояний от берега, а также быстрыми прорывами в порт для разгрузки и отхода в темноте или в плохую погоду.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *