Законы о евреях со времен Древней Руси

Законы о евреях со времен Древней Руси
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (8 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Антисемитизм, но только бытовой, но и вполне оформленный в законодательстве – обычное явление со времен еще древних цивилизаций.

Но особый размах он приобретает в средневековье, когда на волне взлетевшей религиозной экзальтации, подпитывавшей крестовые походы, евреи предстают закоренелыми врагами христиан. Приношение в жертву христианских младенцев, отравление водоемов, сознательное распространение смертоносных болезней – малый набор приписываемых евреям преступлений перед христианами.

Нужно сказать, Русь в плане распространенности антисемитизма представляла собой исключение по сравнению с большинством стран Европы. Ни в религиозных текстах, ни в летописях Киевской Руси не видно явно отрицательного отношения к евреям, которые были русским хорошо знакомы.

Но не так все просто. Повесть временных лет сообщает нам о евреях как одной из причин восстания в Киеве в 1113 году. Действительно, летопись сообщает, что высокий ростовщический процент, который взимался ростовщиками-евреями, привел к всплеску антисемитизма. «Отец русской истории» В.Н. Татищев, ссылаясь на неизвестные нам источники, указывает, что Владимир Мономах созвал княжеский съезд, на котором был принят закон, не только евреев изгоняющий из Русской земли, но и позволяющий свободно грабить и убивать тех из них, кто явится вновь.

Однако есть большие сомнения, что подобный закон существовал, поскольку известные законы Мономаха содержат только меры по снижению процента по долгам, но никаких упоминаний о евреях. Кроме того, известно, что евреи достаточно свободно проживали на Руси и после 1113 года. Впрочем, в те далекие времена евреев на Руси было не так много, чтобы вводить для них специальные законы.

Негативное отношение к еврейству обнаружилось в Русском государстве в XV-XVI вв., когда распространяется еретическое течение «жидовствующих». Сами «жидовствующие» евреями не были, но их религиозные взгляды несколько соприкасались с иудаизмом.

В результате преследование еретиков затронуло и самих евреев, которых принуждали креститься, а в случае сохранения верности своей вере нередко казнили. Впрочем, специального государственного законодательства на этот счет тоже не выходило. Репрессии же в основном обрушивались не на евреев, а на еретиков.

Как не странно, настоящее, затрагивающее евреев законодательство, появляется в период перехода России на просвещенный европейский путь в XVIII веке. Петра I еврейство не волновало, и многие из него даже выбивались в политическую элиту. А вот его супруга Екатерина I в апреле 1727 года успела издать указ о высылке из России всех евреев со строжайшим запретом появляться вновь.

После громкого дела о переходе в иудаизм отставного капитан-лейтенанта флота Александра Возницына, закончившегося сожжением последнего в 1738 г., отдельным указом Сената подтвержден запрет на въезд евреев в Россию. Удивительное дело, но они все равно как-то просачивались, потому что в 1742 г. Елизавета Петровна вновь издает указ, высылающий и запрещающий евреев в России.

Екатерина II сразу же после восшествия на престол в своем манифесте 1762 года разрешает селиться в российских пределах всем иностранцам, кроме евреев. Эффект от данных указов был невелик вероятно вследствие традиционно дурного их исполнения.

Екатерина II была вынуждена смириться с наличием евреев в России потому, что с присоединением восточных областей бывшей Речи Посполитой их количество многократно выросло. Сама Екатерина антисемитизмом не страдала, и это хорошо видно по ее указам после первого раздела Польши 1772 года, где защищались права еврейского населения, для них вводились паспорта, подтверждалось их право на создание органов самоуправления.

В 1783 году выходит указ Екатерины о разрешении евреям записываться в купцы. Евреям предоставляется свобода действий в религиозных вопросах. Но такое снисходительное отношение к евреям встретило сопротивление в самых разных слоях российского общества.

Занимавшиеся прежде всего торговлей, ремеслом евреи стали составлять серьезную конкуренцию русским, украинским, белорусским купцам, ремесленникам. Начинаются антиеврейские выступления, на которые императрице приходится реагировать.

Постепенно начинают вводиться различные ограничения, так, например, под давлением московского купечества еврейские торговцы были выселены из второй столицы. Евреям было запрещена торговля спиртным в шинках. Но настоящие ограничения оформляются к концу правления Екатерины: в 1792 г. указом императрицы впервые проводится черта оседлости для евреев в России.

Тогда территориально она была обозначена весьма нечетко. Место их жительство ограничивалось теми областями, где они находились на момент присоединения к России. Это произошло в преддверии второго (1793) и третьего (1795) разделов Польши, приведших к резкому увеличению еврейского населения в России. Дополнительными указами увеличивается налогообложение еврейского населения, евреям предписывалось жительство в определенных городах.

Законы о евреях со времен Древней Руси

Павел I несколько ослабил ограничения в отношении евреев, расширив территории, разрешенные для проживания, отвергнув выселение евреев из Киева, на чем настаивало местное дворянство и купечество. При Александре I еврейский вопрос становится одним из самых значимых в государстве, и в 1802 г. создается специальный Комитет по делам евреев, куда вошли ближайшие сподвижники императора.

В 1804 г. Александр подписал «Положение о евреях», четко обозначившее статус евреев в России. Оно в основных чертах уравнивало еврейское население в правах с великорусским при сохранении национальных и религиозных особенностей, но закрепляло ряд ограничений – запрет торговать спиртными напитками и жить в сельской местности. Последнее ограничение, введенное еще Екатериной, предполагало выселение евреев из деревни, но на практике оно при Александре не выполнялось.

Николай I видел в еврейском влиянии в России угрозу для государства и его идейной опоры – православия, поэтому значительно усилил ограничительное законодательство. При нем вышло несколько сотен различных юридических актов, посвященных евреям. На них в 1827 году распространялся рекрутский набор, причем на более тяжелых условиях, чем для русских.

В 1835 году вводится новое «Положение о евреях», которое впервые употребило выражение «черта оседлости» в отношении евреев. В этом документе границы этой черты были строго очерчены, нахождение вне указанных мест ограничено по времени. Да и в пределах черты были свои ограничения по месту проживания – подчеркивались прежние запреты на проживание в сельской местности, кроме специальных государственных сел, использование национальной одежды и языка вне домашних условий.

Дополнительные акты ограничивали еврейское религиозное образование, возможности карьерного роста на госслужбе. В конце концов, Николай вообще запретил принимать евреев на государственные должности и ликвидировал еврейские органы самоуправления – кагалы. При этом поощрялся переход евреев в христианство – создается особое законодательство в отношении выкрестов – крещеных евреев, которые освобождались от большей части ограничений.

Как и полагается либеральному правителю Александр II начинает сокращать ограничительные установления в отношении евреев, хотя и не ликвидирует их. Основные его реформы в области самоуправления не выделяют евреев в особый социальный слой, устанавливается большая свобода передвижения. Но по факту ограничительная практика продолжалась.

Но консерватор Александр III и последний император Николай II вернулись к усилению ограничений, причем в больших, чем ранее масштабах. Помимо прежних запретов вводится квота на обучение евреев в средних и высших учебных заведениях, под более жесткий контроль берется перемещение евреев по России. Все это в начале ХХ века происходит на фоне роста националистических движений и антиеврейских погромов, на которые правительство смотрит сквозь пальцы. Стоит ли удивляться, что евреи активно пополняют ряды революционеров.

Почувствовав свою уверенность после подавления Революции 1905-1907 гг., правительство еще больше закрутило антисемитские гайки. Ограничения в образовании и государственной деятельности вводится даже для выкрестов.

Даже начавшаяся Первая мировая война не поколебала отношения императора к евреям, несмотря даже на помягчевшую позицию правительства, которое повышает квоты доступа евреев в высшие учебные заведения. Евреев начинают насильственно перемещать из районов, близких к театру военных действий, вводятся новые экономические ограничения.

Так что активное еврейское участие в революции, свергнувшей империю, было вполне закономерным. Свержение монархии в России покончило и с ограничительными законами для евреев. Но неофициальный антисемитизм был свойственен и Советскому режиму.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться
6 комментариев на тему “Законы о евреях со времен Древней Руси
  1. Где торгаши там жулики воры попы и распри. Евреев чистых нет есть иудеи. О них комедия: «Святое братство или Блатная жизнь богемы». Дурак как… и хитрый как…еврей.

  2. Евреев нужно принудить к их основной миссии- исполнение заповедей как и Моисей. Он просто перебил физически евреев сектантов которые ослушались и отлили золотого тельца для поклонения. И бог Яхве будет на стороне русских в этом деле. Евреи же переложили свое на плечи тех. У кого генетически заложены нравственные устои основанные на этих заповедях. Путин с Менделем адепты еврейской секты хабад и лоббируют интересы евреев поклоняющихся золотому тельцу. Которые пробуждают в человечестве самые низменные животные инстинкты. Если этих тварей не перебить мать природа перебьет нас всех. Славян от евреев не отличить на примере того же Путина. Который жену свою замуж выдал и она живет на процентах как и велят еврейские законы о гоях. Или мы снесем жидовское иго или Русская нация исчезнет)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *