Жена Николая II — Александра Федоровна и русская православная церковь

Жена Николая II - Александра Федоровна

Русская православная церковь была — наряду с бюрократией, армией и полицией — одним из четырех столпов, на которые опиралось самодержавие: изучение религии имело первостепенное значение, и именно благодаря влиянию церкви царизм мог контролировать общественное мнение.

Среди подданных империи были и приверженцы других религиозных конфессий; наиболее активными и многочисленными из них были иудеи, католики, мусульмане и протестанты.

Однако православная церковь, пользуясь к тому же исключительными привилегиями, занимала главенствующее положение. Это была настоящая государственная церковь, поскольку сам царь — «помазанник Божий» — являлся ее главой.

Жена Николая II - Александра ФедоровнаПравославная церковь включает в себя христианские церкви греческого обряда, отделившиеся от Рима при Великом расколе в 1054 году. Ее духовное начало всегда было более восприимчиво к жизненному опыту, чем к интеллектуальному поиску. К тому же, лишь в незначительной мере соприкоснувшись с европейской латинской культурой, она отличалась большим религиозным рвением.

В русских деревнях священники были наставниками как в сфере духовного, так и — главным образом — в практических делах: они распространяли и поддерживали религиозность хотя и глубокую, но не без некоторой доли мистицизма и суеверия.

Изжить эту веками вызревавшую смесь магических ритуалов и предрассудков было практически невозможно. Но православные священники, которые отчасти существовали за счет жителей деревни, не всегда пользовались их уважением: отсюда зарождение и развитие в России несчетного количества раскольнических религиозных сект.

Но вернемся к Александре Федоровне. Приняв православие — что было предписано ей в связи с замужеством и произошло во вполне сознательном возрасте, — она соприкоснулась с далеким и неведомым миром восточной церкви. И императрице показалось, что только здесь, а не в легкомысленном и развращенном петербургском обществе она смогла разглядеть наследие Византии, сохраненное в нетронутом виде.

Жена Николая II - Александра ФедоровнаАлександра Федоровна была совершенно ослеплена внешними проявлениями православных обрядов; богатая и сложная символика богослужения, восходящая к византийской традиции — сложившейся в Константинополе в V веке, — овладела ее восторженной душой и усилила ее мистические настроения.

Из православия императрица смогла — или захотела — почерпнуть для себя лишь внешнюю сторону, полную таинственности, и кажущуюся праздничность песнопений, молитв и икон.

Для Александры Федоровны, немки по происхождению, воспитанной в протестантской строгости, самым значительным переживанием было именно соприкосновение с византийской Россией, с миром, возникшим из прошлого; и чем больше он казался далеким и непонятным, тем больше он ее привлекал. К тому же, выйдя замуж за Николая II, царя-Бога, «не совсем Бога и не совсем человека», Александра Федоровна приняла и разделила концепцию абсолютизма царской власти.

Но и здесь она не смогла целиком понять особую сущность русской монархии и восприняла только ее внешнюю — и, может быть, самую архаичную — сторону. Императрица, прибывшая совсем из другого мира, была неспособна проникнуть в замыслы враждебного ей окружения и старалась поэтому отдалить от «помазанника Божьего» любую сильную личность.

Воспринимая и оценивая людей чисто эмоционально, Александра Федоровна опасалась, что некоторые из них смогут возвыситься над царем, «Богом и человеком», посягнув, таким образом, на его неограниченные, божественные права.

К Николаю II императрица питала своеобразное чувство: это была настоящая страстная любовь к спутнику жизни, и в то же время Александру Федоровну сковывало уважение и чрезмерное благоговение к самодержцу, которого она считала высшим, неземным существом.

Пылкое и экзальтированное обожание мужа — стена, которую Александра Федоровна с упорством воздвигала между своей семьей и окружающим миром, — было следствием не только явных комплексов, но и глубокой убежденности императрицы в том, что она живет рядом с богочеловеком.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *