Жертвоприношения у викингов

Жертвоприношения у викингов

На древнем камне можно увидеть вырезанную сцену, которую историки интерпретируют, как жертвоприношение богу Одину. В самом центре картины видно изображение человека, лежащего на жертвенном алтаре. Над ним парит один из воронов Одина, а рядом висит на дереве другой человек. Этот камень находится в Швеции в волости Лербро.

Самой ценной жертвой, которую приносили богам викинги, была человеческая жизнь. Из древних летописей известно, что главным богом викингов был Один, который требовал человеческих жертвоприношений. А так ли обстояли дела на самом деле, правы ли письменные источники?

Немецкий епископ Титмар Мерзебургский писал ужасные вещи о викингах. Он приводил примеры, когда викинги раз в девять лет съезжались в Зеландию в местечко Лейр. Это происходило в январе. Епископ писал, что были принесены языческим богам 99 человек и такое же количество коней, псов, кур и ястребов. Эти жертвы должны были служить в королевстве мёртвых, быть искуплением злых дел.

Подобные ритуалы описывал в 1072 году монах Адам из Бремена. Он сообщал, что в Швеции в Гаммель Уппсала есть храм, посвящённый Тору, Одину и Фрею. В нём викинги собирались каждые девять лет в надежде заручиться благосклонностью богов. Они приносили в жертву по девять самцов всех живых существ в священной роще около храма. Монах писал, что на деревьях висели собаки, лошади и люди. Скорее всего, число 9 было магическим для викингов. Они использовали его во многих религиозных ритуалах. Особенно полно описывает чёрное жертвоприношение в Саге о Хаконе Добром исландец Снорри Стурлунсон в начале XIII века. Сигурд Хоконссон, как и его предки, часто приносил жертвы богам. У Викингов это считалось обычным делом.

Раньше по этому поводу велось довольно много споров в обществе. Часть учёных и простых людей считали описания человеческих жертвоприношений викингами обычной христианской пропагандой. Ни Титмар, ни Адам не были свидетелями действий, которые они описывали в своих хрониках. В те времена христианство взяло верх, а в новой религии жертвы не были приемлемы. На протяжении долгого времени все истории епископа, монаха и других считались всего лишь выдумкой, плодом их бурной фантазии.

Но не так давно на территории Дании проводились археологические раскопки. Учёным удалось обнаружить останки человеческих жертв, что стало доказательством того, что людей приносили в жертву в эпоху викингов. Также археологи извлекли скелеты из колодцев в крепости викингов Треллеборг и резиденции в Тиссо. Оба эти места находятся в Западной Зеландии. Так историки стали думать о викингах совсем иначе.

В Трелленборге жертвенник был ещё до строительства крепости в 980-81 годах. Там в пяти трёхметровых колодцах археологи нашли останки людей и животных, также много украшений и инструментов. Из пяти человеческих скелетов, четыре принадлежали детям 4-7 лет. У викингов колодцы несли большое символическое значение. Выпив воду из колодца Мимира, викинги получали мудрость, поэтому они и жертвы тоже приносили колодцу.

Рядом с жертвенными колодцами было небольшое ограждение. Скорее всего там и совершался обряд жертвоприношений. Во время строительства крепости культовое место было разрушено, а жертвоприношения были прекращены. В доминирующем христианстве человеческие жертвоприношения были запрещены.

Жертвоприношения у викингов

Жертвенники находились в резиденциях магнатов по всей Скандинавии: в Тиссо, Лейре, Тофтегарде в Зеландии; в Гудме на Фюнене; в Сорте Мульд на Борнхольме; в Церкви Лисбьегр и Эрритсё в Ютландии; в Уппокра и Яррестаде в Скании и Швеции. В них проводились различные ритуалы, на которых поклонялись богам и приносили им жертву. Обычно языческим священником выступал местный магнат. В жертву приносили много разных животных, особенно лошадей. Жертвенные ритуалы викингов имели большой спектр.

Это были и великие праздники в залах магнатов, и подношение оружия, инструментов, украшений в священные озёра. Также часто викинги развешивали убитых жертвенных животных на деревьях в священной роще. Вешали там и людей, которых они приносили в жертву богам. Викинги приносили жертвы и статуям, которые сооружали на открытом месте или в культовых храмах.

Викинги приносили жертвы во время зимнего и летнего солнцестояния, весеннего и осеннего равноденствия. Кроме этого были и дополнительные жертвы, когда наступали трудные времена, требовавшие помощи богов. Жертвоприношения викингов описывал и арабский путешественник ат-Тартучи. Он отметил, что викинги устанавливали специальные колья, на которые клали жертвенное животное. Они приносили его в дар своим богам.

Культовые служители были тесно связаны с богами. Были среди них и прорицательницы, о чем говорят саги и археологические находки.

Это были женщины с магическими и пророческими способностями. У викингов и мужчины, и женщины могли быть служителями культа. Этих жрецов называли Годерами. На одном из рунических камней упоминается языческий жрец Рулв, чьё имя есть и на юге Фунена. Эти надписи были сделаны примерно в 700-800 годах. Когда камень обнаружили, то он раскололся на несколько частей. По просьбе короля Фредерика VII рунический камень перевезли в Копенгаген.

Часто жертвы приносили не только Одину, но и богу войны Тиру. Обычно это было оружие: мечи, копья, топоры, а также кузнечные инструменты. Их бросали в реки и озёра. Работы кузнецов викинги считали священными. Приносились жертвы и на вершинах холмов.

Одно такое место было недалеко от резиденции магната. Там археологи обнаружили толстый слой костей животных после ритуальных застолий. Помимо костей там находились предметы из серебра, монеты, украшения и инструменты. Примерно в 1000 годах культ богов викингов был заменён на Иисуса Христа.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий