17-ый конвой

семнадцатый конвой

В июне 1942 года к советским берегам направлялся семнадцатый конвой в составе тридцати четырех транспортов.

Герой Советского Союза Зайцев Николай Иванович, заместитель командира эскадрильи 9-го гвардейского минно-торпедного авиационного полка, коммунист, уроженец с. Октябрьское Конюховского района Северо-Казахстанской области. Лично потопил 5 вражеских кораблей и 2 — в группе.

Конвой вышел из исландского порта Хваль-фиорда 27 июня. А 4 июля разразилась страшная трагедия. Еще в начале суток конвой атаковали вражеские самолеты-торпедоносцы. Они потопили один транспорт. Вечером гитлеровские летчики напали вновь: были торпедированы два транспорта союзников и советский теплоход «Азербайджан».

Экипаж нашего теплохода смог устранить повреждения, и «Азербайджан» продолжил свой путь в общем строю, а транспорты союзников были затоплены кораблями эскорта.

На перехват конвоя из норвежского порта вышла вражеская эскадра. В нее входили линейные крейсеры «Тирпиц», «Адмирал Шеер» и группа миноносцев. Английское адмиралтейство, узнав об этом, приказало транспортам рассеяться и следовать к советским берегам поодиночке, самостоятельно выбирая курс. Боевые корабли охранения и прикрытия были отозваны на запад. В этом критическом положении североморцы спасли караван от окончательного разгрома.

Летчик-торпедоносец И. Я. Гарбуз обнаружил гитлеровскую эскадру уже в море и сообщил об этом командованию Северного флота. Военный совет немедленно направил па защиту конвоя подводные лодки, действовавшие в других районах.

Лодка К-21, которой командовал капитан 2-го ранга Н. А. Лунин, находилась в это время в районе острова Инге. Экипаж получил приказ сменить позиции и идти на выручку каравана союзников.

Моряки зарядили аккумуляторные батареи и отправились на поиски противника. Лунин обошел отсеки, побеседовал с членами экипажа. Подводники решили в любом случае атаковать врага. На К-21 готовились к встрече с «Тирпицем».

семнадцатый конвой

Линкор «Адмирал Тирпиц» несомненно был самым лучшим немецким военным кораблем. Он вступил в строй в 1941 году. В его восьми башнях было установлено восемь 380-миллиметровых, двенадцать 150-миллиметровых и шестнадцать 105-миллиметровых орудий, шестнадцать 37-миллиметровых зенитных автоматов. Линкор имел шесть торпедных аппаратов и четыре самолета. Мощность его машин — 138 000 лошадиных сил, скорость — 30 узлов, водоизмещение — около 50 000 тонн.

«Тирпиц» обладал и другим преимуществом — живучестью. В 1941 году однотипный линкор «Бисмарк» был сильно поврежден английскими линкорами. Но он смог пройти еще около 2000 миль и затонул лишь после удара шести торпед. С таким кораблем должен был встретиться в бою экипаж К-21.

Как лучше искать эскадру? На совещании в боевой рубке мнения офицеров разошлись. Большинство высказалось за поиски врага в подводном положении — это обеспечивало большую скрытность. Лунин думал по-другому. — На поверхности лучше, чем в перископ, просматривалось море и было больше шансов обнаружить вражескую эскадру. К тому же в надводном положении лодка могла лучше маневрировать.

Вывод командира звучал убедительно — врага надо искать активно. Что касалось скрытности, то многое зависело от бдительности моряков на верхней вахте.

Экипажу подводной лодки К-21 пришлось выдержать серьезное испытание. Обратимся к сохранившимся документам. Вот что записано в вахтенном журнале лодки 5 июля 1942 года: «00 час. 03 мин. по пеленгу 300° в расстоянии 15 каб. на высоте 300 метров обнаружен самолет противника Ю-88. Срочное погружение.

02 час. 30 мин. по пеленгу 270° в расстоянии 65 каб. на высоте 300 метров обнаружен самолет противника типа «Арадо». (Готовность № 1).

04 час. 50 мин. по пеленгу 100° в расстоянии 50 каб. на высоте 500-700 метров самолет противника типа Ю-88. Объявлена готовность № 1. 05 час. 00 мин. Самолет скрылся из виду».

В 16 часов на подходе к берегам противника лодка стала погружаться под перископ.

Через несколько минут акустик старшина 2-й статьи А. А. Веселов доложил:

— Слева 30 градусов — шум!

Командир развернул лодку в ту сторону, откуда слышался шум. Затем он увидел в перископ силуэт миноносца, за ним шел второй. Лунин уже готовил атаку на концевой корабль, когда вдруг в перископном зеркале увидел сначала отражение мачт гигантского корабля, а затем весь линкор «Адмирал Тирпиц».

Лунин видел, что несколько миноносцев строем фронта идут на лодку, но все же решил атаковать. Подлодка приближалась к лидеру. В 17 часов 36 минут эскадра вывернула влево, в направлении на норд-вест. Головным шел линкор «Адмирал Шеер», а замыкал растянувшуюся цепь «Адмирал Тирпиц».

Дистанция между лодкой и лидером сокращалась. Носовые торпедные аппараты были готовы к залпу, когда с «Тирпица» подали сигнал на поворот.

«Только бы не влево», —заволновался Лунин. В таком случае расстояние между подлодкой и немецким лидером сразу бы увеличилось. Но вражеские корабли повернули вправо. Лунин рассчитал ход лодки так, чтобы вклиниться в самый центр эскадры, между «Тирпицем» и «Шеером».

Это было дерзкое решение. Находясь в кольце вражеских кораблей, при малейшем просчете советская лодка была бы потоплена.

…К-21 врезалась в самую гущу фашистских кораблей. Из обоих кормовых аппаратов вырвались торпеды. Матросы без промедления заполнили дифферентную цистерну. Боцман И. И. Соловей искусно управлял горизонтальными рулями. Лодка ушла на глубину. Через 2 минуты 15 секунд советские моряки услышали два взрыва — торпеды попали в цель. «Адмирал Тирпиц» потерял нормальный ход. Вражеская эскадра отказалась от преследования конвоя и легла на обратный курс. Позже стало известно, что лунинцы на три месяца вывели линкор из строя.

На поиски лодки, осмелившейся напасть на линкор, были брошены гитлеровские самолеты, надводные и подводные корабли. Но К-21 была уже недосягаема — командование немедленно отозвало нашу лодку в базу. 9 июля К-21 пришвартовалась у родного пирса в Полярном.

«Правда» высоко оценила подвиг экипажа североморской подводной лодки и мастерство ее командира.

Герой Советского Союза Зюзин Сергей Дмитриевич, командир 2-го гвардейского дивизиона катеров «малых охотников» охраны водного района главной базы Северного флота, коммунист, уроженец г. Георгиевска Ставропольского края.

Дивизион под его командованием успешно высаживал десанты на побережье противника, эскортировал отечественные и союзные конвои. При высадке десанта в Линахамари проявил героизм.

В статье газета писала: «Подводный флот гордится командиром лодки Героем Советского Союза Н. А. Луниным. Это он ринулся в смелую атаку на «Тирпиц», шедший в окружении боевых кораблей. Высокая морская культура, всесторонняя выучка личного состава в сочетании с величайшим мужеством обеспечили блестящий успех».

Однако положение семнадцатого конвоя оставалось по-прежнему тяжелым. Немецкие подводные лодки и самолеты-торпедоносцы преследовали на всем пути безоружные транспорты. Они уничтожили двадцать три судна из тридцати четырех. 122 тысячи тонн груза, предназначенного для нашей страны, осталось на затопленных транспортах.

Моряки Северного флота искали уцелевшие корабли в обширном районе от Шпицбергена до Новой Земли. Эсминцы «Гремящий» и «Грозный» не один раз выходили к кромке полярных льдов. Несколько союзных транспортов, застрявших во льдах, наши моряки отконвоировали в Мурманск.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий