Из сбежавших 77 пленных в живых осталось только 20

из сбежавших 77 пленных в живых осталось только 20

Нацисты во время Второй мировой войны создавали концлагеря не только для евреев, коммунистов, красноармейцев, были у них лагеря и для военнопленных союзников. Хотя условия в этих лагерях были мягче, но находиться в них всё равно было довольно тяжело. Далее мы познакомим вас с массовым побегом из такого лагеря военнопленных, закончившимся довольно трагично. Около 2-х сотен людей рисковали своими жизнями, чтобы вновь обрести свободу.

На территории оккупированной Польши нацисты устроили довольно много концлагерей. Одним таким лагерем для военнопленных союзников был Stalag Luft III. В нём содержались в основном сбитые лётчики союзников. Это место считалось одним из самых труднодоступных для побега. Почва там была рыхлая песчаная. Корпуса для заключённых в лагере были приподняты, а по всему периметру были установлены специальные сейсмографические микрофоны, что тоже делало попытку подкопа невозможной. Но это не остановило Роджера Бушелла, который был до пленения командиром эскадрильи ВВС Великобритании. Этот отважный лётчик в 1943 году разработал и осуществил план самого крупного побега из нацистского концлагеря.

Бушелла сбили ещё в 1940 году. Ему пришлось пройти через несколько концлагерей, где он совершал несколько попыток побега. В лагере Stalag Luft он стал руководителем комитета заключённых, которые решили сбежать из плена. Всего их было 200 человек. Заговорщики решили выкопать три подземных хода, которые даже получили свои имена: Том, Дик и Гарри.

Но только один из них был доведён до конца. В строительстве подземных ходов приняло участие около 600 военнопленных. Одни из них наблюдали, как идут работы и предупреждали об опасности. Но незадолго до побега большое количество лётчиков, в основном американцев, перевели в другой лагерь. Но Бушелл не прекратил работы. Все они производились в строжайшей тайне. Заговорщики были готовы казнить любого, кто что-либо скажет вслух о тоннеле.

Подкоп Том начали делать в 123 бараке рядом с дымоходом. Но его очень быстро обнаружили охранники. Нацисты взорвали этот незаконченный подземный ход. Следующим тоннелем был Дик. Его заключённые начали копать из душевой 122 барака. Но и тут их ждала неудача. Точка выхода из тоннеля Дика оказалась в зоне расчистки под новую территорию лагеря, поэтому дальнейшие работы по раскопкам были прекращены. Однако заключённые наши этому подземному ходу новое применение. Они стали хранить там припасы и некоторое снаряжение, которое они использовали при строительстве третьего подкопа Гарри. Также туда прятали и лишний грунт.

Тоннель Гарри стали рыть из 104 барака. Его строительство завершили в марте 1944 года. Его длина составляла 336 футов. Выход из него был в лесу на окраине лагеря. Чтобы укрепить стены и потолок, заключённые использовали около 4-х тысяч досок, которые брали из нар, столов, скамеек. Им даже удалось провести туда электрическое освещение.

Имелось и несколько тележек на тросах и воздушный насос. За время работ заключённые вынесли около 100 тонн грунта. Они копали ход в земле самодельными инструментами. Землю выносили в карманах брюк и носках, а также в специальных подсумках под одеждой. Часть земли они выбрасывали в садах, куда их выводили на работы в качестве рабов.

Когда после побега была проведена инвентаризация в лагере, то нацисты не досчитались 4000 досок с нар, 52 столов, 76 скамеек. Всё это заключённые использовали при строительстве подземного хода. Кроме досок немцы не нашли 635 матрасов, 192 покрывала и 161 наволочку. Всем этим пленные выстилали стены тоннеля, чтобы заглушить звук производимых ими работ. Поэтому чуткие сейсмографические микрофоны ничего не смогли зафиксировать. Также пропало большое количество ложек, вилок, столовых ножей и жестяных банок. Всё это использовалось для рытья тоннеля. Украдено было 1000 футов электрических проводов. И этим список пропавших вещей не заканчивается.

из сбежавших 77 пленных в живых осталось только 20

24 марта 1944 года люди разделились на три группы. Первыми уходили руководители и те, кто знал несколько иностранных языков, а также принимавшие наибольшее участие в строительстве подземного хода. Их одели в лучшую гражданскую одежду, которую невероятным способом удалось приобрести у охраны. У них даже были фальшивые высококлассные удостоверения личности, которые изготовили сами заключённые подпольным образом. При себе они имели небольшой паёк и самодельные компасы.

Первый беглец спустился в тоннель в 20:45. В то время в Польше была очень холодная зима. В связи с этим возникла некоторая проблема: люк на выходе примёрз и его удалось открыть с большим трудом только через 1,5 часа. Выход был недалеко от сторожевой башни. Дальше проход не стали копать, так как в разрешительных документах заканчивался срок их годности.

Также скорость передвижения внутри тоннеля была очень медленной, так как беглецы опасались обрушения. Не работало там и электричество из-за авианалётов, разрушивших ближайший источник электроэнергии. Каждый новый беглец уходил через 6 минут. Утром только 76 узников оказались за пределами лагеря. Когда выходил 77, его заметила охрана на башне. Часовые включили сигнализацию. В лагере началась паника.

Военнопленные, кто ещё не покинул лагерь, снова переоделись в тюремную робу и уничтожили фальшивые удостоверения и съели приготовленную для побега провизию. По приказу коменданта лагеря Фридриха Вильгельма фон Линдейнер-Вильдау всех до одного заключённых выгнали на мороз. Выстроив их всех на площадке, охрана начала вычислять сбежавших. Одновременно с этим началось прочёсывание соседних лесов и населённых пунктов. Были подняты на уши все железнодорожные и полицейские подразделения. В лагере гестапо начало допросы. Поиски беглецов оказались удачными.

В течение 3-х недель были пойманы 73 из 76 сбежавших. Спастись удалось только троим. Это были два норвежца и голландец. Норвежцам удалось добраться до Штеттина. Там они сели на шведское судно, которое доставило их в Гетеборг. Голландец большую часть пути по оккупированной Европе преодолел на поезде, пешком и на велосипеде. Ему помогали участники Сопротивления. Добравшись до Гибралтара, он смог попасть и в Англию. Там он снова стал лётчиком ВВС и принял участие в различных боевых операциях.

Из 73-х пойманных беглецов, 23 были помещены в другие нацистские концлагеря с более жёстким режимом. 50 человек по личному приказу Гитлера казнили, нарушив все Женевские конвенции. Людей расстреливали поодиночке или парами в укромных местах или скрытых маленьких переулках. Одним из казнённых был и организатор побега Роджер Бушелл. Ему удалось побыть на свободе менее 10 часов, но за это время он преодолел примерно 400 миль. Его обнаружили на железнодорожном вокзале в городе Саарбрюккене совсем недалеко от французской границы, где беглеца ждали члены французского Сопротивления.

После массового побега заключённых комендант Линдейнер-Вильдау был отстранён от занимаемой должности. Следующий комендант, потрясённый расправой над узниками, разрешил заключённым установить в лагере памятник в честь них. Сейчас на этом месте стоит мемориал с именами казнённых. Лагерь освободили в начале 1945 года. После этого началось специальное расследование, которое проводили полицейские Королевских ВВС. Но гестапо всячески старалось уничтожить документы, касающиеся эти трагических событий. Спустя три года кропотливой работы перед судом предстали 18 нацистов. 13 из них были приговорены к смертной казни.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий