Как учились школьники в оккупированной Польше

ь школьники в оккупированной Польше

Немецкая агрессия против Польши началась 1 сентября 1939 года, в первый день занятий в школах. Оккупанты ворвались в нашу страну. Там, где их еще не было, учителя с помощью общественности начали новый учебный год. В Велькопольше открылись 342 школы. К занятиям приступили 58 255 учеников и 991 учитель. Многие школы начали работать с опозданием.

С самого начала оккупации фашисты начали уничтожать польскую школьную систему. Были арестованы и расстреляны многие польские учителя. Те, кто остался в живых, продолжали занятия с детьми, но усиление репрессий фактически предрешило судьбу польских школ. В марте 1940 года они были закрыты, а в апреле 1940 года начали работать первые немецкие школы для поляков, перед которыми ставилась задача германизации польской молодежи. Таких школ было мало.

В Познани, например, только 4. Школы находились на окраине города, работали 2-3 дня в неделю по 2 часа в день. В них учили немецкому языку, 4 основным арифметическим действиям, преподавали географию Германии, учили вести домашнее хозяйство и прививали прилежание и послушание «народу господ» — немцам. Часто детей гоняли на различные работы. Обучение заканчивалось в возрасте 12 лет, после чего школьников отправляли на принудительные работы в Германию.

В первых числах сентября 1939 года были уволены с работы все польские учителя в Гданьоке. Многие попали в лагеря, многих немцы выселили. Все школы, где преподавание велось на польском языке, закрыли. Подобное же положение создалось и в Поморье. Занятия было разрешено проводить только на немецком языке. Под школы выделяли специальные помещения. Право учиться получали только те, чьи родители были внесены в так называемый «немецкий национальный список».

В школах все было направлено на выполнение задачи германизации. Преподавали немецкие учителя, что якобы являлось гарантией успешного осуществления этой программы.

Польские школы Ополья, которых и так было немного, были закрыты в 1942 году. Продолжать учебу можно было только в немецкой школе. На так называемых землях, присоединенных к рейху, лишь в Верхней Силезии работали выделенные школы с преподаванием на польском языке.

В генерал-губернаторстве было разрешено начальное образование. Первым юридическим актом в области образования являлся приказ генерал-губернатора Ганса Франка от 31 октября 1939 года о введении школьного обучения в генерал-губернаторстве В документе этом говорилось, что поляки должны посещать специально предназначенные для них школы. Для немцев были созданы свои школы, которые открывали в там случае, если в данной местности проживало более 10 детей немецкой национальности. В таких школах имели право преподавать только учителя-немцы.

Поляки не изучали историю и географию. Была запрещена родная литература. Оккупанты изъяли все учебники и методические пособия, ликвидировали библиотеки. Дети занимались в помещениях, совершенно не приспособленных для этой цели. Приходилось учиться в несколько смен, поэтому занятия часто длились не более 30 минут. В зимнее время школы, как правило, были на замке — нечем было топить.

ь школьники в оккупированной Польше

Во второй половине 1942 года гитлеровцы начали окончательную ликвидацию частных школ, который работали до этого времени в некоторых городах, например, в Варшаве.

Цель всех указанных выше акций была определена в инструкции Генриха Гиммлера от 15 мая 1940 года: «Для ненемецкого населения на Востоке не должно быть никаких других школ, кроме четырехклассной начальной школы. Такая школа должна ставить своей целью обучение только счету минимум до 500 и умению расписаться, а также распространению того, что подчинение немцам, честность, прилежание и послушание являются заповедью божьей. Умение читать я считаю необязательным».

Докладная доктора Эриха Ветцеля и Герхарда Гехта, о которой мы неоднократно упоминали, включала следующие пункты, касающиеся школьного обучения: «Будут разрешены только начальные школы, в которых достаточно давать лишь самые необходимые знания: счет, чтение и письмо. Преподавание важных с национальной точки зрения предметов исключено. Тем не менее школа должна давать знания в области сельского хозяйства, лесоводства, а также учить самым простым производственным и ремесленным профессиям».

Об учительских кадрах в докладной было сказано следующее: «Было бы полезно назначать на должности преподавателей в народных школах заслуженных полицейских, вышедших на пенсию. Это избавило бы от необходимости создавать какие бы то ни было подготовительные курсы для учителей».

Особенно много внимания было уделено обучению в профессионально технических училищах. Гам молодые люди должны были получить теоретические знания и практические навыки для работы по какой-нибудь специальности.

Многочисленные циркуляры указывали на необходимость повышать квалификацию учеников, например, на металлических заводах. Предприятия, на которых было занято 10 и более рабочих, должны были набирать учеников в количестве, равном всем работникам физического труда. Значительный спад уровня знаний по сравнению с довоенным временем был отмечен даже в тех школах, которые пользовались благосклонностью оккупантов. Круг преподаваемых предметов значительно сузился.

Существовавшие в начале войны двухлетние курсы для подготовки к вступительным экзаменам в профессионально-технические училища были ликвидированы в конце 1941/42 учебного года. В профессиональные училища принимали на следующих условиях: поступавшему должно было исполниться 18 лет, он обязан был закончить неполную среднюю школу, два года проработать и успешно сдать вступительный экзамен. Но на некоторые вопросы не смог бы ответить никто. Где, например, окончившие неполную среднюю школу могли пройти двухлетний трудовой стаж, если все польские промышленные предприятия и магазины были закрыты? А где поступавшие могли готовиться к вступительному экзамену?

Гимназии и высшие учебные заведения были закрыты уже в конце 1939 года. В генерал-губернаторстве по плану гитлеровцев должны были проживать малообразованные, малокультурные люди, которых можно было бы использовать на сезонной или физической работе в промышленности.

В начале октября 1939 года оккупационные власти разрешили сдать выпускные экзамены в некоторых высших учебных заведениях (варшавском университете, например), но уже в ноябре 1939 года закрыли все институты, университеты и академии. 6 ноября всех профессоров и доцентов Ягеллонского университета в Кракове пригласили на «лекцию» в здание университета.

Преподавателей, среди которых было 183 известных ученых, арестовали и под охраной вывезли сначала в краковскую тюрьму Монтелюпи, а позднее в концентрационный лагерь Саксенхаузен. Немцы учинили кровавую расправу над профессорами и преподавателями варшавских, познаньских, люблинских и львовских высших учебных заведений. 9 ноября они ворвались в кракоэские гимназии и арестовали всех учителей, несмотря на разрешение городского старосты проводить занятия.

Таким же способом были ликвидированы многие средние школы, хотя официальное распоряжение закрыть все государственные и частные средние учебные заведения вышло только в декабре. Тогда же немцы закрыли и педагогические институты.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий