Опасное небо

Опасное небо

22 июня — в первый же день войны — два вражеских самолета «Хейнкель-111» пролетели над городом. Это были разведчики. В последующие дни их полеты продолжались, иногда они сбрасывали бомбы. Но 22 июля над Одессой появились не одиночные самолеты-разведчики, а вражеские бомбардировщики, летевшие волна за волной в сопровождении истребителей. Началась бомбежка всех районов города. Взрывы сотрясали воздух. С тех пор налеты авиации совершались ежедневно, иногда по нескольку раз в день.

Небо Одессы прикрывал 69-й истребительный авиационный полк, которым командовал майор Лев Львович Шестаков.

Несмотря на свою молодость —ему было только 25 лет, — он уже успел повоевать в Испании, где участвовал более чем в ста воздушных боях, сбил восемь фашистских самолетов. Под стать командиру был и комиссар Николай Андреевич Верховец. Умелый пропагандист, способный летчик, в воздушных боях он действовал храбро, умело.

В начале обороны полк имел всего 19 самолетов. Позже их количество было доведено до 40. Большую часть времени они проводили в воздухе и приземлялись лишь для того, чтобы пополнить боезапасы и заправиться горючим. Возвращались они, как правило, с бессчетным количеством пробоин.

Самые различные задания выполняли летчики полка. Они летали в разведку, прикрывали корабли, защищали город и порт с воздуха, вели воздушные бои, бомбили и штурмовали вражеские войска по заявкам воинских частей и соединений, а также военные объекты в тылу противника.

Нагрузка была предельной, иногда непосильной. Тогда им на помощь перебрасывались с крымских аэродромов бомбардировщики Черноморского флота. Нередко, прилетев ночью и дозаправившись горючим, они брали курс на запад. После их налетов долго полыхали огромными кострами вражеские нефтепромыслы и нефтехранилища в районе Плоешти, снабжавшие Германию горючим.

Общее руководство воздушными операциями осуществлял начальник ВВС Приморской армии комбриг Виктор Петрович Катров.

Первый самолет в одесском небе, сбил лейтенант Виталий Тимофеевич Топольский в первые же дни войны. От выстрела пушки «Хейнкель-111» загорелся и упал в море. Четыре человека экипажа выбросились на парашютах и были подобраны морским катером.

Опасное небо

Храбро дрался командир звена Виталий Топольский.

Чапаевцы напряженно ожидали, что вот-вот раздастся выстрел и второй самолет постигнет участь первого. Но у Куницы, а это был он, кончились боеприпасы. Тогда он решился на таран. Приблизившись к вражескому самолету, ударил его плоскостью. Оба самолета камнем полетели вниз. Чапаевцы видели, как от нашего самолета отделился комочек, который вскоре подхватил раскрывшийся парашют. «Значит, живой»,—с радостным облегчением вздохнули многие из них. Но радость была преждевременной. Разгневанные фашисты расстреляли летчика в воздухе.

Отважно сражался и погиб смертью героя командир звена лейтенант Михаил Ильич Шилов.

23 сентября тройка истребителей под его командованием вступила в неравный бой с группой вражеских самолетов. Шилов отвлек на себя пятерых и вскоре одного подбил. Но подбили и его самолет. У Михаила Ильича было время и возможность покинуть самолет и спуститься на парашюте. Но внизу простиралась территория, занятая врагом. Там по фронтовым дорогам двигались войска противника.

Среди них он заметил скопление танков. «Уничтожить гадов» — принял решение отважный патриот и свой подбитый самолет направил в гущу этого скопления. Раздался взрыв. Подожженные и покореженные танки, выйдя из строя, остались на месте.

Так Михаил Шилов повторил подвиг Николая Гастелло.

Двенадцать летчиков за бои под Одессой были награждены Золотыми Звездами, в том числе командир полка майор Л. Л. Шестаков.

Если с летчиками случалась беда, равнодушных не было. Каждый старался помочь им, не боясь смертельной опасности. Так, например, когда прилетевший из Крыма бомбардировщик СБ произвел вынужденную посадку на ничейной земле, бойцы 31-го стрелкового полка заметили, как фашисты поползли к самолету, чтобы захватить летчиков в плен.

Командир полка полковник Мухамедьяров приказал минометной батарее открыть заградительный огонь, чтобы остановить продвижение гитлеровцев. А в это время три смельчака-добровольца, возглавляемые политруком пулеметной роты Тимофеем Федоровичем Тузовым, поползли к самолету и, несмотря на сильный огонь противника, вытащили трех раненых летчиков и помогли им добраться до нашего переднего края.

К концу обороны вражеские снаряды все чаще стали разрываться на территории аэродрома, были повреждены некоторые самолеты, ранены ремонтировавшие их техники.

Тогда одесситы, главным образом женщины, приступили к строительству аэродрома в черте города на Чубаевском пустыре около пятой станции Большого Фонтана. Несмотря на большой объем работ, уже через неделю аэродром был готов. Низко пролетая над домами, самолеты опускались под маскировочные сети.

Теперь на том месте, где был аэродром, в начале улицы имени Патриса Лумумбы, установлен памятный камень. Со временем будет построен монумент в честь героических подвигов 69-го истребительного авиационного полка.

Заметив исчезновение самолетов на прежнем аэродроме, фашистское командование хвастливо заявило, что «с советской авиацией под Одессой покончено», и стало проявлять беспечность, за которую вскоре заплатило дорогой ценой.

В конце сентября двенадцать наших истребителей под командованием капитана Аггея Елохина, пролетая над селом Свердлово, неожиданно встретили шесть транспортных самолетов, летевших без какого-либо прикрытия, за каждым из которых на буксире летел планер. Так захватчики перебрасывали подкрепление на восток, по-видимому в Крым. Решение созрело мгновенно. Наши истребители внезапно атаковали их, и за несколько минут все самолеты и планеры были «приземлены».

За период обороны Одессы летчики этого полка совершили 6603 боевых вылета, участвовали в 576 воздушных боях, в которых сбили 94 самолета и 6 планеров. Кроме того, 21 самолет они уничтожили на земле. А сколько ими уничтожено войск и боевой техники — подсчитать невозможно!

Воздушное пространство города, его окрестностей и отдельных важных объектов, в числе которых была и Беляевская водонапорная станция «Днестр», кроме летчиков, охраняла 15-я отдельная зенитно-артиллерийская бригада ПВО под командованием полковника И. Т. Шиленкова.

О боевой активности зенитчиков газета «Известия» писала: «Стоило над Одессой появиться неприятельскому самолету, как лучи прожекторов ловили его на любой высоте, как трассирующие пули зенитных пулеметов и шрапнели зенитных орудий начинали бить по нему, пока не показывался долгожданный дымок или желтое пламя и самолет летел вниз в воды Черного моря…»

Если оборона Одессы продолжалась 73 дня, то зенитчики защищали ее 114 дней — с начала войны до последнего дня обороны.

Первый самолет был сбит над аэродромом батареей лейтенанта Василия Ивановича Тарасенко на четвертый день войны. Вспыхнув, он с черным шлейфом дыма упал в море в районе Аркадии.

В другой раз во время учебных занятий командир батареи объяснял молодому пополнению правила стрельбы из крупнокалиберного пулемета ДШК. Неожиданно появился вражеский самолет, и лейтенант преподнес наглядный урок меткой стрельбы. Всего от начала войны до конца обороны Одессы зенитчики сбили 103 вражеских самолета.

Они прикрывали своим огнем многие промышленные и транспортные предприятия города. Особое внимание уделялось защите электростанции, вокзала, порта, театра оперы и балета. На его сцене находился командный пункт одного из зенитных подразделений. Не только небо охраняли зенитчики. Иногда к ним обращались с просьбой: прикрыть войска, помочь пехоте артиллерийским огнем. И они помогали — уничтожали вражескую пехоту, подбивали танки, бывало, что и сами поднимались в атаку, действуя как стрелковые подразделения.

По вечерам над городом поднимались аэростаты заграждения, а в ночных условиях действия средств противовоздушной обороны обеспечивал зенитно-прожекторный батальон.

Перед одной ночной атакой прожектористы капитана Мельника подтянули к передовой свои прожекторы и внезапно включили их. Вспыхнувший яркий свет ослепил вражеских солдат. Среди них началась паника. Спасаясь бегством, они стали четкой мишенью для наших бойцов, занявших оставленные позиции.

Позже подобные совместные действия пехотинцев с прожектористами повторялись не раз и всегда с успехом.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий