На войне тыловые службы имеют огромное значение, вовремя отремонтированный танк и введенный на поле боя, может склонить чашу весов в одну из противоборствующих сторон. В 1944 году зампотехом танковой бригады был назначен Герой Советского союза, бывший механик-водитель танков БТ-7, Т-34, Петр Трайнин.
Назначение его состоялось внезапно, как часто случается на войне, его начальник зампотех Баженов был ранен и отправлен в госпиталь.
Ответственности теперь несравнимо больше и требуют с зампотеха подчас невозможного: хоть сквозь землю провались, а найди то-то и то-то. И сделай. В таком-то положении и оказался Трайнин где-то в третьем месяце после вступления в новую должность.
Во время одной атаки была подбита тридцатьчетверка капитана Максимова. Вышла из строя коробка передач. Ротный, понятно, тут же пересел в другой танк, а Трайнину приказал в течение ночи отремонтировать свой, командирский.
Легко сказать — отремонтировать. Это ведь не траки в гусенице заменить, а коробку, которая весит почти полтонны. Как ее вытащить из моторного отделения? Без тали невозможно.
Но и это еще не все. При самом беглом осмотре Петр определил, что переборкой не обойтись, нужно полностью менять коробку. А где ее взять? Обратился за помощью к зампотеху батальона.
Но тот лишь руками развел, пояснив, что на данный момент у него коробок нет.
— Так что же мне делать? — растерянно спросил Трайнин.
— Как, что. Выполнять приказ ротного.
— Но коробка… Где я ее достану?
— А хоть из-под земли. На то вы и зампотех. Действуйте.
— Ну тогда ремонтную летучку дайте,— попросил Петр.
— А где я ее вам возьму, Трайнин?! Сами знаете, нет ее у меня, еще вчера на мину наскочила. Вот и исходите из этого.
Подумав, Петр решил первым делом найти подбитый танк, у которого бы осталась в целости коробка передач.
С наступлением темноты Трайнин с двумя ремонтниками, взяв автоматы, отправились на нейтральную полосу. Петр знал, что там осталось пять подбитых тридцатьчетверок.
Правда, по рассказам танкистов они все вроде бы горели. Но вдруг в какой-нибудь они найдут то, что нужно.
И ведь повезло! Довольно быстро они отыскали танк, у которого снарядом разворотило двигатель, но коробка передач осталась целой.
Вернулись, завели тягач, отбуксировали тридцатьчетверку в свое расположение. Но как без тали вытащить коробку? И тут Михаил Кононенко предложил:
— Товарищ старшина, здесь неподалеку растет громадный дуб. Сучья — во, разлапистые. Если подтянуть под него танк, перекинуть через сук трос и попробовать ручной талью. Может, получится.
Предложение Кононенко Петру понравилось. Так и сделали. Сначала вытащили коробку из танка с разбитым двигателем и опустили ее в сторонке на землю. Тягач отбуксировал отслужившую свое машину, а на ее место поставил тридцатьчетверку капитана Максимова. И снова за дело, но только в обратном порядке: подняли ручной талью коробку и установили ее в моторное отделение танка. Ну а все остальное — дело уже привычное.
Утром тридцатьчетверка капитана Максимова ушла в бой.
на 55 ке сложнее ..но меняли силами экипажа зимой в поле.. Вечером.. Снять крышу МТО с радиатором..Слить антифриз в баки..Слить масло..также в емкость..Снять вентилятор..”Хитрым ” коробочным ключом с метр длиной отвернуть крепление коробки..При этом все соединения раскрутить и масляные и охлаждения..рассоединить всю электропроводку идущую к датчикам..все тяги..Вынуть коробку передач..Гитару..Разобрать ГФ..Отрегулировать зазор на чашке сцепления..Собрать все обратно..Соединить все дюриты..залить подогретый антифриз и масло..Попытаться завести..Попытаться тронуться..))) Утром..