Подводные лодки “Железные головастики”

"железные головастики"

После закладки малые лодки UB и UC строились очень интенсивно, причем первым субмаринам отводилась, кроме всего прочего, роль разведчиков для минных заградителей и, чтобы как можно быстрее ввести их в строй, на первые UB поставили моторы, снятые с больших катеров. Для лодок “второго” типа изготавливались специальные моторы большей мощности.

К весне -лету 1915 года “железные головастики” начали “вылупляться” один за другим и сразу поехали по железной дороге в Бельгию в порт Брюгге и в Австро-Венгрию в порт Пола. Конструкция лодки продумывалась несмотря на отчаянную спешку, достаточно тщательно, что позволяло на австрийской верфи собирать лодку и выходить в морф через 14 дней.

«Бельгийские» UB начали оперировать в море в апреле в районе Хофдена, но побед не одержали. Все еще обсуждался вопрос о войне по призовому праву, а всплывать для осмотра парохода крошечной UB было крайне опасно, и командир Фландрской флотилии подлодок (созданной организационно 29 марта 1915 года) капитан-лейтенант Бартенбах запретил это делать. Используемые как разведчики, UB выяснили навигационные условия у рейда Доунс, изучили заграждения Дуврского пролива и используемые проходы. Уже в конце мая первые UC пошли в море (кстати британская, лодка Е 24 впервые поставила мины почти через год — 3 марта 1916 года).

Даже эти, почти пробные выходы, дали результат

Только в последние дни UС 1 “унд” UC 2 зашли для короткого ремонта в Эмс. UC 11 поставила 1 июня первое минное заграждение у плавучего маяка Южный Гудвин. 10 июня старый английский миноносец №12 коснулся мины, а бросившийся ему на помощь №10 разделил его участь и тоже затонул. В этом же месяце UB, выполняя роль “глаз заградителей”, прошли в Английский канал и
Дуврский пролив. Тщательная разведка позволила минным заградителям работать со скоростью “швейной машины”. Мины стали появляться у восточного побережья в оживленных районах судоходства. Англичане считали, что это дело рук нейтральных рыболовных судов.

Тем более минные заградители ставили мины очень своеобразно. Если всплывет хотя бы одна мина, она демаскирует все заграждение и оно теряет смысл. Поэтому мины часто ставились поштучно в разных местах. Хотя при таком способе существовала опасность так разрядить заграждение, что вероятность подрыва резко снижалась, к тому же не везде глубина места соответствовала длине минрепа, установленного на базе. Командирам лодок- заградителей в большей мере, чем командирам торпедных лодок, приходилось, как говорится, “шевелить мозгами” и действовать по обстановке. Они старались, и подрывы следовали на очень большой площади. 30 июня у маяка Кентиш- Хок взорвался эсминец “Lightning”. Подозрения против “нейтралов” рассеялись неожиданно и чисто случайно. Через два дня после гибели эсминца пароход “Cottingham” у Ярмута ударился о какое-то препятствие, не обозначенное на карте.

Это заинтересовало моряков, и мелководный район осмотрели водолазы. К своему удивлению они нашли на дне маленькую подводную лодку. В этом же году англичане срочно провели судоподъемную операцию и установили, что это германская UC 2 с полным запасом мин, погибшая в первом же походе.

Если нет законодательной базы её надо быстро создавать

Английское командование издает “Инструкции командирам торговых судов”, содержащие правила плавания в нейтральных водах. 10 августа издается новый закон, по которому правительство освобождается от выплаты страховой премии за погибшее судно, если установлено, что оно погибло из -за нарушения приказаний морских властей.

 "железные головастики"

Именно против Фландрских лодок впервые начали применяться суда- ловушки, еще не получившие тогда название “Q-ships”. В августе, после обобщения данных разведки, UC 5 вышла из Брюгге и 21 -го числа поставила 12 мин у Булони, это первый случай проникновения минного заградителя в Английский канал. В тот же день на минах взорвался пароход “William Dawson”. Моментально сходив туда -обратно, UC 5 поставила 7 сентября 6 мин у Булони и еще 6 у Фолкстоуна. Постановка вызвала гибель кабельного судна с громким названием “Monarch”. По этим датам можно судить, с какой интенсивностью “засевались” минами воды противника, и сколь трудной была служба на маленьких лодках.

У юго-восточного побережья трудились UC 1, UC 3, UC 6, UC 7

Служба офицеров на них считалась очень сложной и с чисто морской точки зрения. Нужно было управлять кораблем, точно вести счисление и прокладку курса, иначе мины ставились не там, где планировалось, к тому же необходимо было приближаться близко к берегу, где стояли противолодочные сети.

Конечно, сети в то время отличались достаточной примитивностью, но маленькой лодке много то и не нужно было. К тому же запас воздуха внутри корпуса крайне ограничен. Все же, пока немецкие лодки были лучше английских сетей. Масштабы постановок все возрастали, особенно лодками, идущими по стопам UC 5. Прибывшая UC 3 поставила мины аж у Портсмута. До конца года у Дувра качалось в воде 150 немецких мин, у Нора-180, у Лоустофа аж 306! Всего 815 железных шаров. Результаты постановок оказались весьма внушительными: погибли 94 транспортных судна, 10 “рыбаков” и 15 тральщиков.

Командиры подлодок вошли вкус и начали ждать появления на горизонте тральщиков, а после потихоньку следовали за ними и “несли яйца” в протраленную полосу. В числе погибших оказались 3 английских эсминца, один французский (“Branlebas”, 9 ноября 1915 года у Дюнкерка). Причем вся деятельность союзников против минных заградителей не изобиловала успехами. Погибло, кроме упоминавшейся UC 2, всего два “головастика”,: в октябре взорвалась при минной постановке (под себя) UC 9, a UC 8, следуя из Киля, села на мель у Терсхеллинга 6 ноября. Правительство Голландии выразило желание иметь у себя эту субмарину, и её быстро продали за символическую цену. Так “восьмерка” стала именоваться М.1 и плавала под голландским флагом до 1932 года, пережив всех своих “подружек”, давно лежащих на дне или разрезанных на металл.

5 ноября Вашингтон направил в Лондон ноту о противоправности ограничения ввоза в нейтральные страны. Это дало новый повод для развития активности немецких лодок вообще и фландрских в частности, война против торговли развернулась с новой силой. Не “скучали” при этом и минные заградители.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий