Потери и трудности

Потери и трудности

База Апатитского подразделения, несколько раз подвергалась ожесточенным бомбардировкам с воздуха. В один из дней июля на базу гидросамолетов на озере Имандра налетели неприятельские истребители. Чтобы спасти машины, пилоты стали рассредоточивать их. Евдокия Лобко и Анатолий Иванов бросились к своим самолетам Ш-2 и начали отруливать по озеру к берегам, поросшим кустарником.

Истребители обрушились на Лобко и Иванова. Иванов успел зарулить в кусты, а комсомолка Лобко была расстреляна во время руления. Ей было 23 года. Она только в 1940 году успешно окончила летное училище и успела налетать на ПО-2 около ста часов. Она так хотела летать в Заполярье на маленьком самолете-амфибии Ш-2, но геройски погибла, спасая эту машину.

Сгорел сбитый истребителями самолет ПС-84. Под управлением пилота Иллариона Муромцева он летел с ранеными бойцами из Мурманска. Пилоту удалось посадить горящий самолет на поляне около леса. Бортсестра Лидия Томилова под обстрелом истребителей сумела вытащить всех раненых из горящего самолета.

23 ноября пилот Владимир Подгородинский на самолете СП летел из Подужемья в Лоухи. На борту находились два офицера. В районе Кестеньги самолет попал под сильный обстрел. Осколок снаряда ударил пилота в левую руку около локтя. В следующую минуту был поврежден мотор.

Подгородинский, пилотируя одной рукой, совершил посадку на глубокий рыхлый снег на озере, один берег которого был занят финнами. Под обстрелом автоматчиков пилот ползком вывел своих пассажиров, один из которых был ранен, с озера на берег, занятый нашими частями. Через три недели Подгородинский снова был в строю.

Потери и трудности не только не вносили растерянности или страха перед врагом, а, наоборот, мобилизовали и сплачивали людей, готовых выполнить самые опасные и ответственные задания. Как можно меньше находиться на земле, быстрее в воздух — вот главный лозунг тех героических дней. Нередко пилоты не выходили из кабин самолетов по 12-14 часов в сутки.

Именно так летали пилоты Н. Матвеев, А. Хорунжий, Г. Галченко, К. Гавва, А. Канищев, когда нужно было перебросить личный состав боевого подразделения на фронт и систематически снабжать его боеприпасами и продовольствием. Несмотря на сложную метеорологическую обстановку, они делали по три рейса в день и задание выполнили.

В конце ноября полевому госпиталю угрожал наступающий противник. Наземные пути к госпиталю были перерезаны, и спасти раненых могли только самолеты.

Потери и трудности

Операцию по эвакуации госпиталя выполнили на самолетах СП за семь дней пилоты М. Редьков, В. Никитов, Г. Луговой, Т. Гичкин, В. Подгородинский, А. Щербаков и другие. Шел сильный снегопад, видимость не превышала 100-150 метров, облака висели над землей, но пилоты работали без перерыва, делая в день по 3 4 рейса.

Когда положение в районе госпиталя обострилось, стали летать на необорудованных для слепых полетов машинах и ночью. Враг пытался перехватывать самолеты в воздухе, бомбить место их посадки у госпиталя, но не сумел вывести из строя ни одной машины. Пилоты вывезли 150 раненых и 13 тонн груза.

В начале декабря подразделение Советской Армии вело бои в глубоком тылу врага. Непрерывную связь с ним держали пилоты на самолетах СП и С-2. Стоял 30-градусный мороз, но техники так организовали работу, в частности подогрев моторов, что самолеты не остывали, и в первый утренний рейс уходили еще в темноте.

Два раза заставали истребители врага машину пилота Георгия Лугового на снежной площадке во время разгрузки, несколько раз ловили его в воздухе, но сбить не смогли. Г. Луговой один забросил в подразделение 7250 килограммов продовольствия и вывез 65 раненых бойцов.

Алексей Хорунжий и Алексей Щербаков на самолетах С-2 делали по три рейса в день и каждый раз брали на свою двухместную машину трех раненых. Георгий Нарбут и Александр Воробьев делали посадки на лед маленького озера, обстреливаемого фашистами. Под обстрелом они грузили раненых, взлетали и доставляли их в тыловые госпитали.

Когда операция была выполнена, полковник, командовавший подразделением, так отозвался о работе пилотов:

— Эти люди нам помогли очень и очень много. Они достойны любви и уважения. Это бесстрашные люди…

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий