Потери на «Переправе-62»

Потери на «Переправе-62»

Генеральный штурм заводских районов Сталинграда ничего не принес гитлеровцам, кроме потерь в людях и технике, поэтому 5 октября Паулюс вынужден был прекратить атаки.

«Переправа-62» продолжала свою напряженную работу, так как положение 62-й армии было по-прежнему тяжелым.

Ночью 9 октября 1942 года бронекатера № 61 и 62 вышли в очередной рейс в район «Красного Октября».

На бронекатере № 62 не работал мотор, поэтому другой бронекатер вел его на буксире способом «борт-о-борт».

На борту бронекатера №61 (командир лейтенант А. А. Николаев) было 30 бойцов пополнения, 150 мин и 1 тонна груза, а на бронекатере № 62 (командир лейтенант М. Д. Жиленко) — 70 бойцов, 200 мин и 1 тонна груза.

При подходе к правому берегу катера были обстреляны противником. Отвечая огнем своих орудий, они продолжали следовать прежним курсом.

Через несколько минут в артиллерийский погреб бронекатера № 62 попал снаряд, вызвав пожар. От взрыва погибли главный старшина П. Л. Прохоренко и краснофлотец С. Г. Фефелов, а командир бронекатера и краснофлотец А. И. Самойленко были ранены.

На бронекатере № 61 осколками мины был ранен боцман старшина 2-й статьи М. Г. Ребраков. В госпиталь идти отказался.

Потери на «Переправе-62»

Усилиями членов команды обоих бронекатеров пожар на бронекатере № 62 был ликвидирован. Раненым была оказана первая помощь, и катера продолжали следовать к правому берегу.

По прибытии к причалам «Красного Октября» после выгрузки и принятия на борт раненых таким же путем вернулись на базу под непрекращающимся огнем врага.

В ночь на 10 октября 1942 года бронекатер № 31 (командир лейтенант П. А. Никитин), сделав очередной рейс на «Красный Октябрь», возвращался к левому берегу, имея на борту 15 раненых и несколько жителей Сталинграда.

В 3 часа 30 минут, сбившись с курса, бронекатер всем корпусом выскочил на мель в район косы острова Голодный.

Попытки сняться с мели самостоятельно ни к чему не привели. Пришедшие на помощь бронекатера № 12 и № 26 тоже не смогли стащить его с мели. Заведенные буксирные тросы лопались, бронекатер № 31 крепко засел на песке. Командир бронекатера № 26 лейтенант С. З. Леонов пытался поднятой от хода волной помочь засевшему судну сняться с мели, для чего полным ходом несколько раз прошел мимо него. Но и это ни к чему не привело.

Тем временем наступил рассвет. Фашисты, обнаружив броне-катера, открыли по ним минометный огонь. В результате на бронекатерах № 12 и № 26 было убито и ранено четверо моряков.

Тогда, прикрывая от вражеского огня севшее на мель судно, бронекатер № 26 поставил дымовую завесу.

Командиры бронекатеров № 26 и № 12 получили приказ возвращаться на базу, так как спасти бронекатер № 31 не было никакой возможности, а оставаться под обстрелом было бессмысленно.

Тем временем дымовая завеса рассеялась, и противник усилил огонь. Осколками мин и снарядов на бронекатере N9 31 были убиты командир П. А. Никитин, старшина 2-й статьи и В. К. Колегов, старшина 2-й статьи А. И. Аникеенко и краснофлотец К. Г. Черных. Раненые бойцы, несколько граждан Сталинграда и оставшиеся в живых члены экипажа, покинув бронекатер, вброд и вплавь добрались до берега.

Как показано в отчете Отдельной бригады траления ВВФ, за период с 23 августа по 10 октября 1942 года переправочными средствами Волжской военной флотилии через Волгу переправлено: войск — 23123 человека, раненых — 17100 человек, населения — 5400 человек и различных грузов — 1400 тонн.

За это же время на бронекатерах было убито 5 и ранено 18 человек, на тральщиках убито 3 и ранено 6 человек .

От артиллерийского огня на «Переправе-62» 11 октября погибли тральщики N9 326 и 343 в районе «Красного Октября» и у приверха острова Голодный соответственно.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий