Как рыцари Братства по Мечу остались без штанов при Шяуляе

Как рыцари Братства по Мечу остались без штанов при Шяуляе

В 1236 году немецкие христианские лидеры решили обратить в христианство язычников, которые жили к югу от Даугавы. Именно в этом месте обитали немцы-иммигранты из Риги. По призыву Папы Григория IX христиане Германии и Готланда отправились в поход на язычников. Целью крестоносцев было расширение христианской веры и освобождение близких из рук язычников, строительство укреплений.

Вассалы не должны были получать феодальных земель без разрешения Папы, поэтому он призвал рыцарей Братства по Мечу в крестовый поход против жемайтов и земгалов. Братья по Мечу вместе с паломниками под руководством легата Вильгельма летом 1236 года отправились в военный крестовый поход против язычников. Во главе братьев меча встал опытный военный Фольквин. Он должен был привести крестоносцев к месту. К братьям по мечу присоединились жители Риги, около 200 воинов из Пскова. Вошли в войско крестоносцев эсты, ливы, солдаты-латгалы и другие европейские добровольцы. Всего в этом крестовом походе участвовало около 3000 военных.

Дорога крестоносцев лежала через Курляндию, или Восточную Земгалию, или вдоль берега Даугавы через Селонию. Точного описания этого в исторических хрониках не сохранилось. В ливонских документах есть только описание места битвы после крестового похода на восточных язычников, разграбления и разрушения поселений и войск. Учёные считают, что это был район Шяуляя. Также они уверены, что крестоносцы столкнулись с армией Жемайтии, сформированной на юго-западе Шяуляйской земли. Рыцари Братства Меча атаковали Шяуляй, потому что не смогли переправиться через реку Швянтойи.

Крестоносцам пришлось идти по болотистой местности. В конце сентября 1236 года они заметили жемантийских солдат около маленькой речки. Христианская армия разбила свой лагерь прямо на болоте. По совету Фольквина ударить по литовцам первыми должны были крестоносцы-паломники, не дожидаясь, пока враг мобилизует все свои силы.

Противник не начинал атаку, а только постепенно приближался всё ближе и ближе к лагерю братьев по мечу, окружая его. В хрониках того времени говорится, что братья по мечу не спешили вступать в бой. Они берегли своих лошадей, так как не хотели потерять их в болоте. Также они не горели желанием сражаться пешими.

22 сентября крестоносцы хотели было уже отступить, но опоздали с этим решением. Язычники отрезали им путь к отступлению. Браться по мечу сражались, сидя верхом на лошадях. Это было только на руку неприятелю. Жемайты наносили свои удары по лошадям, тем самым лишая тяжело вооружённых закованных в латы рыцарей военного преимущества. Язычники были очень мобильны.

Как написано в хрониках, они валили рыцарей, как старушек. Основным оружием жемайтийского войска были боумены – деревянные дубины, а также пни деревьев. При помощи этого простого бесхитростного оружия местным воинам удавалось оттеснять хорошо подготовленных рыцарей друг от друга. В летописях есть описание, где христианских воинов схватили, когда они даже не успели надеть штаны. Миряне быстро уничтожали крестоносцев, не дав им опомниться и оказать сопротивление.

В старинных рукописях сохранилось довольно много насмешек над братьями по мечу и их «доблестному мастерству». Но с некоторыми описаниями можно не согласиться. Братья по мечу были рыцарским военным орденом, а не просто монашеским. Согласно их уставу, они обязаны были спать полностью одетыми и в латах. Во время военных кампаний они даже не отдыхе не снимали сапоги.

битве при Шяуляе

Это нужно было для того, чтобы быстро вскочить на коня. Поэтому некоторые историки уверены, что жеманты смогли одержать победу над братьями по мечу только благодаря своему превосходящему количеству. Чтобы уничтожить хорошо вооружённого рыцаря-всадники нужно было как минимум 4 пеших бойца. Имеются старинные иллюстрации, как четверо жемантов с деревянными кольями на рыцаря, сидящего на коне.

Однако некоторым христианским солдатам всё же удалось прорваться сквозь строй неприятеля. Они в спешном порядке вернулись в Ригу. Всю дорогу их преследовали и убивали жеманты и земгалы.

В этом бое у крестоносцев были колоссальные потери. Было убито 48 братьев по мечу, 200 других крестоносцев, 180 воинов из Пскова большим количеством других паломников, число которых неизвестно. Чтобы Церковь Ливонии окончательно не исчезла, а вместе с ней орден Братьев по Мечу, папа присоединил остатки братства к Тевтонскому ордену. Это событие произошло в 1237 году. Таким образом Тевтонский орден обосновался в Ливонии.

В ливонских рукописях нет подробного описания тех народов, кто сражался на стороне жемантов. Но у историков на этот счёт всё же имеется некоторое мнение. Они считают, что литовскую армию возглавил жемантийский князь Викинт. Такое их мнение укрепляет Галицко-Волынская летопись.

В ней говорится, что Викинт уничтожил многих братьев по мечу. Считается, что в этом документе идёт речь именно о битве при Шяуляе. Но другие историки считают, что нельзя называть Викинта основным руководителем языческого войска, хотя он сыграл в нем значительную роль.

В исторических источниках нет подробного описания сражения при Шяуляе. Из-за этого среди историков возникает много споров. В одних источниках говорится, что битва проходила недалеко от земли Шяуляй, а в других – во время возвращения в Шяуляй.

Некоторые историки, например, Фридрих Бенингхофен, уверены, что сражение произошло у села Яунюнай, что находится к северу от Шяуляя. В истории битва при Шяуляе оставила свой след, как первая крупная победа язычников в Балтийском регионе. Только спустя полстолетия после битвы при Шяуляе жемантов удалось разгромить тевтонским рыцарям.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий