Как Идегей Мурза склонил Тамерлана против Золотой Орды

Как Идегей Мурза склонил Тамерлана против Золотой Орды

Мы уже писали, что когда раскрылись скрытные действия группы, недовольной правлением Тохтамыш хана, Идегей мурза и его сторонники оказались в сложном положении. К сожалению, в источниках об этом сведений сохранилось очень мало. Конечно, во время этой сумятицы, разбирательств не все из них бежали, может, считали это даже лишним. Однако внезапное исчезновение Идегей мурзы не означает ли его главенство в этом деле? Не он ли организовал заговор против хана? По-нашему, именно так. Когда он исчез, его сторонники, оставшиеся в Сарае, всю вину могли свалить на него, чтобы оправдаться перед ханом. Это все равно не могло повредить Идегею мурзе, потому что он находился уже в недосягаемом для ханской руки месте — у эмира Самарканда, то есть у Тамерлана (Аксак Тимура). Таким образом, Идегей мурза оказывается под покровительством джихангира. Это произошло в 1389 году.

В это время эмиром Самарканда уже был завершен процесс укрепления своей власти в Мавераннахре, кроме того, им были подчинены все области — вилаяты, находящиеся в близлежащих местах. Так он вступил в третий период своей деятельности. Иначе говоря, в этот период Тамерлан (Аксак Тимур) приступает к организации грабительских походов против стран, расположенных далеко от Мавераннахра. Идегей мурза прибыл к нему именно в такой период.

Присоединение Идегея мурзы

Надо сказать, что джихангир принимает его с большим уважением. Вообще Тамерлан (Аксак Тимур) всю жизнь поступал таким образом — просящим помощи и ищущим пристанища он оказывал всяческое содействие. И умел ловко использовать их в своих целях. А случай с Идегей мурзой был совершенно особый — он ведь не рядовой воин, а командующий левым крылом войск Тохтамыш хана. Заиметь человека такого калибра у себя — разве это не удача! Конечно, очень скоро Идегей мурза находит там себе достойное место.

Присоединение Идегея мурзыКстати, из источников мы можем немало почерпнуть о занимаемых местах во время заседаний, больших собраний и курултаев. Историки обращали внимание на порядок расположения людей во время церемоний. Если эти сведения собрать вместе, то перед нами встает такая картина.

Сначала надо сказать, что все управление государством сосредоточивалось в таком органе, как Диван. В Диван входили уважаемые люди из духовенства, сеиды, шейхи, ученые, знатные эмиры, старейшины родов и племен, военачальники и другие известные люди. Секретари на особых тетрадях записывали обсуждаемые вопросы, высказанные по этому вопросу мнения и предложения. Принятые решения, высказанные Тамерланом (Аксак Тимуром) мысли и предложения также заносились в эти тетради.

Устройство Дивана в государстве Тамерлана

А расположение людей при обсуждении важных вопросов было такое:

«…вокруг трона садились сыновья, внуки и другие родственники Тамерлана, по степени их родства и значения, в виде полумесяца.
Потомки пророка, судьи, ученые, богословы, старцы, вельможи и дворянство садились по правую руку.
Начальники войск и эмиры, по их чинам — по левую руку.
Председатель совета (Дивана), визири (министры) — против трона, начальники областей — позади них.
Военные чины, получившие титул храбрых (богадур) и другие отличившиеся воины — позади трона справа, а начальники легких войск — слева.
Начальник авангарда садился против трона, начальник дворцовой стражи — у входа в шатер, тоже против трона, и наконец лица, желавшие подать просьбы, просить о правосудии — с правой и левой сторон трона.

Требовалось, чтобы простые воины и дворцовые служители, раз поставленные на места, не выходили из своих рядов.
Четыре церемониймейстера наблюдали за порядком в собрании. Когда все присутствующие были размещены по своим местам, Тамерлан посылал народу 1000 блюд разных яств и 1000 хлебов, 1000 же блюд членам совета (Дивана) и 5000 блюд эмирам орд и начальникам частей войск, называя по имени каждого, кому посылались яства.
По всей вероятности, подобный же церемониал наблюдался при курултаях, приеме посольств и других торжественных случаях и был общий во всех ханствах, управляющихся потомками Чингисхана. А от ханов Золотой Орды некоторые придворные обычаи перешли и ко двору московских князей» (Иванин М.И. О военном искусстве и завоеваниях монголо-татар и среднеазиатских народов при Чингис-хане и Тамерлане).

Так историк XIX века, генерал М.И.Иванин, описывает порядок расположения людей на больших собраниях и курултаях, которые проводил Тамерлан (Аксак Тимур). Такие же порядки существовали, видимо, и в Золотой Орде, но достоверные источники до нас не дошли, поэтому мы можем только предполагать, что обычаи везде были схожими.

Развитие Самарканда и других городов Тамерлана

В столице государства Тамерлана (Аксак Тимура) Самарканде тоже проводились такие мероприятия, так как они поднимали авторитет города и правителя. В целом во время правления джихангира большое внимание обращалось на строительство городов, их благоустройство, возведение роскошных дворцов, посадке фруктовых садов и проведению оросительных каналов. А добытые во время удачных походов богатства, с одной стороны, служили оснащению армии, увеличению ее численности, с другой, эти средства тратились на укрепление городов, возведение крепких стен. Конечно, львиная доля тех богатств в первую очередь привозилась в Самарканд. Этот город, по мысли джихангира, должен был стать одним из красивейших столиц в мире.

Чтобы претворить эту идею в жизнь, Тамерлан (Аксак Тимур) начинает строить вокруг своей столицы слободы, носящие названия крупных городов мусульманского мира. Таким образом, вокруг Самарканда появляются слободы под названием Багдад, Дамаск, Шираз, Султания и другие. А сад, в котором был расположен дворец Тамерлана (Аксак Тимура), в отсутствие его хозяина (когда он находился в походе) превращался в место народных гуляний.

Представители духовенства

Интересной темой является отношение Тамерлана (Аксак Тимура) к представителям духовенства. Историки, жившие в его время, отмечают его уважение к духовным лицам, ученым, сеидам и шейхам. Когда решались серьезные вопросы, он часто спрашивал мнение ученых людей. Когда же оказывался в трудном положении, часто открывал Коран, прислушивался к содержанию соответствующего аята и потом принимал решение. Такие случаи мы встречаем и в его Автобиографии. Вообще с первых же дней своей политической деятельности Тамерлан (Аксак Тимур) старался установить тесные связи с сеидами и представителями духовенства. Его отец Тарагай бек был в очень близких отношениях с шейхом Шамсутдином Кулялом. После смерти отца этот шейх становится ближайшим советником Тамерлана (Аксак Тимура) и уберегает его от многих ошибок.

В 1370 году, когда борьба с эмиром Хусаином была в самом разгаре, из далекой Мекки к джихангиру приезжает некий сеид Барака. Это случилось еще до взятия им города Балха. Сеид вручает ему как символ высшей власти знамя и барабан, пророчит ему великие достижения. С этого дня сеид Барака становится его советником и всю жизнь проводит около него. Позже Тамерлан (Аксак Тимур) дарит ему город Андхой. Даже после смерти они не разлучаются — оба были похоронены в специальном мавзолее Гур эмир, построенном для Тамерлана (Аксак Тимура). Предание говорило, что даже лицами они были повернуты друг к другу.

Когда Тамерлан (Аксак Тимур) достиг высшей власти, говорят, не осталось ни одного человека, которого бы он боялся. Но один человек все же нашелся — это был дервиш Зайнутдин Абу-Бекр Тайавади. Однажды, оказавшись в местности, где жил этот дервиш, Тамерлан (Аксак Тимур) велел передать через своих людей, что хочет встретиться с ним. Но ответ дервиша удивил джихангира, который был следующим: «У меня нет к нему дела, если хочет встретиться, пусть придет сам».

Три святых человека для Тамерлана

Что же поделаешь, отрубить голову святому человеку нельзя, осрамишься на весь свет. Пришлось Тамерлану (Аксак Тимуру) самому подъехать к пещере, где жил святой. Об этом джихангир сам рассказывал историку Хафизи Абру, через него рассказ дошел до нас.

«Когда встречался с дервишами, в их глазах я всегда видел испуг, — рассказывал Тамерлан (Аксак Тимур). — Но на этот раз не дервиш, а сам испытал некий испуг».

Зайнутдина Абу-Бекр Тайавади он назвал одним из трех святых людей, которые оказали на него влияние, помогли в его военных мероприятиях. Мы уже знаем, что остальные два — это Шамсутдин Кулял и сеид Барака. Тамерлан (Аксак Тимур) всю жизнь старался дружить с духовными лицами, приблизить их к себе.

Три святых человека для ТамерланаИз светских наук больше всего он любил историю. Хотя сам он был неграмотным, но обладал значительными знаниями, при себе держал специальных чтецов, в свободные часы любил их слушать. Так он накопил немало знаний. Например, знаменитый арабский историк и философ Ибн Халдун после встречи и беседы с Тамерланом (Аксак Тимуром) обнаружил в нем человека довольно широких взглядов и очень удивился.

Другим любимым занятием Тамерлана (Аксак Тимура) была игра в шахматы. А в области искусства — архитектура. Поэтому он много внимания уделял благоустройству городов и строительству новых зданий. Эта традиция активно продолжалась и после него, когда на троне находились его наследники.

Тамерлан – герой или злодей?

Однако мы ни в коем случае не должны идеализировать эту историческую личность. Без сомнения, Тамерлан (Аксак Тимур) для своей родины Мавераннахра совершал много полезных дел, остановил феодальные междоусобицы, добился объединения страны и воцарения мира между эмирами. Но построенное им государство постоянно вело грабительские войны, завоевывало чужие земли, отбирало материальные богатства других народов. Все эти богатства текли в города Мавераннахра и на них строились прекрасные здания.

Стоит вспомнить также примеры варварства и жестокости, которые совершались во время захватнических войн. Медаль-то имеет и вторую сторону — темную! Необходимо взглянуть и на нее. Чтобы извлечь уроки.

Тамерлан - герой или злодей?В 1387 году население города Исфахана восстало против войск Тамерлана (Аксак Тимура). После подавления восстания джихангир повелевает отрубить голову семидесяти тысячам горожан, потом эти головы кипятились в котлах, чтобы очистить их от мяса, и из блестящих на солнце черепов затем строили башни. Башни из семидесяти тысяч черепов восставших! Зачем нужно было такое варварство? Когда он брал город Исфизар в Афганистане, по его повелению строится башня из двух тысяч человек вперемешку с глиной. После взятия города Сиваса в Малой Азии четыре тысячи человек живьем были захоронены в могилах. Перед началом боев по завоеванию Делийского султаната Тамерлан (Аксак Тимур) приказывает убить сто тысяч человек, попавших в плен. Возможно, многие из них были мирные жители. По какой причине, спрашивается? Оказывается, джихангир увидел в их глазах ненависть к завоевателям.

Как бы ни превозносились свершения легендарного Тамерлана (Аксак Тимура), человечество помнит и его позорные, поистине варварские деяния. Да, он был великим завоевателем — джихангиром и мудрым государственным деятелем. Никто не собирается этого отрицать, но в то же время невозможно закрыть глаза и на его черные дела. А.С.Пушкин писал, что гений и злодейство несовместны. Но так ли это? Можно ли утверждать так решительно? История показывает нам и другие примеры.

Цели Идегея мурзы

Идегей мурза попадает в руки вот такого человека. Правда, когда он бежал к Тамерлану (Аксак Тимуру), тот только начинал период своих грабительских походов. В это время он еще не успел проявить множество как мужественных, так и злодейских поступков. Однако, исходя из сказанного, читатель может легко представить, в какую обстановку попал Идегей мурза и с какой личностью ему приходилось иметь дело. И самое главное — как он должен был действовать, чтобы добиться своей основной цели. А основная цель его заключалась в том, чтобы при помощи Тамерлана (Аксак Тимура) отомстить правившему в Золотой Орде Тохтамыш хану. Отомстить любым способом.

Цели Идегея мурзыКонечно, ему, наверно, нелегко было жить там в качестве приблудного пришельца. Однако не забудем, что Идегей мурза был мудрым, способным, предприимчивым и обладающим большим талантом общения с человеком. К тому же он умел оказывать влияние на других. Поэтому между Идегей мурзой и Тамерланом (Аксак Тимуром) устанавливаются близкие отношения и он приступает к претворению в жизнь своих тайных замыслов. А его тайный замысел состоял в том, чтобы, избавившись от Тохтамыш хана, вернуться в Сарай и посадить там на трон племянника Тимур Кутлуга. Так он мечтал завладеть Золотой Ордой.

А как можно этого добиться? Конечно, войдя в доверие к Тамерлану (Аксак Тимуру), опираясь на его помощь. Другого пути нет. Чтобы убрать Тохтамыш хана, нужна сила, большая сила. А сила эта имеется только у Тамерлана (Аксак Тимура). Значит, необходимо убедить его совершить большой поход в Золотую Орду, как-то подтолкнуть на эту авантюру. А для этого нужно постоянно говорить об этом, приводя множество доводов. Говорить так, чтобы он окончательно убедился в реальности этого замысла. Так рассуждал и действовал Идегей мурза. Конечно, рассуждая с позиций нашего времени, читатель может задать вопрос: неужели он ради удовлетворения чувства личной мести стал уговаривать Тамерлана (Аксак Тимура) пойти войной на свою родину Идель-Юрт? На это мы можем ответить: да, так и было. Для Идегей мурзы личные мотивы были главнее, в его поступках они играли огромную роль. Вообще можно поставить вопрос: характерно ли было чувство патриотизма для этих личностей, живших в средние веках? Особенно это касается Идегей мурзы. Было ли в нем чувства любви к родине? Это еще одна сторона его характера, на которую мы должны обратить внимание. Рассуждая об исторических личностях, не подгоняем ли мы их под современные представления. Тогда понятия нации еще не существовало, а чувство патриотизма тесно связано с понятием нации. В то время в центре всех событий стояли личные амбиции, желание удовлетворить их любыми путями, поэтому событиями управляли личные желания, симпатии и антипатии.

Противоречивость Идегея мурзы

Такая деятельность Идегей мурзы привлекла и внимание историков, живших в то время. Значит, он свою пропагандистскую работу против Золотой Орды вел не келейно, а весьма открыто. Возможно, говорил об этом на больших собраниях, которые проводил Тамерлан (Аксак Тимур). Например, Ибн Арабшах об этом пишет следующее:

«Он, Идику, не переставал подстрекать его к этому, возбуждать да окутывать Тимура».

Да, Идегей мурза не переставая твердил Тамерлану (Аксак Тимуру), что предстоящий поход будет легким и выгодным во всех отношениях, приводил множество доводов, доказывая это. Он говорил:

«Ты устремляешься в страны дальние да в местности дикие и заброшенные, из-за этого подвергаешься опасностям, пересекаешь хребты и пустыни и перебираешь книги путешествий. А вот добыча холодная перед самими глазами твоими: ты добудешь ее легко и удобно, как тебе угодно и приятно, для чего же мешкать и дремать? Из-за чего медлить и отлагать? Поднимись с твердою решимостью, и я тебе порука в том, что нет крепости, которая тебя задержит, и нет преграды, которая тебя остановит; нет пресекателя (меча), который отгонит тебя (…). Там только сброд и сволочь. Богатства же там поддадутся угону и сокровища придут к тебе на своих ногах!» (Тизенгаузен В.Г. Сборник…).

Если эти слова правдивы, а мы не имеем права им не верить, то перед нами возникает колоссальная трагедия, которую готовил Идегей мурза для своей родной земли, привлекая для этого Тамерлана (Аксак Тимура). Да, действительно, сложной личностью был Идегей мурза. Какая огромная разница существует между описанным в эпосе Идегей мурзой и исторической личностью!

Родина Идегея

Мы все по привычке пишем (видимо, под влиянием эпоса «Идегей»), что родиной Идегей мурзы был Идель-Юрт, т.е. Поволжье. Но так ли это? Он ведь родился на Мангышлаке, рос и формировался там, участвовал в сражениях в Синей Орде, там же познакомился с Тохтамышем, потом прибыл с ним в Поволжье, т.е. в Идель-Юрт. Если бы он считал Идель-Юрт своей родиной, разве посмел бы сказать о живущих там народах: «там только сброд и сволочь…». Кстати, до сих пор ни один из татарских историков не обращал внимания на эту сторону вопроса. А вопрос серьезный…

Очевидно, старания Идегея мурзы со временем возымели действие на Тамерлана (Аксак Тимура), он стал внимательнее прислушиваться к его словам и доводам, начал размышлять о походе на земли Золотой Орды. И однажды он приходит к твердому убеждению, что такой поход необходимо готовить. Тот же историк Ибн Арабшах еще раз подчеркивает:

«Он (Идику) не переставал подстрекать его (Тимура) к этому, возбуждать да окутывать его на все лады (…) Тогда Тимур с величайшею быстротою приготовился к завоеванию Дешт-Берке». Здесь Дешт-Берке означает Золотую Орду.

Таким образом, Идегей мурза добивается своей заветной Цели — похода Тамерлана (Аксак Тимура) на территорию Золотой Орды.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий