Сталин и Голливуд

Сталин и Голливуд

И. В. Сталин был первым, кто понял, что кино обладает огромной силой пропаганды. И он создал такой пропагандистский инструмент. Советские кинокартины стали формой мягкой силы. Они помогли наладить торговые отношения с США.

Впервые В. И. Лениным было дано определение кино, как важнейшему из искусств, но основателем киноиндустрии в СССР всё же является Иосиф Виссарионович Сталин. Советский лидер очень обожал кино. Он часто приглашал на вечерние просмотры кинофильмов советскую элиту. Это были частные показы. Ему хотелось, чтобы советская киноиндустрия шла в ногу с развитием промышленности СССР в целом.

В этом он отвёл себе роль «супер-продюсера». Об этом ещё написал в своей книге «Современная Москва» Соломон Волков. Книгу опубликовала Елена Шубина. Сталин сам назначал и увольнял кинорежиссеров и сам же лично следил за созданием важных кинолент. Он читал каждый сценарий и просматривал отснятый материал.

При Сталине в Советском Союзе состоялось открытие первой в мире киношколы! «Вождём пролетарского народа» большие надежды были возложены на режиссёра Сергея Эйзенштейна, ставшего одним из главных столпов советской киношколы. Самый пик славы у Эйзенштейна наступил, когда вышел на экраны фильм о событиях на линкоре «Потёмкин» в 1925 году. Режиссёр говорил, что «на следующее утро проснулся знаменитым».

Но молодому государству требовалось всё больше фильмов, и фильмы должны были заговорить. Говорящее кино давало киноиндустрии ещё большую власть над умами и чувствами людей. Целью Эйзенштейна стало именно это. Чтобы приступить к массовому выпуску звукового кино, Сталин направил его в Голливуд, чтобы он мог изучить кинопроизводство в США.

Вместе с ним в Америку отправилась целая команда. В неё входили оператор Эдуард Тиссэ и помощник режиссёра Григорий Александров. Советской команде удалось заключить контракт с Paramount, но с одним условием: сценарий должен быть достаточно хорош, только тогда он станет фильмом. Американцам были предложены несколько сценариев, но они посчитали представленный материал нежизнеспособным коммерчески. С них американцы не получали никакой выгоды.

Это очень ранило Эйзенштейна, но режиссёр не хотел покидать США без снятого фильма. Для этого он сошёлся с мексиканским коммунистом Диего Риверой, который был талантливым художником. Вдвоём они решили снять масштабный фильм о мексиканской революции «Que Viva Mexico».

Но работа над картиной была отложена. В Москве заволновался Сталин. Ему стало очень подозрительно, по какой причине Эйзенштейн не хочет возвращаться. Советскому лидеру не хотелось терять такого талантливого и известного кинорежиссёра. Он постарался предотвратить это. Команда была возвращена в СССР в полном составе. Эйзенштейн был очень разочарован и находился на грани шока.

Сталин и Голливуд

Руководителем советской киноиндустрии Сталиным был назначен Борис Шумяцкий. У него не сложились отношения с Сергеем Эйзенштейном. У режиссёра был сложный характер, не устраивавший Шумяцкого. В планы Сталина входило снять как можно больше музыкальных комедий. В них должны были восхвалять жизнь советского народа с помощью музыки, песен и танцев. Фильмы должны были отражать достижения пятилеток, стремления к стремительной индустриализации. Кинокартины должны были стать гордостью Иосифа Сталина. Но Эйзенштейн не подходил для таких советских пропагандистских проектов.

Борис Шумяцкий принял решение заменить Эйзенштейна на его помощника Григория Александрова, ставшего впоследствии гением советского кино. Но в то время он ещё находился в тени заносчивого гения. Александров позднее вспоминал, что Сталин пригласил его на личную встречу.

На ней руководитель государства сказал, что гражданам страны нравится живое, весёлое искусство, но режиссёры не снимают в этом жанре. По мнению Сталина, режиссёра почему-то стесняются быть счастливыми и весёлыми в своих произведениях. И в этом проявляется их отставание от жизни. Это нужно изменить, так считал Сталин. В то время ещё не было сталинского лозунга «Жизнь стала лучше, жизнь стала веселее!». Но вся пропаганда в стране уже готовилась к этому.

Во время своего пребывания в Голливуде молодой помощник режиссёра видел много мюзиклов и комедий. Там он получил большой багаж приёмов, которые потом применял во всех своих картинах. В то время СССР стремились установить дипломатические отношения с США. В 1932 году кандидатом в президенты был Франклин Д. Рузвельт.

В его команде были члены, тоже желавшие наладить отношения с Советским Союзом. Сталину об этом докладывали советские разведчики. Политик надеялся извлечь пользу от будущих торговых отношений с США. Это должно было способствовать росту промышленности страны большевиков. Сталину надо было любыми способами вызвать симпатии за океаном. Поэтому он решил привлечь кино, используя в нём джазовые голливудские комедийные линии.

В 1934 году вышел фильм «Весёлые ребята» о прекрасной жизни рабочего класса в СССР. На протяжении десятилетий песни, исполненные в нём, обожались советскими гражданами. Одна из них «Нам песня строить и жить помогает», исполненная Леонидом Утёсовым была настоящим хитом в течение 50-ти лет. «Весёлых ребят» посмотрели и в Соединённых Штатах. Комедия очень понравилась Чарли Чаплину.

После просмотра он встретился с Григорием Александровым. По словам именитого актёра, Александров познакомил американцев с новой Россией. До этого о России у жителей Соединённых Штатов мнение складывалось по романам Ф. Достоевского, но после просмотра весёлой комедии в их сознании произошёл большой психологический сдвиг. Американские зрители смеялись от души весело и заливисто, глядя на приключения главных героев. Это стало великой победой, убедительнее, чем война или речи.

Отношения между Соединёнными Штатами и Советским Союзом были установлены в 1933 году, когда Рузвельт стал президентом.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий