Битва на Кондурче 18 июня 1391 года

Битва на Кондурче 18 июня 1391 года

Что же заставило Тохтамыш хана выбрать для сражения именно то место, которое он выбрал? Об этом существуют разные мнения. Давайте-ка взглянем на карту и постараемся выяснить поло-
жительные и отрицательные стороны такого выбора. Нет сомнения, что перед началом битвы обе армии стояли на противоположных берегах реки Кондурчи. На правом берегу войска Тохтамыш хана, на левом — Тамерлана (Аксак Тимура). При таком расположении сил Тохтамыш хан, то есть войска Золотой Орды, например, могли наступать лишь вперед. Почему? Потому что за ним находилась река Волга. Если придется отступить, никакой возможности для маневра не остается, войска упрутся в реку и окажутся в очень тяжелом положении. Мало того, здесь же расположена Самарская Лука, перед этим Волга делает большой изгиб (сейчас на этом месте расположено Куйбышевское водохранилище). При возможном отступлении все войска могут оказаться внутри этого изгиба. Это изгиб является как бы ловушкой для армии Тохтамыш хана. Оказавшись там, выйти уже невозможно. Неужели Тохтамыш хан при выборе места сражения не видел этой опасности, не думал об этом?

А может, он специально выбрал это место? Тогда почему?

Мы уже упомянули о том, что перед началом военных действий Тамерлан (Аксак Тимур), возможно, с помощью Идегей мурзы, среди войск Золотой Орды вел тайную разлагающую работу. Это зафиксировано в источниках. Например, Тамерлану (Аксак Тимуру) через своих людей удается установить связь с главным знаменосцем Тохтамыш хана и склонить его на свою сторону. Тот в самом разгаре битвы согласился опустить главное знамя золотоордынских войск. Представим себе такую ситуацию, когда в разгаре сражения вдруг исчезает ханское знамя. А ведь во время битвы все воины ориентируются на это знамя. Оно является вдохновляющим символом и дает уверенность. Если же оно вдруг исчезает, какое это оказывает воздействие на сражающихся? Не говорит ли это о проигранной битве? Значит, Тамерлан (Аксак Тимур), договариваясь с главным знаменосцем Тохтамыш хана, учел все последствия исчезновения ханского знамени.

Ханское знамя Тохтамыша

Действительно, один сильный отряд Тамерлана (Аксак Тимура) во время битвы врезается в ряды золотоордынских войск и добивается того, что ханское знамя исчезает с поля зрения (конечно, при содействии главного знаменосца). Идегей мурза также участвует в этой битве и оказывает большую услугу Тамерлану (Аксак Тимуру). Дело в том, что еще перед началом сражения Идегей мурза посылает верного человека к своему мангытскому роду, находящемуся на стороне Тохтамыш хана, и склоняет его оставить поле боя в самом разгаре сражения. Действительно, мангыты Идегей мурзы по договоренности в самом разгаре битвы оставляют свои позиции и отправляются на родину, в Мангышлак, то есть происходит измена.

Все эти события говорят о том, что в войсках Золотой Орды не было единства, что многие не любили Тохтамыш хана и находились в оппозиции к нему. Конечно, Тохтамыш хан все это знал, по крайней мере чувствовал. И у него не было большого доверия к войскам в целом, он знал, что беки и мурзы, командовавшие отдельными подразделениями, могут ему изменить. Что же он должен был делать при этих условиях? Как заставить войска сражаться во всю мощь? Конечно, единственным способом оставалось поставить их в такие условия, чтобы они не могли отступить. Может, именно по этой причине он выбрал местом сражения правобережье Кондурчи, где за войсками лежала естественная преграда для отступающих — река Волга. В таких жестких условиях войска Золотой Орды могли сохранить себя лишь движением вперед, активными действиями заставляя отступить врага и тем самым беря инициативу в свои руки.

А как поступил Тамерлан (Аксак Тимур)? Каковы были его планы? Как он решил вести военные действия? Естественно, он прежде всего старался обратить в свою пользу слабую сторону вражеской позиции, иначе говоря, хотел прижать к берегу Волги войска Золотой Орды, загнать их в естественную ловушку. Одновременно с этим, думая и о своем возможном отступлении, на протекающей за его войсками реке Сок построил крепкую оборонительную линию. Эта линия нужна была на тот случай, если враг разовьет слишком активные действия и Тамерлану (Аксак Тимуру) придется отступить за укрепленную линию, где он сможет сделать необходимые маневры, а затем перейти в наступление. Короче говоря, для него оба варианта были подходящие, так как не представляли большой опасности. А Тохтамыш хан имел лишь один вариант, по которому он должен был вести только наступательные действия. Отступление означало для него поражение. Если сравнить тактику двух войск, то в любом случае в выигрыше оставался Тамерлан (Аксак Тимур).

Кроме того, имеются еще способы расположения войск, построение их в ряды, методы управления во время боя. По правде говоря, в источниках мало сведений о той тактике, которую в этой битве применял Тохтамыш хан. Но мы знаем о тактике прежних ханов — чингизидов Золотой Орды, эта традиция сохранялась неизменной и по ней мы легко можем представить, как было построены войска Тохтамыш хана. Они делились на левое крыло, правое крыло и центральный кул (корпус). Обычно во время боевых действий левое и правое крылья обходили врага, прижимали его с флангов и заканчивали дело. Нет никакого сомнения, что на реке Кондурче Тохтамыш хан пытался применить ту же тактику.

Тактика Тамерлана в битве на Кондурче

Тактика Тамерлана в битве на КондурчеА вот какую тактику применял Тамерлан (Аксак Тимур) — нам доподлинно известно. Это отражено в источниках. У него выбор тактики зависел от количества войск противника. Если количество войск противника превышало сорок тысяч человек, он управление боя всегда брал в свои руки. В битве на Кондурче свое двухсоттысячное войско он разделил на семь частей: в центр поставил средний кул (корпус), по сторонам левый и правый кулы, лобовой кул (авангард) занял место перед войском, кроме того, для окружения войска противника слева и справа были два фланговых кула. А один кул он держал в резерве, который использовался лишь в крайнем случае, когда войско попадало в критическое положение.

В источнике «Уложение Тимура» подробно описывается, как действовать в бою, какими правилами пользоваться на различных его этапах. Интересующийся средневековой историей может почерпнуть оттуда много ценных сведений. Там зафиксированы также правила места выбора сражения. Мне они показались очень интересными и поэтому предлагаю их вниманию читателя:

«При выборе места для битвы предводитель должен иметь в виду четыре условия:

  1. Близость воды.
  2. Удобство размещения всего войска.
  3. Выгоду положения, при котором можно было бы иметь в виду все неприятельское войско. Особенно надобно избегать, чтобы солнце не светило прямо в лицо и чтобы оно не ослепляло воинов.
  4. Поле битвы должно быть обширно и ровно».

Далее в источнике излагается, на какие правила должен опираться во время боя предводитель войска. Правила излагаются от имени Тамерлана (Аксак Тимура).

«Накануне битвы предводитель (главнокомандующий) — говорится там, — должен построить свои ряды по намеченному плану; раз построенное в боевой порядок войско должно продвигаться вперед, не поворачивая лошадей ни в какую сторону и не уклоняясь ни вправо, ни влево. Как только воины завидят неприятеля, они должны издать боевой клич: «Велик Бог!» («Аллаху Акбар!»).

Если главный инспектор армии заметит, что предводитель войск не исполняет своих обязанностей, он может заменить его другим, сообщив офицерам и воинам данные ему мною полномочия.

Предводитель совместно с главным инспектором армии должен осведомляться о численности неприятеля, сравнить его оружие с вооружением своих воинов и его офицеров со своими, чтобы сообразить, в чем его силы слабее неприятельских, и пополнить недостатки. Внимательно следя за всеми движениями своих отрядов, он наблюдает, продвигаются ли они медленно и стройно или бегут в беспорядке. Он должен хорошо различать действия противников, нападают ли они всеми своими силами или же производят атаки отдельными отрядами. Главное искусство состоит в том, чтобы уловить момент, когда неприятель приготовляется к нападению или к отступлению, затевает ли он новый план атаки или же придерживается прежнего. В этом последнем случае воины должны выдержать стойко натиск, потому что храбрость есть не что иное, как терпение в момент опасности…

В чем заключается обязанность главнокомандующего? Руководить движениями своих отрядов и не теряться во время опасности. Он должен быть решителен в своих действиях, на каждую дивизию он должен смотреть как на особый род оружия, как-то: стрелу, топор, палицу, кинжал, шпагу или саблю, которые он употребляет в действие, смотря по надобности. Начальник должен смотреть на себя так же, как на свои девять эскадронов, как на атлета, который сражается всеми частями своего тела: ногой, рукой, головой, грудью и другими членами. Можно надеяться, что неприятель, подавленный этими последовательными натисками, будет наконец побежден…

Предводитель начнет тем, что двинет вперед главный авангард, поддерживаемый авангардом правого крыла, а затем и авангардом левого крыла, для произведения трех натисков. Если выдвинутые войска будут поколеблены, то следует послать для подкрепления первую дивизию левого крыла. Если победа еще не верна, то следует отправить вторую дивизию правого крыла вместе с первой дивизией левого крыла и донести мне о ходе дела…

Чрезвычайно важно, чтобы начальник не поддавался увлечению, чтобы он управлял всеми движениями своих войск; когда он вынужден лично принять участие в деле, то пусть делает это не слишком рискуя собою, так как смерть начальника производит самое гибельное впечатление: она воодушевляет храбрость врагов.

Итак, он должен вести свои действия с ловкостью и благоразумием, не позволяя себя увлекать опрометчивости, потому что безрассудная смелость — дочь бесов; он не должен ставить себя в такое положение, из которого нет выхода» (Тамерлан: Эпоха. Личность. Деяния.).

Из этого отрывка мы ясно видим, на какую высоту были поставлены вопросы военного дела в государстве Тамерлана (Аксак Тимура), что им придавалось очень серьезное значение. Иначе и не могло быть, потому что деятельность государства эмира Самарканда в основном сводилась к ведению захватнических войн, его экономика основывалась на грабеже других народов, присвоении их материальных богатств, привод ремесленников чужих стран в Мавераннахр и налаживание их руками жизни в городах, проведению оросительных каналов, закладки садов и т.д.

Начало битвы на Кондурче

Однако вернемся к событиям на реке Кондурче. Эта битва оставила глубокий след в истории татарского государства. Она началась утром 18 июня 1391 года. В это утро на Кондурче два огромных войска встали лицом к лицу. Этот день достоин того, чтобы вспоминать о нем как о большой трагедии в нашей и без того нелегкой истории. В это утро наши далекие предки вступили в решительную битву с врагом для защиты своей родной земли.

Начало битвы на КондурчеБитва началась с сильного нападения войск Золотой Орды. Тохтамыш хана можно понять. Ведь ему до этого все время приходилось отступать, откладывать встречу с противником, делая различные маневры, и теперь ему, видно, не терпелось показать всю мощь армии Золотой Орды, отомстить эмиру Самарканда за то, что он поставил его в такое неудобное положение. В самом начале сражения татарские войска стремятся обойти противника с флангов и прижать его с двух сторон. Действительно, через некоторое время левое крыло Тохтамыш хана обходит правое крыло неприятеля и оказывается позади подразделения, которым командовал Сайфутдин хаджи. Вскоре та же история повторилась и на левом крыле войск Тамерлана (Аксак Тимура). О каждом движении татарских войск тут же сообщается Тамерлану (Аксак Тимуру). Таким образом, ему начинает угрожать возможность оказаться в полном окружении. Если дела и дальше пойдут таким образом, то инициатива полностью может оказаться в руках Тохтамыш хана. Как бы татары не начали делить войско на отдельные части. Тогда исправить положение будет невозможно. В это время Тохтамыш хан и центр, и два могучих крыла своих войск содержал в полном порядке.

Пользуясь случаем, хочется донести до читателя интересное сообщение, содержащееся в источниках. Оно касается тактики Тамерлана (Аксак Тимура). В самом разгаре боя Аксак Тимур своему внуку Абубекру мурзе, у которого было восемь тысяч воинов, поручает приготовление обеда сражающимся войскам. Это делается специально перед глазами татарских войск. Как оно воздействовало на татар — неизвестно, но, думается, такое мирное занятие во время кровопролитного сражения у воинов Тамерлана (Аксак Тимура) наверняка вызывало уверенность и надежду. Эмир Самарканда обращал внимание и на такие мелочи, использовал любую возможность для достижения успеха.

Предательство в рядах хана Тохтамыша

Тамерлану (Аксак Тимуру) сильно помогло и отсутствие единства среди войск Золотой Орды. Историки, исследовавшие эту битву, описывают, как созревшая измена начала проявляться еще до начала битвы. Мы уже упомянули о том, что не все улусы послали необходимую помощь. По этой причине Тохтамыш хану не удается собрать нужного количества войск. Если бы дела шли как задумано, то в сражении татары имели бы гораздо больше сил. Некоторые отряды из улусов из-за того, что Тохтамыш хану все время приходилось менять место дислокации своих войск, прямиком попадали в сети Тамерлана (Аксак Тимура).

Московский князь Василий Дмитриевич (сын Дмитрия Донского Василий I) вовсе отказался участвовать в этой битве. Сильно испугавшись предстоящей битвы, он обходит рязанские и суздальские земли и бежит за Дон. Но за этот поступок судьба сыграла с ним злую шутку. Вместо донских степей он, заблудившись в пути, оказался в Киеве, а Киев в то время находился под властью литовского князя Витовта. А Витовт давно мечтал прибрать к рукам Московское княжество, по крайней мере искал способы оказания влияния на него. И вот подвернувшийся случай оказался очень кстати. Князь Витовт оставляет Василия Дмитриевича у себя в почетном плену. А как можно выпутаться из плена? Только женившись на дочери литовского князя Софье (Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь).

Предательство в рядах хана ТохтамышаДругая ветка древа предательства была в руках Идегей мурзы. По договоренности, мангыты оставляют поле боя, тем самым наносят удар в спину Тохтамыш хана. Возможно, мангытов в войске было не так много. Но дело не в этом. Сам факт того, что во время сражения какое-то подразделение самовольно оставляет поле боя, ни в коей мере не укрепляет дух войска. Это предательство совершается у всех на глазах.

Но в начале битвы войска Золотой Орды производят сильный натиск и ставят Тамерлана (Аксак Тимура) в тяжелое положение. Конечно, нам сейчас трудно представить ход битвы во всех подробностях, так как прошло с тех пор более 600 лет, к тому же о ней нет полных сведений. Все же одно событие, зафиксированное историком Ибн Арабшахом, дает нам возможность увидеть переломный момент сражения. Если верить словам историка, в один из моментов битвы Тамерлан (Аксак Тимур), видя, что его войско попало в тяжелое положение, и сам начинает терять надежду на победу. В это время к нему подъезжает Барака сеид, который, как мы помним, еще в 1370 году, приехав из центра мусульманского мира, вручил ему, как символ власти, знамя с барабаном, после этого на всю жизнь стал его наставником и предсказал ему славное будущее. Тамерлан (Аксак Тимур), обращаясь к нему печальным голосом, говорит: «О, мой почтенный сеид, войско мое терпит поражение!» На это Барака сеид отвечает: «Ты не бойся, не теряй надежды», — слезаете коня, поднимает с земли горсть мелких камней, вновь садится в седло и, повернув лошадь в сторону татарского войска, бросает камни вперед, в сторону татар и кричит во весь голос: «Ягы качты!» («Враг бежит!»)

Барака сеид и роль духовенства в битве

Истошный крик Барака сеида действует на Тамерлана (Аксак Тимура) так сильно, что он, теряющий уже надежду, воодушевляется совершенно и тоже начинает кричать зычным голосом: «Ягы качты!» («Враг бежит!»)

Барака сеид и роль духовенства в битвеЭто был тот решающий момент в ходе битвы, когда татарские войска, тесня ряды врага, начали брать инициативу в свои руки. Однако сильный крик джихангира воодушевляет воинов, вселяет в них уверенность и все войска, повторяя за Тамерланом (Аксак Тимуром) слова «Ягы качты!», вновь бросаются в атаку. Ибн Арабшах пишет: «Не оставалось в войске его ни новичка, ни старичка, кто бы ни кричал: «Ягы качты!» Затем они еще раз сделали общий натиск и дружным усердием и взаимным жаром. Рать Тохтамыша отступила, обратясь в бегство, и по пятам ее следовали возвращающиеся вспять… Захватили они (воины Тамерлана (Аксак Тимура)) имущество и скот (их) да забрали в плен главных начальников и свиту».

Историк описал событие именно так. Конечно, мы не можем утверждать, что оно так и происходило. Но история знает примеры, когда воодушевленный порыв одного человека спасал положение.

Таким образом, войска Тамерлана (Аксак Тимура) бросаются в атаку, теснят татар и враг овладевает инициативой. Видя такое положение, Тохтамыш хан беков и мурз созывает на совещание. Спрашивает: «Что будем делать?» Но на свой роковой вопрос толкового ответа не получает. Многие мнутся, молчат. Кое-кто из беков советуют хану скрыться в лесу. Немыслимое дело: когда идет такая беспощадная битва, когда хан должен стоять среди войска и вдохновлять воинов на нечеловеческие усилия, беки уговаривают Тохтамыш хана покинуть поле боя и скрыться в лесу.

Советники Тохтамыш хана

Это говорит о том, что беки и мурзы не верили в победу, они хотели быстрее избавиться от хана и готовили почву для побега с поля боя. Не слепой же был Тохтамыш хан, он видел и чувствовал настроение подчиненных. Он прекрасно знал, что надеяться в опасную минуту не на кого. Позже, в письме к литовскому князю Ягайло, он вспомнит эту битву и напишет такие слова: «Во время битвы прежде те дурные люди (т.е. изменники) ушли с места, отчего и народ ушел с места». Слово «народ» здесь означает войско, состоящее из различных родов и племен. А кто же предатели? Те же друзья Идегей мурзы, находящиеся в оппозиции к Тохтамыш хану — Бирдебек оглан, Тордычек бирде, Давут бек, Ходжамутдин, Тегин бек и другие. Ведь Идегей мурза бежал в Самарканд из-за раскрывшегося заговора.

А друзья и сторонники остались в Сарае. Временно присмирели, поджали хвосты, продолжали нести ханскую службу. А сами искали удобного случая, чтобы навредить Тохтамыш хану. Вот наконец-то такой день настал. На Кондурче притаившееся предательство подняло голову. Чтобы сражаться против врага, отчаянно отражая его атаки, уговаривают хана скрыться в лесу, то есть фактически бежать с поля боя. А Бекбулат оглан даже не дождался ухода хана, оставил поле боя и с собой забрал своих воинов. А ведь он был из самых приближенных к хану людей.

Увидев бегство подразделения Бекбулат оглана, остальные тоже стали смотреть назад, в душу людей закралось сомнение, ряды потеряли доверие друг к другу. А это уже — знак беды.

В это время Тохтамыш хан был в великом затруднении, не знал, что и предпринять, он понимал, что если задержится еще, то может попасть в плен к врагу, поэтому вынужден был прислушаться к совету беков и решил скрыться в лесу. После ухода хана предатели тут же сообщили об этом Тамерлану (Аксак Тимуру) (Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой Орды.).

Трагедия татарского народа

Несмотря на предательство некоторых частей, битва длилась целых три дня. Татары отчаянно бились с врагом, защищая свою землю. Хотя враг уже наступал, но сопротивление было очень сильным. В этой битве татары потеряли около ста тысяч человек. А ведь погибшие являются нашими далекими предками, тюрки с Иделя, Дона, азовских степей и из Болгарского улуса. Славный джихангир современных узбеков наносит народу Идель-Юрта, в целом Золотой Орде, огромный урон. Эта была настоящая трагедия.

Трагедия татарского народаКонечно, потери армии Тамерлана (Аксак Тимура) тоже были очень большие. Именно по этой причине джихангир отказался переправиться на другой берег Волги, не стал преследовать татарские войска. Значит, у него силы тоже были на исходе. А ведь если спуститься чуть ниже по Волге, там находятся цветущие города Сарай и Астрахань. Но Тамерлан (Аксак Тимур) не посмел идти туда. Он понимал, что у татарского государства сил еще много, татары воюют на своей земле и можно ждать от них всяких неожиданностей. Поэтому он прекращает активные боевые действия.

Другая причина прекращения военных действий заключалась в том, что войскам Тамерлана (Аксак Тимура) нужно было вовремя возвращаться домой. До наступления холодов нужно было перейти сухие безводные степи. Поэтому джихангир решает сначала дать войскам основательный отдых на прекрасной по природным условиям земле Поволжья.

Отдых после битвы и боевые трофеи Тамерлана

Сам Тамерлан (Аксак Тимур) расположился на одном из островов Волги, так как это было безопасно во всех отношениях. Войска отдыхают 26 дней, раненые лечатся, все приводится в порядок. Одновременно ведется планомерное ограбление населенных пунктов Поволжья. Отряды разбредаются во все стороны и сгоняют в ставку много лошадей, верблюдов, коров, стада овец, из деревень забирают девушек, юношей, проверяют каждый остров на реке и приводят в качестве рабов всех, кого находят. По словам историка, табунов лошадей и овечьих стад накопилось так много, что на обратном пути вести их не было никакой возможности… Поэтому приходилось забирать лишь часть из собранного, а часть пришлось оставить.

«В лагере Тимура оказалось столько подобных хуриям девушек и красивых отроков, что одних тех, которые были выбраны лично для Тимура, было более пяти тысяч человек».

По указанию другого источника, Тамерлан (Аксак Тимур) в результате этого похода увел с Поволжья четыре миллиона овец, сорок тысяч крупного рогатого скота, пятьсот тысяч лошадей и в качестве рабов забрал пятьсот тысяч населения. Может, эти цифры несколько преувеличены, поскольку не подтверждаются другими источниками, но они были зафиксированы современником.

Отдых после битвы и боевые трофеи ТамерланаТаким образом, в течение месяца продолжается ограбление материальных ресурсов Поволжья. И вот наступает день отъезда. Пришедшие с Тамерланом (Аксак Тимуром) среднеазиатские роды и племена с награбленными богатствами, бесчисленными стадами и множеством рабов трогаются в путь. Это произошло 17-18 июля 1391 года. В этот день берега Волги оглашались плачем уводимых в рабство людей, которые прощались с родной землей, которых на чужбине ждала нелегкая жизнь и неизвестность. Видя печальную судьбу своих родных детей, наверное, к плачу уводимых прислушивалась и широкая Кыпчакская степь, вторила их голосам, сокрушаясь об их незавидной судьбе.

Если бы мы были более сознательным народом, этот день в нашей истории должен был бы отмечаться ежегодно как день великих потерь и траура. Но мы, к сожалению, плохо помним свою историю. В нашей истории много, слишком много дат, которые равнозначны этой трагедии. Может, поэтому мы не дорожим ими…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *