Британские “старушки”

подводная лодка вов

К сентябрю 1939 года Роял Неви имел в своем составе 69 подводных лодок из них почти пятая часть — 12 относились к кораблям, построенным по проектам времен Первой Мировой войны. Это субмарины типов Н и L. Лодки типа Н 21 (Н 34, 43, 44, 49 приписаны к 5-й флотилии, Н 28, 31, 32, 33, 50 к 6-й). Действующими были Н 32, 33, 43, остальные в резерве. 5-я флотилия с плавбазой “Alecfo” стояла в Гриноке, потом в Портсмуте, 6-я с плавбазой “Titania” в Портсмуте и Блайте. Флотилия состояла из 6-8 субмарин. Лодок типа L 19 осталось всего 3 — L 23, 26, 27. Все в резерве. Вообще англичане, зная, что у них всегда будет время провести мобилизацию, в метрополии держали только около половины подводного флота, а из этого количества боеготовыми были всего 16 лодок.

С началом войны лодки L расконсервированы и зачислены в 6-ю флотилию,куда перевели и Н 49. Лодки получили тактические номера, причем, если позднее они давались безсистемно, то в начале войны просто оставили боевой номер лодки, прибавив литеру N. Оперативный район им выделили большой — Ют-панд, Скагеррак, Хорнсриф, Гельголандская бухта и, конечно, Канал (так именуется у англичан Ла-Манш, причем — с большой буквы). Так, L 23 в ноябре 1939 оперировала в Скагерраке, a L 27 через год — в Канапе. Вначале лодки в основном охотились за немецкими “сестренками”. Из 6 атак, проведенных английскими подводниками за первый месяц войны, все — противолодочные. Последняя из этих атак стала первой, выполненной “старушкой”.

30 сентября лейтенант Коллет в Норвежском море в 15 милях севернее Кинарда заметил малую немецкую лодку, остановившую пароход для осмотра, причем командовал немкой не кто-нибудь, а один из трех в будущем лучших подводников Германии — Иоахим Шелке. Прицелившись по U 3, англичанин дал двухторпедный залп, но промазал по стоящей цели. Не совсем понятно, как он стрелял; находившаяся в том же районе еще одна лодка — U 10 — донесла, что наблюдала прохождение двух торпед, хотя, может быть, это и не “подарок” от Н 34. Второй раз тряхнула стариной” L 27. Опять ее целью была “немка”, но и 5 ноября лейтенант-командер Ковел у Утваера промахнулся. После этого эпизода потребовалось более полугода ждать, когда выпадет шанс отличиться.

21 июня 1940 года лейтенант Норман в 12 милях от голландского берега у Текселя атаковал 2 торпедами и потопил голландский пароход “Alfa”, причем подводник оценил его в 3000 тонн, а в реальности добыча потянула всего на 844 брт. Победу записала на свой счет Н 44.

Следующего успеха пришлось ждать недолго, меньше месяца. На сей раз отличилась Н 31. 18 июля северо-западнее Терсхеппинга лейтенант Ванкпин одной точной торпедой послал на дно вспомогательный охотник за подлодками UJ 126 “Sfeiermark”. Командир Н 49 лейтенант Ланглей донес, что атаковал два конвоя — 16 сентября и 1 октября — у голландского побережья. Считалось, что он потопил один пароход, в послевоенных публикациях даже указывался его тоннаж 2186 брт, однако в последних работах об этой победе не упоминается. Сравнительный анализ позволил выяснить, что “Heimdal” (2186 брт) погиб 23 сентября на мине.

15 октября лейтенант-коммандер Кемпбелл не пожалел 4 торпед для парохода, чье водоизмещение он оценил в 7000 брт, и который был самым крупным во встреченном конвое. Подводники слышали отчетливо грохот взрывов, и победу им засчитали без колебаний, только после войны выяснилось, что атака оказалась безрезультатной.

Через четыре дня война показала свою другую сторону, немецкие охотники UJ 116 и UJ 118 потопили Н 49 с новым командиром лейтенантом Колнартом, выполнявшим первый боевой поход. Его субмарину обнаружили на мелководье около Терсхеллинга и точно пробомбили, причем произошел редчайший случай: бомбы разбили прочный корпус лодки, и потерявший сознание старшина мотористов Оливер в бессознательном состоянии всплыл на поверхность. Его привели в чувство только немецкие моряки на палубе сторожевика. Он ничего не помнил, но спасся единственный из всего экипажа.

“Старушки” продолжали честно нести службу, выходя в патрули, но ничего примечательного с ними не происходило.

В новом, 1941 году всем лодкам, даже старым, нашлась работа. В марте 1941 года большая интернациональная группа лодок получила длительное задание — караулить немецкие линкоры в Бресте. Западнее этого порта учредили постоянный патруль, туда выходили английские, французские, польские, голландские подлодки, всего около 20 кораблей. Ходили туда и наши “старушки” — Н 31, 32, 33, 44, 50 и L 23, 26 и 27. Лодки стремительно устаревали, не способные противостоять новинкам, рождающимся из опыта войны.

подводная лодка вов

Последний раз команду “Торпеды пуск!” подал лейтенант коммандер Эдмондсон 15 ноября 1941 года, когда около Шербура обнаружил конвой; англичанин не пожалел трех торпед, но все они прошли мимо. Все больше и больше старые лодки назначались на патрульную службу к Бресту — “караулить” линкоры. Здесь не играла роли их устарелость. Главное — держаться на месте и, когда надо, дать в эфир условный сигнал. Конечно, такая служба была более спокойной, чем борьба на коммуникациях противника, но и она не давала забывать, что это боевое задание.

В декабре 1941 года на этой позиции западнее Бреста погибла Н 31, предположительно она подорвалась на мине 24 декабря. Точную причину знает только море. Старые лодки типов Н и L сделали все, что могли в первый, самый тяжелый период войны.

Когда стали вступать в строй новые подлодки, старушки переключились на выполнение вначале задач подготовки новых моряков-подводников, а затем играли роль приманки в школе акустиков противолодочных кораблей. Все же даже такое использование вскоре потеряло смысл, новые лодки были более быстрыми и бесшумными, поэтому все “старушки” пошли на слом в конце войны. Возможно, сталь, полученная из их корпусов, еще успела послужить для разгрома врага. По каким-то причинам этот жребий обошел L 23, но ее удел оказался печальным. Она погибла в аварии в годовщину празднования Победы, в мае 1946 года.

Так закончили свое существование лодки “Великой войны”, опоздавшие на нее, но успевшие на Вторую Мировую.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий