Океанская субмарина “Archimede” имела довольно необычную судьбу. Война для нее началась летом 1940 года на Красном море. Перед окончательным падением Итальянского Сомали в марте 1941 года субмарина под командой капитано ди корвета Мариано Сальваторе отправилась в Европу, а именно — во французский порт Бордо, для дальнейшего участия в битве за Атлантику.
Субмарина в 1942 и 1943 годах действовала в Атлантике в основном у побережья Бразилии. С территории этой страны регулярно вылетали американские самолеты на противолодочный патруль. В апреле 1943 года к американцам поступили сведения, что ожидается появление немецких блокадопрорывателей.
С 10 апреля пять самолетов 16-й авиабригады начали летать из Натала на их поиск. Итальянская субмарина подошла к острову Фернандо-де-Норонья и 8 апреля потопила испанский танкер “Castillo de Моntalegre”.
Утром 15 апреля, выполняя очередной полет, лейтенант Робертсон обнаружил в 350 милях от Натала подводную лодку вышел в атаку и сбросил бомбы. После этого начал обстрел из пулеметов. Лодка отвечала огнем из своих 13,2-мм зенитных пулеметов, т.к. она потеряла способность погружаться. Через час прилетела вторая летающая лодка “Каталина” из той же эскадрильи VP 83 и еще раз бросила бомбы. Лодка раскололась пополам, ее еще раз прочесали пулеметным огнем. Летали на этих самолетах резервисты, этим можно объяснить низкую точность бомбометания.
Пилот видел, что часть экипажа плавает в море, и сбросил им плотик. 42 человека погибли сразу, 20 человек поднялись на сброшенный плот во главе с командиром теньенте ди вашелло Гуидо Саккардо. Обычно пленных подводников было немного, поэтому старались их спасти, чтобы получить информацию. Возможно, в данном случае плот отнесло ветром. Началось плавание подводников на плоту, практически без воды и продуктов. Возможно, выжившие позавидовали погибшим.
Плот прибило к берегу Бразилии через 23 дня. Единственным еще живым на нем был унтер-офицер Джузеппе Ло Коко. Он стал единственным пленным итальянским подводником за все-время боев у берегов Бразилии. Блокадопрорывателей так и не оказалось, единственным результатом поиска стала итальянская лодка. Без сомнения, она прошла за годы войны очень большое расстояние из Массауа в Бордо, а потом к берегам Бразилии, но ее боевой счет всего три потопленных транспорта.
Угощает …Покойник!
В апреле 1945 года вдоль восточного побережья Великобритании следовал тихоходный ковой FS 1784. 16 числа он оказался в районе Ферт-оф Форт, севернее Ньюкастла. Неожиданно в районе острова Ферн взорвался и затонул новый британский танкер “Athelduke” (8966 брт). Это сработали торпеды лодки U 1274 .
Обер-лейтенант цур зее Фиттинг выполнил первую атаку в своей карьере командира подлодки. Он не так давно получил право носить белую фуражку, приняв лодку от обер- лейтенанта Кушера, который командовал субмариной с момента ее вступления в строй 1 марта 1944 года. Потопление танкера стало первой и последней победой как в биографии лодки, так и ее нового командира.
Шедший в охранении эсминец “Viceroy” засек гидролокатором подводную цель и сбросил большую серию глубинных бомб. Подводный шум прекратился, но уверенности в успехе не было.
Через 8 дней эсминец следовал опять через этот же район и засек на грунте подводную цель в точке атаки. Чтобы убедиться, что лодка потоплена, сбросили еще одну серию глубинных бомб. Результат пре взошел абсолютно все ожидания. На поверхность начали всплывать тряпки, щепки, пузыри воздуха, масло, нефть и, наконец желтый резиновый контейнер. Его моряки решили подобрать, как вещественное доказательство своей победы.
Когда на палубе его открыли, глубокое изумление сменилось ликованием. Внутри лежали любовно упакованные 6 дюжин (72 ед.) бутылок хорошего коньяка. Возможно, англичане подняли тост за упокой души обер-лейтенанта Фиттинга и 43 его подчиненных, выставивших с того света такое роскошное угощение.