Хорст-Арно Фенски – боевая судьба

Хорст-Арно Фенски

Хорст-Арно Фенски начал свою морскую службу в октябре 1937 года. Он служил на нескольких кораблях, в том числе на линейном корабле «Gneisenau». В апреле 1940 года он перешел в подводный флот.

Свои первые четыре боевые похода Фенски выполнил на борту U-752 в качестве первого помощника. Потом полгода он командовал учебной подводной лодкой U-34.

В феврале 1943 года он был переведен командиром на лодку U-410, которая перешла на Средиземное море. И дальнейшая боевая судьба Фенски связана именно с этим театром.

Наиболее известным успехом Фенски стало потопление британского крейсера «Penelope» (5270т) в феврале 1944 года в районе Анцио. Обстановка на Средиземноморье была очень напряженной, немецким подводникам явно не хватало здесь воздушного прикрытия и защищенных мест базирования. Вскоре после своего успеха, в марте 1944-го, U-410 была разрушена американскими бомбардировщиками в базе. Оберлейтенант Фенски был переведен на U-371, но в первый же выход на новой лодке оказался для него и последним…

3 мая 1944 года, утром, 66-е оперативное соединение, следовавшее на запад с конвоем UGS-38, достигло опасного района в западной части Средиземного моря у юго-восточного побережья Испании.

Торпеда, выпущенная U-371, попала в эскортный миноносец «Menges», патрулировавший в арьергарде конвоя, на расстоянии 15 кабельтовых. Вскоре после полуночи его радиолокационная станция обнаружила цель по корме на расстоянии около шести миль. Командир корабля, объявив боевую тревогу, начал осуществлять маневр уклонения, чтобы сбить с курса акустическую торпеду, если противник ее уже выстрелил.

Однако ни взрыва, ни торпеды ни последовало… На этот раз эскортный корабль встретился не с торопливым новичком, спешащим выстрелить торпеды и скрыться под водой. В 01:15 «Menges» уменьшил скорость до 15 узлов, чтобы обеспечить работу гидролокационной аппаратуры. Через 3 минуты в кормовую часть миноносца попала акустическая торпеда. Взрывом были оторваны оба винта и рули, а также разрушены кормовые отсеки корабля. При взрыве 31 человек из экипажа был убит и 35 – ранено.

В 01:40 командир оперативного соединения приказал эскортным миноносцам «Pride» и «Joseph Е.Campbell» выйти из завесы охранения, следовать на помощь эсминцу «Menges» и организовать преследование подводной лодки.

Хорст-Арно Фенски

В 02:55 «Pride» установил контакт с лодкой и произвел две атаки глубинными бомбами. Но через час шумы субмарины все еще прослушивалась, поэтому «Pride» и «Campbell» решили провести совместную атаку. «Pride» прослушивал лодку и наводил на нее «Campbell», который сбрасывал в указанном районе несколько серий глубинных бомб. Однако уничтожить U-371 им не удалось.

До начала рассвета оба миноносца продолжали сторожить лодку, стараясь выследить ее и произвести новую атаку. В 06:00 они снова атаковали U-371. Теперь наводил «Campbell», а «Pride» сбрасывал глубинные бомбы. В 08:33 была сброшена серия глубинных бомб с магнитными взрывателями. После этого контакт с лодкой был окончательно потерян. Но командир дивизиона был настойчив. Предполагая, что лодка могла лежать на грунте в какой-либо глубоководной «лисьей норе», он приказал миноносцам «Campbell» и «Pride» тщательно обследовать район.

Это обследование корабли вели до 10:30, но никаких следов лодки не было обнаружено. Но субмарина не могла исчезнуть, ибо если она была уничтожена, то на поверхности появились бы ее обломки. Предположение, что лодка ушла из района, не будучи обнаруженной гидроакустикой, было маловероятным. Поэтому снова был предпринят тщательный поиск.

К полудню к кораблям, ведущим поиск, присоединился английский эскортный миноносец «Blakeney», а в 12:25 – американский тральщик «Sustain» и французские эсминцы «L’Alcyon» и «Senegalais». Весь день и вечер пять кораблей бороздили район в различных направлениях, пытаясь обнаружить противника. Уже наступила полночь, а поиски все продолжались.

Было решено 4 мая в 02:00 прекращать преследование лодки, ибо ни-какая субмарина не могла бы выдержать более суток в подводном положении. Тем не менее потом было принято решение продлить поиск еще на пару часов. И вот в 03:15 «Senegalais» установил радиолокационный контакт с подводной лодкой в надводном положении. (Фенски приказал всплыть и уже 15 минут вентилировал отсеки). Французский эсминец произвел выстрел осветительным снарядом. Увидев силуэт лодки, артиллеристы миноносца дали по ней залп. (В марте 1941-го другой известный немецкий подводник – Кречмер, в похожей ситуации говорил: «Если бы были торпеды, мы справились бы с ними», на этот раз у Фенски еще оставались торпеды…) «Campbell» и «Pride» полным ходом направились к лодке, стремясь отрезать ей путь отхода к северу. «Blankeney» и «Sustain» блокировали ей путь отхода на запад.

Лодка со скоростью 12 узлов шла на юго-запад. В 03:59 подводная лодка погрузилась, а через 5 минут «Senegalais» получил в корму попадание торпеды. Взрыв разрушил его кормовую часть, но корабль остался на плаву. А тем временем противники сближались, и положение поврежденной U-371 становилось все безысходней…

В 04:33 с тральщика «Sustain» заметили в воде несколько человек. Тральщик отклонился в сторону, чтобы выяснить, в чем дело. Это был экипаж U-371, покинувший ее в 04:09. из воды подняли 41 матроса и 7 офицеров. 5 человек из экипажа лодки отправились на дно вместе с U-371.

(Что касается эсминца «Menges», то он не затонул. Ремонт его требовал основательных корпусных работ, потому американцы просто пристыковали к «Menges» корму однотипного эскортного миноносца «Holder», торпедированного при проводке конвоя UGS.37 11.04.44).

После сдачи в плен Фенски 2 года провел в американских лагерях.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий