Тринадцать героев

Тринадцать героев

Несколько раз к вражеским берегам выходила Л-20 под командованием капитана 2-го ранга В. Ф. Таммана. И каждый раз лодка успешно выполняла задания. Подвиг, совершенный тринадцатью комсомольцами лодки, вошел в историю флота.

…29 августа минный заградитель Л-20 отошел от пирса и взял курс к вражеским берегам. Заминировав водный район, экипаж лодки ушел на поиски врага.

Герой Советского Союза Кочелаевский Юрий Петрович, штурман эскадрильи 9-го гвардейского минно-торпедного авиационного полка, коммунист, уроженец г. Баку.

Совершил 102 боевых вылета, участвовал в потоплении 7 вражеских транспортов.

Утром 3 сентября у мыса Слетнес вахтенный офицер обнаружил немецкий конвой. Последовала команда:

— Пли!

Три торпеды с шипением вырвались из аппаратов, и через несколько минут североморцы услышали взрывы.

Немецкие корабли устроили настоящую погоню за советской лодкой. Глубинные бомбы рвались рядом с Л-20. И вот — точное попадание: сильный толчок, потом второй… Лодка накренилась на 30 градусов.

Тринадцать героев

Корабль уже почти выровнял крен, как вдруг из носового отсека доложили: — Пробоина… поступает вода.

От удара о грунт на шахте акустического прибора образовалась вмятина. Через швы хлынула вода, засоряя аварийную магистраль. Произошло замыкание электрической цепи. Во втором отсеке повысилось давление. Пришлось выключить боевое освещение. Стало не только темно, но и холодно.

Матросы не щадили себя в этой тяжелейшей борьбе за живучесть корабля. В. Ф. Тамман решил оторваться от противника, лечь на грунт там, где позволит глубина, и исправить повреждение. Лодка уходила в море. Выждав момент, когда противник на полном ходу сбрасывал очередную серию бомб, Л-20 развернулась на сто восемьдесят градусов и направилась к берегу. Это был спасительный маневр — немцы продолжали искать лодку в море.

…Вода прибывала с катастрофической быстротой. В носовом отсеке она поднялась уже на высоту второго яруса коек. Матросы приоткрыли переборочную дверь и впустили воду в первый отсек, чтобы отсюда откачивать ее за борт. Работами руководил старший лейтенант М. Шапаренко.

Их было тринадцать. Тринадцать комсомольцев вызвались спасти корабль и жизни своих товарищей. Все зависело от их самообладания и мастерства.

Первым делом надо было загерметизировать отсеки и создать противодавление. Но клапан аварийного осушения находился глубоко под водой и был вдобавок ко всему засорен. Старший лейтенант Шапаренко приказал старшинам 2-й статьи В. Острянко и Н. Чижевскому нырнуть в воду и очистить клапан. Комсомольцы выполнили это задание.

Теперь дело было за воздухом. Там же, под водой, предстояло проделать несколько сложных операций: отвернуть пробку, подсоединить шланг и открыть ключом аварийный клапан. Снова кто-то должен был лезть в ледяную воду. Вызвались старшина 2-й статьи А. Доможирский и краснофлотец А. Фомин.

Вода начала убывать…

— Воздух есть! — вынырнув, сообщил Доможирский. Оставалось заделать пробоины…

Над лодкой то и дело проходили вражеские корабли. Чтобы не обнаружить себя, североморцы на какое-то время прекращали все работы в отсеках. Заканчивался десятый час подводной эпопеи.

Капитан 3-го ранга В. Ф. Тамман собрал командиров отсеков:

— Будем готовиться к всплытию.

Вера командира в благополучный исход передалась всему экипажу.

И вот корма лодки стала медленно подниматься.

—Всем в первый отсек! — приказал Тамман.

Тринадцать героев перебрались в носовую часть лодки. Огромные усилия приложили моряки, чтобы заделать пробоину. Лодка выбралась на поверхность… Матросам пришлось работать в холодной воде, под высоким давлением. Когда отдраили переборку, лишь трое из тринадцати смогли выйти сами, остальных внесли на руках. Матрос комсомолец А. Егоров умер, не приходя в сознание.

Тринадцать комсомольцев были награждены орденами Советского Союза. Орден Красного Знамени получил командир лодки В. Ф. Тамман.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий