Дактилоскопия, как одна из изощрённых форм расизма

Дактилоскопия

Однажды в США в 1903 году в тюрьме Ливенспорта произошла нелепая путаница заключённых. Два осуждённых преступника прошли через стандартную систему измерений Бертильона. Специалистами были сопоставлены параметры Уилла Веста с параметрами Уильяма Веста, который был приговорён за убийство к пожизненному заключению.

Вновь прибывший Уилл Вест полностью повторял параметры рецидивиста. Сначала никто даже не стал слушать отрицания Уилла, что он не причастен к тяжёлому преступлению. Но когда работники тюрьмы стали внимательнее рассматривать предыдущее дело, они были сильно удивлены фотографической и антропометрической схожестью двух Уильямов Вестов. Тогда было решено сравнить их по отпечаткам пальцев, которые оказались абсолютно разными. После этого инцидента активисты стали выступать за дактилоскопию.

Одинаковые заключённые одной тюрьмы

История о двух одинаковых заключённых означала смерть антропометрии и триумфальную победу дактилоскопии. Но когда учёные стали более тщательно исследовать вопрос феномена двух Вестов, то выяснилось, что данное дело было частично сфабриковано смесью правды, вымысла и халатности. Оно стало пропагандой сторонников снятия отпечатков пальцев.

Например, в этой истории двух заключённых, полицейские забыли указать разницу в размере их стоп. Были также и другие неточности. А это было недопустимо в системе Бертильона. Активисты стали настаивать на том, что чернокожие мужчины вообще почти не отличаются внешне, но их можно отличить по отпечаткам пальцев. Они считали такой метод наиболее надёжным и достоверным. Таким образом, в основу дактилоскопии легла предполагаемая однородность расовых меньшинств. Снятие отпечатков пальцев приобрело новый авторитет.

Противопоставление дактилоскопии антропометрической системе Бертильона

Но неодинаковость отпечатков пальцев можно проследить до доисторических времён. Даже тогда люди знали, что нет одинаковых отпечатков пальцев. Древние гончары оставляли свои отпечатки на керамических изделиях, как свидетельство авторства. Но система идентификации по отпечаткам пальцев появилась почти одновременно с антропометрической системой Бертильона в конце XIX века.

Однако в отличие от антропометрических данных, отпечатки пальцев было довольно трудно классифицировать. Категории, на которые их разделили, совсем не помогали организации.

Петли, завитки и дуги на кончиках пальцев

В 1880 году кузен Чарльза Дарвина, Фрэнсис Гальтон, увидел перспективу новой техники дактилоскопии. Он решил, что снятие отпечатков пальцев поможет колониальным властям в Индии отличать коренных жителей, которых они считали неотличимыми. Гальтон стал дальше развивать эту мысль. Им была разработана более эффективная категоризация, в которую входили «дуги», «петли» и «завитки».

Позднее Эдвард Генри, занимавший должность в колониальной полиции, усовершенствовал эту систему. В его способе классификация всех завитков, петель и дуг была разделена на более мелкие группы. Это очень понравилось колониальному правительству, и британские власти решили опробовать её в индийской криминальной системе. Нововведение имело огромный успех, сделав дактилоскопию более убедительной, чем антропометрию.

Дактилоскопия

К 1920 году снятие отпечатков пальцев постепенно превратилось в доминирующий метод распознавания личности во всём мире. Дактилоскопия позволяла неквалифицированным должностным лицам легко получить протокол из всех пальцев. Дальше отпечатки передавались в центральное бюро, там их и регистрировали. Система Бертильона была дорогостоящим и трудоёмким процессом, а снятие отпечатков пальцев имело явное преимущество перед ней. Бертильон между тем трансформировал «визуальную культуру» в методы идентификации.

По его системе проводились тщательные измерения и специальные фотографирования, что предоставляло визуальное и количественное представление о изначально неуловимой природе человеческой идентичности. Но эта система всё же была подвержена ошибкам со стороны человеческого фактора. Тому служит пример заключённых Уильяма Веста и Уилла Веста. А дактилоскопия, представляющая человека в абстрактной форме, более объективно определяла его личность.

Это стало «универсальным языком», на который не влияли различия в антропометрических данных и человеческая объективность. На этот «универсальный язык» не влияли различия или схожесть в измерениях или человеческой объективности. Уникальность человеческой идентичности была собрана в абстрактный узор на коже кончиков пальцев.

Этот метод пережил расовую категоризацию и обрёл со временем универсальный характер. Но надо учитывать и тот нелицеприятный факт, что идентификация личности путём снятия отпечатков пальцев появилась из-за предполагаемой однородности чернокожих американцев и неразличимости индусов.

Классификация по расовому различию

Первоначально в новой методике идентификации личности была направленность классификации по расам. Карточки с отпечатками пальцев людей были разделены на три категории: «жёлтый», «белый» и «чёрный». Так отмечали подозреваемых делопроизводители в полицейской системе Соединённых Штатов.

По словам капитана Бюро идентификации Департамента полиции Нью-Йорка, когда к ним попадал, например, китаец или японец, его карточку помечали словом «жёлтый», если это был афроамериканец, то на его карточке красовалась надпись «чёрный». Людей европейского типа полицейские отмечали словом «Белый». Также карточки чернокожих были меньшего размера.

Так, якобы, их было легче находить. Таким образом, менталитет по расовому различию продолжал подкрепляться идентификацией преступников. Это передавалось от одной системы к другой часто ссылаясь на целесообразность. В начале прошлого века на основе разности отпечатков пальцев даже появилась новая наука, которую назвали этнической и расовой дерматоглификой.

Так, например, Хершель, британский чиновник в Индии, для поддержания порядка в колонии, ввёл обязательную дактилоскопию местных жителей. Он, якобы, не различал их без снятия отпечатков пальцев. А фотограф Табор, живший с Сан-Франциско, предлагал использовать отпечатки пальцев, чтобы таким образом регистрировать китайских эмигрантов в начале прошлого века. Он говорил, что жители Сан-Франциско считают китайцев неотличимыми друг от друга, для н7их они выглядят одинаково. А в 1885 году подобная идея была предложена в Цинциннати. Тогда предлагалось оставлять отпечатки пальцев на железнодорожных билетах.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий