Единоборства Древней Руси

Единоборства Древней Руси

Вынужден сразу разочаровать поклонников «славянских стилей» единоборств. Увы, древних систем подготовки воина для обороны без оружия на Руси не существовало. По той простой причине, что русский человек с самой глубокой древности без оружия не хаживал. Карате, как известно из легенды, появилось на Окинаве потому, что местным жителям запрещалось иметь оружие. А противостоять вооруженным самураям было необходимо.

На Руси же – если не меч, то копье, если не копье, то топор, если не топор, так засапожный нож у человека всегда имелся. Да и противостоять нужно было не своим «самураям», а чужим: немецким рыцарям или татарским всадникам. Тут без оружия – никак.

Тренировка воина начиналась самого детства. Младенцев воспитывали матери, но с трех-четырех лет начиналось мужское воспитание. В этом возрасте производилась ритуальная стрижка волос. После чего юного князя на воспитание брал старший боярин, а юного землепашца или горожанина – отец. Считалось, хуже нет ситуации, когда отец не обучит сына тому, что умеет сам.

В археологических материалах Древнего Новгорода найдено большое количество деревянных мечей, размер рукояти которых указывает на детей возраста 8–10 лет. Понятно, что это были игрушки. Но игрушки с большим смыслом. Играя с пластмассовым автоматом, современный ребенок не может выучиться стрелять. А вот деревянный меч был отличным обучающим оружием. Приемы работы с ним ничем не отличаются от приемов работы с оружием настоящим. И тут не просто было «пых-пых – ты убит!». Зазевавшийся пацан, получив по лбу деревянным клинком, на всю жизнь запоминал, что отвлекаться нельзя. Тут и навыки ухода тренировались, и тайминг, и все, что в жизнь взрослого мужчины-воина было важно.

Это в принципе, это – правило. Но из всякого правила есть все-таки и исключения. Бой без оружия существовал в двух весьма специфических формах.

Во-первых, это кулачные бои «стенка на стенку». О них многие слышали, но не все понимают, что это не «система обороны», а забава. Подчеркиваю, забава, которую мужики устраивали на праздниках. Понятно, что для современного человека, привыкшего лежать с пивом на диване, такая забава кажется верхом жесткости. Но нужно понимать, что человек в доиндустриальную эпоху проходил столь тяжелую жизненную школу, что получить или отвесить кому-нибудь удар по лицу для него не было таким замечательным событием, как для современного.

Почему это не самооборона, а забава (или, говоря по-английски, «спорт»)? Потому, что в кулачных боях были определенные правила весьма далекие от тактики, направленной на уничтожение противника (лежачего не бить, ногами не запинывать, если потекла кровь, можно было из схватки выйти). Если сходилась толпа на толпу, каждый выбирал себе противника по силам: взрослый мужик не стал бы бить подростка, дети бились с детьми, взрослые – со взрослыми. Отсутствовал эффект неожиданности. Да и системы специальных тренировок не существовало – сама тяжелая крестьянская жизнь была тренировкой.

Другой, более серьезный случай, это раннесредневековые поединки перед боем. Некоторые из них описаны в нашей древнейшей летописи – «Повести временных лет». Насколько можно судить из летописного текста, поединки эти происходили по борцовским «правилам».

997 год от Рождества Христова. Знаменитый поединок между печенежским богатырем громадного роста и русским воином Кожемякой:

«И сказал ему Владимир: «Можешь с ним бороться». На следующее утро пришли печенеги и стали вызывать: «Где же муж? Вот наш готов!». Владимир повелел в ту же ночь облечься в доспехи, и сошлись обе стороны. Печенеги выпустили своего мужа: был же он очень велик и страшен. И выступил муж Владимира, и увидел его печенег и посмеялся, ибо был он среднего роста. И размерили место между обоими войсками, и пустили их друг против друга. И схватились, и начали крепко жать друг друга, и удавил муж печенежина руками до смерти. И бросил его оземь».

Описание навивает воспоминание о вольной борьбе. Это ж почти описание недавнего поединка Хабиба Нурмагомедова с Конором Макгрегором. Хабиб именно сдавил Коннора так, что тот вынужден был признать поражение. Кстати, согласно летописи, Кожемяка – не тренировался специально, просто каждый день мял кожи руками и ходил на улицу подраться. Вот и вся «система».

Другое описание. 1022 год. На сей раз бьются уже князья – русский и касожский:

«И сказал Редедя Мстиславу: «Не оружием будем биться, но борьбою». И схватились бороться крепко, и в долгой борьбе стал изнемогать Мстислав, ибо был велик и силен Редедя. И сказал Мстислав: «О пречистая Богородица, помоги мне! Если же одолею его, воздвигну церковь во имя твое». И, сказав так, бросил его на землю. И выхватил нож, и зарезал Редедю. И, пойдя в землю его, забрал все богатства его, и жену его, и детей его, и дань возложил на касогов. И, придя в Тмутаракань, заложил церковь святой Богородицы и воздвиг ту, что стоит и до сего дня в Тмутаракани».

Кто-то, может быть, удивится: чего это князь за нож схватился – не по правилам! На самом деле, Мстислав победил Редедю чисто – броском. А нож – это уже история по завершении битвы. Они ведь боролись без оружия не ради «безопасности», а потому, скорее всего, что считали, что на оружие может быть наведен заговор, колдовские чары. Доказательства таких поверий есть. Тогда бой не будет справедлив. Они бились без оружия для того, чтобы понять, кто из них сильнее на самом деле, кто из противников обладает большей физической и духовной мощью. А когда вопрос был решен, проигравшему уже жить не полагалось. Да и зачем, ведь земля, жена и богатство переходили победителю. Это не Олимпиада, на которой проигравший просто ничего не получает, а победитель получает медаль. Здесь победитель получал всё, а проигравший – всё терял. Здесь был вопрос жизни и смерти.

Если говорить о современном развитии отечественных традиций рукопашного боя, то они вобрали в себя все лучшее и от кулачных «стеношных» боев, и от борцовских поединков древних князей и от традиции многих других народов мира. Наиболее близкими по духу и по технике к русской воинской культуре я бы назвал бокс, вольную борьбу и, конечно, самбо.

Единоборства Древней Руси

Для желающих ощутить некую древнерусскую, славянскую специфику разрабатываются специальные стили единоборств: славяно-горицкая борьба, СОБОР и пр. Об эффективности этих стилей судить не берусь. Скорее всего, они ничем не хуже восточных единоборств. Поединки выглядят красиво. Ребята занимаются, развиваются физически и духовно, не пьют спиртного, не курят. Это хорошо. Однако нужно понимать, что к глубокой древности они (как впрочем, и карате, и ушу) имеют лишь опосредованное отношение. Легенды, лежащие в основе их идейной доктрины – всего лишь легенды, современное осмысление русского фольклора, и не более того. Сомневающихся с нетерпением ожидают сорок три тома «Полного собрания древнерусских летописей», изданных на языке оригинала. А также двадцать томов «Библиотеки литературы Древней Руси». Кроме того, на очереди будут стоять несколько крупных древлехранилищ. Если древнерусская система подготовки безоружного бойца будет обнаружена, то нашедший, несомненно, войдет в число ведущих российских историков и без особого труда защитит докторскую диссертацию, а может даже и академиком стать. Наука ждет пытливых исследователей!

Автор: Вадим Викторович Долгов — российский историк и писатель. Доктор исторических наук, профессор.

9 комментариев на тему “Единоборства Древней Руси
  1. С безоружной боевой системой всё вполне понятно: не было необходимости её разрабатывать потому что не было необходимости в реальном бою её применять (хоть какой-то дрын был у любого нищеброда). НО что насчет боевых техник с оружием в древней Руси??? Необходимость в них явно была. А есть ли какие-то исторические источники указывающие на наличие таковых. Если брать тоже у-шу, то кроме рукопашного там было полно всяких школ владения оружием (различными мечами, копьями, посохом, шестом и еще наверное десятками других). Было ли на Руси что-то хотя бы отдаленно напоминающее эти систематизированные техники подготовки воинов?

    1. Борис, необходимости в школе работы оружием тоже не было. Турниров не было, дуэли на холодном оружии тоже как-то не прижились, на войне в свалке строй на строй не до фехтования. Насчёт источников — судя по многочисленным запискам-воспоминаниям иноземцев-наёмников в общем духе «здоровые, сильные, храбрые, вот бы их ещё научить…», можно сделать вывод, что и не было систем, хотя, конечно, материала для работы — более чем достаточно.

      1. Антон, а рать тупо обучали махать мечом, да? Нескладуха какая-то. Какая-то основа явно была, которой придерживались ратники при обучении. Что могу сказать, так СПАС и характерники были в реальности. Только характерникам уж слишком много чудес чудесных приписывалось, как водится. А СПАС был не тот, который нам нынче втирают, но был же.
        Так что, не в турнирах дело. Жизнь на Руси была таковой, что и турниры-то не нужны были.

  2. Многотысячелетняя история развития России и бесконечный поток войн в её истории создали на генетическом уровне бойцов, причём не только мужчин, но и женщин, и детей. Так, что мы воины на генном уровне отобранные естественным ходом истории. Я, например, потомок военного рода гуннов и все навыки, и приёмы единоборства во мне есть от моих предков, правда я ко всему прочему прошёл школу усиленных тренировок в спорте и в реальной жизни. И мы все такие в той или иной степени.

  3. и однако кое-что в системе единоборств наши предки понимали В рассказе БАЖОВА есть и описание спецударов и тактика .Еще была борьба в обхват .Мало историки знают .

  4. «Тут и навыки ухода тренировались, и тайминг, и все, что в жизнь взрослого мужчины-воина было важно.»
    Поздравляю российского историка и писателя, Доктора исторических наук, профессора!
    Доктор «собачьего новояза» — грустно смотреть на эти поверхностные «научные потуги».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *