Иван Кожедуб: интересные факты из жизни

Иван Кожедуб на фоне самолета

Иван — самый младший в семье украинского бедняка-хлебороба Никиты Кожедуба — родился в 1920 году, в ту пору, когда еще полыхали пожары боев с белогвардейцами и иностранными интервентами.

До войны

Постепенно преобразовывалась жизнь, появилось много нового, к чему неудержимо стремилось сердце деревенского мальчонки. Начав ходить в школу и став пионером, он увлекался плаванием, лыжами, коньками, гирями; рос крепышом, не боящимся ни холода, ни жары.

После окончания техникума в начале 1940 года Кожедуб стал курсантом Чугуевской школы пилотов. На первых порах инструктор находил, что новый учлет, пожалуй, немного медлителен.

Он первым из всей группы допускается к самостоятельному полету на учебно-тренировочной машине. А затем обучение на боевом самолете. Летное училище Иван Кожедуб заканчивает в числе лучших, и его оставляют инструктором. Это — высокая честь для молодого пилота, признание его способностей.

Первый бой на фронте

Ивану Кожедубу достался самолет № 75. На фюзеляже, поблескивавшем свежей краской, как и на других машинах полка, алела надпись: «Имени Валерия Чкалова», — они были построены на трудовые сбережения волжан.

Но не сразу по прибытии на полевой аэродром, находившийся неподалеку от линии фронта, пришлось вступить в воздушные бои.

— Присмотрись сначала, а не то сразу в кашу попадешь, — сказал Кожедубу командир полка и тут же добавил: — Будь ко всему готов.

Предупреждение оказалось не лишним. Через некоторое время, летая в районе аэродрома, молодой фронтовик получил первое боевое крещение. Оно было неудачным.

Пилотируя свой «Лавочкин» в зоне, Кожедуб увидел, что на аэродром налетела стая фашистских Мессершмиттов.

Не раздумывая, бросился в атаку.

Казалось, можно легко сбить по меньшей мере две-три вражеские машины. Увлеченный атакой, Кожедуб не заметил, что с хвоста его машину атакуют «мессершмитты» группы прикрытия.

Да тут еще вокруг «Лавочкина» начали рваться снаряды своих зениток. Словом, самолет получил повреждения, и вместо воздушного боя Кожедубу пришлось пойти на посадку.

Горький урок! Было стыдно перед командиром и однополчанами, но еще более стыдно перед самим собой.

И хотя Кожедуб долго и старательно готовился к воздушным боям, этот первый печальный опыт заставил его еще серьезнее взглянуть на мастерство летчика-истребителя. Он понял, что ошибка в бою смерти подобна: и медлить нельзя, и горячиться опасно.

Побоялся подойти к Покрышкину

Всю весну 1944 года за Днестром, над Прутом, в районе Ясс, шли ожесточенные бои с гитлеровской авиацией. Во время этих боев однажды, для того чтобы переждать надвигавшуюся грозу, на аэродром, где базировалась эскадрилья Ивана Кожедуба, приземлилась группа самолетов Александра Покрышкина.

Кожедуб еще издали узнал Покрышкина, что-то деловито объяснявшего своим летчикам. Очень хотелось поговорить с известным советским асом, о боевых успехах которого много писали газеты, но какое-то чувство неловкости заставило Кожедуба удержаться и не подойти вместе с другими к прилетевшим. А тем временем летчики Покрышкина разошлись по самолетам и вскоре поднялись в воздух. Так и не встретились, и не поговорили они тогда друг с другом.

Самолет, подаренный колхозником

Иван Кожедуб летал на новом «лавочкине», построенном на личные сбережения шестидесятилетнего пчеловода колхоза «Большевик». Эту машину в первомайские дни 1944 года Ивану Кожедубу торжественно вручили на прифронтовом аэродроме. На ее бортах красными буквами было написано «От колхозника Конева Василия Викторовича». Подарок колхозника-патриота до глубины души растрогал Ивана Кожедуба. На следующий же день, вылетев в бой на этой машине, он одержал еще одну победу.

Перехитрил немецкую авиацию

Как-то раз, когда Кожедуб во главе эскадрильи нес патрульную службу над линией фронта, появилась стая «мессершмиттов». Немцы держались таким образом, что создавалось впечатление, будто они вот-вот начнут штурмовать наши войска.

Это было необычно, ибо вблизи располагались их аэродромы, на которых находилось немало бомбардировщиков. Еще подозрительнее показалось Кожедубу то, что над линией фронта «мессершмитты» разделились на две группы.

Одна из них вступила в бой с,Лавочкиными”, но вела его с явным намерением оттянуть наших летчиков в сторону от района патрулирования. Другие же «мессершмитты» заняли выжидательную позицию.

Как и предполагал Кожедуб, с юго-запада к очагу воздушного боя стали подходить фашистские бомбардировщики. Они летели, уверенные в том, что первой группе «мессершмиттов» удалось отвлечь на себя все внимание советских истребителей.

Но Кожедуб точным маневром сумел упредить врага. Быстро оторвавшись от «мессершмиттов», он всей эскадрильей обрушился на «юнкерсы» . Удар оказался внезапным, ошеломляющим. К месту схватки подоспела еще одна группа наших «Яковлевых».

Эскадрилья Кожедуба приняла на себя вражеских истребителей, а «Яковлевы» обрушились на «юнкерсы».

Свободный охотник

В августе 1944 года капитан Кожедуб появился на полевом аэродроме, расположенном всего в двух десятках километров от многоводной Вислы. На соседнем, 3-м Прибалтийском фронте в эти дни появилась группа отборных немецких истребителей. Отряду летчиков-гвардейцев была поставлена задача: «свободной охотой» помочь соседям в борьбе с гитлеровскими пилотами.

Истребитель Ла-5 идет в атаку

Отряд поручили возглавить Ивану Кожедубу. Гвардейцы, разбившись на пары — ведущий и ведомый, — углубляются на занятую врагом территорию, зорко выискивают воздушного противника. Вот восемь гитлеровских самолетов направляются к линии фронта. Кожедуб со своим напарником заходят сзади. Атака! Точная, неотразимая. Одного фокке-вульфа не стало. Еще одна группа «фокке-вульфов» . Снова атака. Теперь — на ведущего. И тот тоже штопорит вниз. И еще — уже третий за один вылет бой. И снова победа!

За несколько дней отряд «свободных охотников» Ивана Кожедуба очистил порученный им участок фронта от немецких асов.

Пятидесятый сбитый самолет

Как-то раз, возвращаясь со «свободной охоты», Кожедуб заметил подкрадывавшихся к аэродрому из-за облаков двух «фокке-вульфов». С ходу открыл огонь и тут же зажег одну вражескую машину.

Другая отвалила в сторону и скрылась в облаках. Из горящего самолета выпрыгнул пилот и раскрыл парашют. Еще не успел Кожедуб приземлиться, как фашиста уже пленили наши механики и мотористы.

Это была юбилейная победа Ивана Кожедуба — пятидесятый сбитый им самолет врага.

Конец войны

Наступил 1945 год — Вторая мировая война подходила к концу. Теперь войска фронта вели бои уже за Вислой, приближались к Одеру. Следуя за ними, гвардейский полк перелетал с одного аэродрома на другой.

Под Познанью, в дни разгрома окруженной группировки немцев, Кожедубу и его летчикам пришлось размещаться в доме, принадлежавшем Фокке—Вульфу — конструктору тех фашистских самолетов, с которыми они не раз встречались в воздушных боях.

Гвардейцы долго смотрели на большой авиационный завод, еще совсем недавно выпускавший боевые машины. Сейчас он был выведен из строя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *