Из чего раньше делали краски

Из чего раньше делали краски

Ещё 40 тысяч лет назад древние художники изобрели первые красящие пигменты. Это были комбинация почвы, животного жира, жжёного угля и мела. Они создали базовую палитру, состоящую из пяти цветов: красного, жёлтого, коричневого, чёрного и белого.

Так началась история цвета, полная исследований и научного прогресса. Изобретение новых пигментов сопровождало развитие величайших течений в истории изобразительного искусства – от эпохи Возрождения до импрессионизма. Художники экспериментировали с цветами, которые ранее не встречались в живописи.

Красный

Впервые красная охра появилась в наскальных рисунках первобытных людей. Она является одним из самых древних пигментов, который используется и в наше время. Красную охру обнаружили в богатой железом почве. Она начала использоваться в качестве художественного материала. В XVI – XVII веках красный пигмент научились получать из кошенили. Он стал самым популярным для того времени.

Это вещество можно было добыть из насекомых, которые водились только в кактусах опунции, произраставших на территории Мексики. Насекомые белого цвета производили мощнейший красный краситель, который был очень востребован живописцами и их меценатами.

Кошениль стала третьим по величине импортом из Америки. Великие художники, такие как Рафаэль, Рембрандт и Рубенс использовали кошениль в своих работах. Они накладывали её поверх других красных оттенков как глазурь, таким образом увеличивая интенсивность цвета. Сейчас кошениль используется в губных помадах и румянах.

Синий

Во времена Средневековья художники рисовали Деву Марию в ярко-синем одеянии. Этот цвет они выбирали не из-за религиозности, а из-за его цены. Ультрамариновый синий был безумно дорогим цветом. Этот знаменитый оттенок делали из лазурита – драгоценного камня. Его раньше добывали только в одном месте, которое находилось в горах Афганистана.

Лазурит приобрёл популярность в мире, когда им украсили погребальные портреты египетских фараонов. Позднее этими драгоценными камнями стали украшать иранские Кораны, а затем и короны правителей. На протяжении столетий лазурит соперничал в цене с золотом.

Только в 1950-х годах Ив Кляйн смог изобрести синтетическую версию синего ультрамарина. Это стало визитной карточкой французского художника. Кляйн говорил, что у синего нет размеров, он находится за пределами измерений.

Из чего раньше делали краски

Жёлтый

Не все знаменитые художники использовали в своих работах жёлтый цвет.

Но были и знаменитые исключения, такие как Джозеф Мэллорд Уильям Тернер и Винсент Ван Гог. Особенно влюблённым в жёлтый был Тернер, за что его высмеивали современники.

Они говорили, что его картины страдают желтухой, возможно из-за зрительных нарушений автора. Чтобы написать свои залитые солнцем морские пейзажи, художник использовал экспериментальную акварель.

Эту флуоресцентную краску живописец получал из мочи коров, которых кормили манго. Эту практику запретили век спустя, посчитав её жестоким обращением с животными. У Тёрнера в картинах использовался жёлтый хром, являющийся пигментом на основе свинца.

У Ван Гога тоже в картинах использовался этот радостный оттенок. Этот знаменитый художник тоже любил жёлтый цвет. Ван Гог Был родом из Голландии, где часто погода страдала туманами, поэтому солнечные лучи его картин согревали ему душу. Вон Гог сильно ненавидел туманы.

Зелёный

Многие из нас ассоциируют зелёный цвет с природой и обновлением. Но раньше его пигменты были самыми ядовитыми в истории. В 1775 году шведским химиком Вильгельмом Шееле был изобретён смертоносный оттенок. Это был ярко-зелёный пигмент с примесью ядовитого мышьяка. Этот дешёвый в производстве пигмент в викторианскую эпоху стал настоящей сенсацией. Считалось, что цвет опасен не только для художников, но и для созерцателей.

В спальне французского императора Наполеона Бонапарта были обои, в которых использовался зелёный пигмент Шееле. Некоторые историки считают, что именно эта краска стала причиной смерти великого полководца в 1821 году. В конце XIX века ядовитый пигмент Шееле был заменён альтернативой, которую использовали в своих работах Клод Моне, Поль Сезанн и Пьер Огюст Ренуар. Но это тоже был токсичный изумрудный пигмент. По мнению некоторых историков, новый цвет стал ответственным за диабет Сезанна и слепоту Моне. В 1960 году этот пигмент был запрещён.

Фиолетовый

Клод Моне открыл для себя истинный цвет атмосферы – фиолетовый. Он считал, что свежий воздух фиолетового цвета. На его картинах фиолетовые тени и бледно-лиловые пятна света оживляют стога сена и кувшинки. В 1841 году малоизвестный американский портретист Джон Гофф Рэнд придумал новшество сохранения красок. Ему не нравился метод хранения красок в мочевом пузыре свиней, что делали большинство художников того времени, поэтому он изобрёл новый способ хранения пигментов. Это была складная трубочка из олова. Краску таким методом было легко выносить на пленэр. Постепенно это переросло в массовое производство тонких тюбиков для красок. Художникам стало легче получать новые оттенки, смешивая цвета. Так из смеси синего и красного появился фиолетовый.

Чёрный

Самый тёмный пигмент на картинах старых мастеров – чёрная кость. Этот пигмент они получали путём сжигания костей животных в безвоздушной камере. Интересно то, что импрессионисты избегали чёрной краски. Только художники 1950-60-х годов вернулись к тёмному пигменту. Американские живописцы создавали монохромные чёрные картины, лишив холст всех предметов. Они считали, что чёрный имеет множество тонов, текстур и перестановок. По словам гравёра Кацусику Хокусая: «Есть чёрный старый, чёрный свежий, блестящий чёрный, тускло-чёрный, солнечный чёрный и чёрный в тени».

Белый

Художникам на протяжении очень долгого времени не хватало свинцово-белого цвета. Этот оттенок мог улавливать и отражать проблеск света лучше всех других пигментов. В Голландии в XVII веке белый изготавливали путём наложения коровьего и лошадиного навоза на свинец и уксус. В течении трёх месяцев эта смесь находилась в закрытом помещении, пока не происходил процесс появления белых хлопьев. Только в XIX веке учёные объявили свинец ядовитым металлом. В конце прошлого века в США было запрещено выпускать свинцовую белую краску. Многие художники совсем отказались от использования белого цвета в своих произведениях.

Коричневый

С начала XVI века европейцы стали создавать пигмент «коричневый мумиё». Его они делали из человеческих останков – мумий. Художники, чтобы получить этот пигмент, измельчали древние тела, смешивая полученный порошок со смолой и миррой. Это они переняли от аптекарей. Особенно часто этот цвет использовался в эпоху Возрождения. Живописцы любили коричневый цвет мумиё за его богатство и универсальность. Часто он использовался для затенения, светотени и получения телесных тонов. Такой цвет применяли художники-романтики до конца XIX века. Его можно увидеть в картинах Эжена Делакруа.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий

  1. Таня Ренко

    Ребята, вы понамешали правду и фигню. Мумий не было в эпоху Возрождния, их ещё не раскопали тогда. А коричневые краски были гораздо раньше, Умбра, например.

    Ответить