МиГ-21 на войне в Афганистане

МиГ-21 на войне в Афганистане

Началом боевого пути стал апрель 1978 года, когда афганские летчики приняли участие в тл. Апрельской (Саурской) революции. Затем, до ввода советских войск, афганские МиГ-21 приняли участие в боях с вооруженной оппозицией, действуя в качестве истребителей- бомбардировщиков. Были и первые потери: в конце мая 1979 года моджахедами в провинции Пактия был сбит один МиГ.

С вводом в Афганистан в декабре 1979 года советских войск здесь появились также и «двадцать первые» с красными звездами на крыльях. Здесь они вовсю применялись для нанесения ударов по скоплениям живой силы моджахедов, укрепленным пунктам, огневым позициям и т.д. Правда в этом амплуа они чувствовали себя явно «не в своей тарелке», поскольку создавались в первую очередь для ведения воздушного боя, а не для действий по наземным целям, и уступали в этой роли специализированному штурмовику Су-25.

Также приходилось слышать утверждения, со ссылкой на непосредственных участников, либо на приказы, с которыми рассказчики ознакамливались в период военной службы, что имели место случаи воздушных боев между советскими МиГ-21 и пакистанскими F-7, в ходе которых, как минимум, два истребителя китайского производства было сбито. Поскольку не удалось выйти на непосредственных участников, либо ознакомиться с соответствующими документами, то мы ничего не можем сказать «за» или «против» данной версии.

Естественно, что МиГи несли потери: от огня зенитных пулеметов и МЗА, ПЗРК типа «Стрела-2» китайского и египетского производства, британских «Блоупайп», американских «РедАй» и «Стингер». Несколько машин также было уничтожено при обстреле аэродромов, а некоторые сбиты пакистанскими F-16 в приграничных районах. На страницах запад ной авиационной периодики зафиксировано около двух десятков случаев потерь среда МиГ-21 советских и афганских ВВС, хотя вряд ли данный список полон и точен. Также отмечены случаи перелетов в Пакистан летчиков правительственных ВВС на различной матчасти, в т.ч. и на МиГ-21.

МиГ-21 и Су-22

После ухода советских войск в 1989 году бои в Афганистане не прекратились: режим президента Наджибуллы продержался еще три года. В 1989 году МиГ-21 приняли активное участие в успешных для фабула боях по обороне гг. Хост и Джелалабад.

В марте 1990 года поднял мятеж министр обороны страны генерал Танай. Ему удалось привлечь на свою сторону МиГи с авиабазы Баграм, летчики которых совершили восемнадцать боевых вылетов, сбросив тридцать бомб по различным объектам в Кабуле. После победы моджахедов весной 1992 года ВВС страны были «растащены» по частям между различными группировками победителей. Наиболее серьезные силы оказались у генерала Дустума и президента страны Раббани.

В январе 1994 года разгорелась война между бывшими союзниками: Дустум выступил против Раббани. В завязавшихся боях приняла участие и авиация сторон, в первую очередь МиГ-21 и Су-22.

Бои за афганскую столицу начались 1 января 1994года, а 5-го ВВС Дустума с авиабазы Мазар-и-Шариф совершили свои первые боевые вылеты, трижды нанеся удар по правительственной авиабазе Баграм. Затем после некоторого перерыва, с 8 по 12 января, самолеты Дустума бомбили с большой высоты Кабул. При этом в первые четыре дня наземная ПВО сбила два МиГа. Еще столько же дустумовцы потеряли 12 января: один над Кабулом, другой — над Баграмом.

Помимо потерь от огня противника, ВВС мятежного генерала теряли матчасть и в результате дезертирства своих летчиков: так 12-го же января на сторону Раббани перелетело семь летчиков на МиГах и Су.

Налеты продолжались

23 января был нанесен удар по правительственным позициям вокруг Кабула, а в Баграме выведена из строя, в результате авианалета, ВПП. 29 января отмечено семь налетов на различные районы вокруг столицы. Зданию Минобороны нанесены повреждения. 30 января добились успехов истребители правительственных ВВС, сбившие по одному Су-22 в районе г. Чарикар и перевала Саланг. Также 28 февраля МиГ-21 правительственных ВВС перехватил пару Су-22, бомбивших Кабул и Баграм и сбил один из них. Другой был поврежден, но смог уйти.

Бой за Кабул завершился неудачей войск Дустума, однако в ряде других районов страны боевые действия продолжались с переменным успехом для сторон при активном участии авиации.

В конце 1994 года на военнополитическую арену Афганистана вышло доселе неизвестное движение «Талибан», вооруженные формирования которого также имели свою боевую авиацию, представленную эскадрильей МиГ-21 — примерно четырнадцать машин. Летали на них, как сообщалось на страницах печати, летчики бывших ВВС Наджибуллы и пакистанцы.

Эти самолеты поначалу ограниченно привлекались для поддержки своих отрядов, а основной задачей на первых порах стал перехват и принуждение к посадке на подконтрольной талибам территории различных воздушных судов. Наиболее часто страдали от подобных действий лайнеры местных авиакомпаний «Ариана» и «Бахтар», которые под угрозой применения истребителями талибов оружия были вынуждены прерывать свои рейсы и садиться на контролируемых отрядами «Талибан» аэродромах. В результате этого деятельность гражданской авиации страны была фактически сведена на нет.

Перехват российского Ил-76

Подобным образом в руки талибов попало и несколько вертолетов. Однако наибольший резонанс имел факт перехвата парой МиГов 3 августа 1995 года российского Ил-76, перевозившего груз стрелкового оружия и боеприпасов для правительства Раббани, и принуждения его к посадке.

МиГ-21 на войне в Афганистане

Примерно через год, в июне 1996 года экипаж Ил-а бежал, угнав заодно и свою машину. Талибы подняли в воздух свой истребитель, но тому не удалось перехватить беглецов.

Достаточно быстро формирования «Талибан» подошли к Кабулу и авиация сторон приняла участие в боях за столицу, на первых порах для талибов неудачных. Например, в октябре 1995 года имел место очередной всплеск боевой активности, отмечет ряд налетов самолетов без опознавательных знаков (т.е. ВВС «Талибан») на позиции правительственных войск и на сам Кабул. При их отражении 17 октября в районе н л. Санглах было сбито три МиГ а, а 23-го — один над столицей.

Между тем, продолжались боевые действия также между войсками Раббани и Дустума, также с участием авиации. Обе стороны несли потери в матчасти. Так, 7 марта 1995 года дустумовцы в районе н.п. Деляром сбили истребитель правительственных ВВС, предположительно МиГ-21. В свою очередь правительственные ВВС 7 июня сбили один Су-22.

В сентябре 1996года талибам удалось взять Кабул и начать «последний бросок» на север. Наступление поддерживалось авиацией. Реальная угроза лишиться всего вынудила афганское руководство и генерала Дустума объединить свои усилия в борьбе с фундаменталистами «Талибана» и провести ряд успешных контр наступательных операций при активном участии ВВС. Боевые действия продолжаются по сет день. Поэтому «афганская страница» еще не дописана, хотя боевые потери и постоянно уменьшающееся число боеспособных самолетов ввиду проблем с поставками запчастей уверенно приближают это «чудное мгновение».

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий