Операции в Арктических водах России

Серия U

Растущая помощь России со стороны стран Антанты вызвала попытки немцев прервать этот грузопоток. Без поставок извне страна просто не могла продолжать войну. Например, каждая четвертая винтовка в армии была иностранного производства. В империи, как ни странно отсутствовало производство толуола, и взрывчатку делать было не из чего. Все сырье везли морем в Мурманск (тогда еще Романов – на Мурмане) и Архангельск.

Союзники, понимая, что без поставок оружия и боеприпасов Россия может выйти из войны, отреагировали весьма оперативно, и уже в 1914 году в Белое море потянулись пароходы из Англии с углем для Балтийского флота, и Министерства Путей Сообщения. Остановка железнодорожного движения вызвала бы общий паралич страны, как это потом случилось в 1917 году. Об объеме поставок можно судить по одной цифре: только в 1914 году и только для паровозов привезено 450 000 тонн угля. К тому же доставка груза из Англии через Архангельск длилась 10-14 суток, а из Америки через Владивосток 18 -20 в лучшем случае.

Первым в северные воды зашел минный заградитель “Meteor” и на его минах 29 мая 1915 года погиб пароход “Amdal” с углем для флота. Это было полной неожиданностью. Неподготовленность к тральным работам оказалась полной: не было даже тралов, и первоначально мины вылавливали тросом, буксируемым двумя судами. Пришли и английские тральщики. В итоге сняли 218 мин (174 -англичане, 44- наши). В дозор у портов поставили частные пароходы, так как других не было.

Серия U

Поскольку немцы поставили мины 10 банками, посчитали (как и ранее англичане), что их ставят нейтральные суда. Их стали встречать в море далеко от района возможной постановки и высаживать на борт специального представителя, “чтобы чего не вышло”. Впрочем весьма возможно, что немцы пользовались этим способом, так как среди промысловых судов заметили пять никому не известных.

В 1916 году на Север пришли подводные лодки, в том числе и минные заградители

Конечно, маленькие UC туда не могли добраться , и в дело вступили большие заградители флотского класса. Такой корабль выполнял поход в зависимости от места постановки за 7 -30 дней. Почти 30 – дневными были походы именно на Север. Так первый поход U 75 продолжался с 23 июля по 14 августа, U 76 с 17 сентября по 18 октября. Как уже сказано, U 75 покинула Гельголанд 23 июля и поставила 4 августа 36 мин у входа в Белое море к северу от мыса Орловский и у одноименного маяка отдельными банками.

Через месяц после ее возвращения, 17 сентября в поход двинулась U 76. Она заминировала еще один район Белого моря, поставив 2 октября 27 мин к северу и северо-западу от мыса Гродецкий, а на другой день – 9 мин у мыса Святой Нос. Грузоподъемность лодок была 38 мин, но здесь они, вероятно, из-за дальности перехода принимали на борт по 36. Интересно, что обычные подлодки начали действовать против судоходства в сентябре, то есть вначале на Севере шла только минная война. Причем лодки действовали на акватории Варде- Александровск и на подходах к Кольскому заливу, а заградители гораздо далее на восток — в горле Белого моря.

Всего за 1916 год в северных водах поставлено 72 мины, из них вытралено до ледостава 30 единиц. Мины не нанесли особого ущерба, погибли тральщик, вспомогательный крейсер и 5 транспортов, но вызвали очень большое напряжение немногочисленных сил флота. Тральщики пришлось оборудовать из любого подходящего судна. В частности, закупили суда в США, Норвегии и даже в Аргентине, активно работали и английские тральщики. Всего в строю трального отряда насчитывалось 34 вымпела. Все операции 1916 года закончились для немцев успешно.

В январе 1917 года поход U76 закончился плачевно. 9 января лодка вышла в поход из Гельголанда. Именно “аргентинские” тральщики вступили 25 января в перестрелку с “семьдесят шестой” у своих берегов. Тонущая лодка дошла до норвежского порта Гаммерфест на следующий день дала сигнал бедствия. Норвежский моторный катер снял команду, погиб всего один человек. Лодка успела выполнить 4 похода (её подняли в 1971 году).

В конце марта 1917 года Германия объявила запретную зону в Северном ледовитом океане

U 75 продолжала ходить “по проторенной дорожке” так она поставила мины 28—29 марта 3 банками у входа в Кольский залив. Сформированная дивизия (из 4 отрядов, уже около полусотни вымпелов) работала неустанно и почти все мины быстро были сняты.

22 апреля у Кильдина под удар попала возвращающаяся U 75. Её после неудачной атаки обстрелял пароход “Paimbrench”, достигнув двух попаданий в корпус и рубку. 15 мая неподалеку, на берегу в Александровской губе нашли буй с надписью: “Не открывать, оставить на месте, телеграфируйте в депо подводных лодок в Киль, подводная лодка U 75 здесь затонула “. Правда “семьдесят пятая” тогда не погибла, но досталось ей видимо здорово. К тому времени минные заградители поставили на севере менее двух сотен мин, 30 из них сняли наши тральщики. Погибло на минах всего 15 транспортов, это менее 5% от общего количества прошедших туда и обратно.

Как сейчас считается на минах U 75 погибли английские тральщик и транспорт, а на заграждении U 76 – норвежский транспорт. Однако мины оказывали сильное моральное влияние на моряков. Вызывали очень большие расходы на приобретение всевозможных плавучих средств и переоборудование их под тральщики, а так же резкое увеличение стоимости фрахта. Конвои снижали интенсивность перевозок примерно на 30%, а страховые премии возросли в 40 (!) раз. Стоимость фрахта в 22 раза превысила самые высокие довоенные ставки. Все это затрудняло судоходство.

После февральской революции поток судов на Север начал уменьшаться, и постепенно этот театр военных действий выпал из сферы интересов немецких подводных “минеров”.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий