Отбуксировать танк из-под носа фашистов

Т-34 в реке

Границу с Германией 150-ая танковая бригада пересекла ранним утром 31 января 1945 года. Пересекла как-то незаметно. Просто танки форсировали небольшую речушку и — вот она, Германия!

Начались жестокие бои, потому что с вступлением советских войск непосредственно на территорию Германии фашисты стали защищаться с особым упорством. С отчаянием обреченных они дрались не только за каждую деревушку, но и за каждый дом.

Это была уже третья атака батальона майора Безрукова. Две предыдущие успеха не принесли: фашисты заранее пристреляли все подступы к поселку. Вот и сейчас они встретили танки прицельным огнем. Чувствовалось, что и третья атака может сорваться.

Петр Трайнин стоял на трансмиссии тягача, внимательно осматривал в бинокль поле боя. Следил за танками роты капитана Максимова, которые наступали на правом фланге батальона. Пока потерь не было.

Но вдруг одна тридцатьчетверка остановилась. Нет, она не загорелась. Тогда в чем дело? Неужели отказал двигатель? Да нет, не может быть. Ведь он самолично опробовал все двигатели машин роты. Значит, подбили. Но почему экипаж не покидает танк?

Бросился к рации. Но командир остановившейся машины на запросы не отвечал. Этого еще не хватало!

Снова вылез на трансмиссию, поднес к глазам бинокль. Да, тридцатьчетверка по-прежнему стоит на месте. Другие танки уже метрах в двухстах впереди. Нужно выяснить, что же с ней и экипажем. Ведь гитлеровцы того и гляди подожгут машину. Расправиться с неподвижной целью — раз плюнуть.

Оглядел ремонтников, сгрудившихся у тягача. Они уже поняли — что-то случилось.

— Одна машина стала,— пояснил Петр.— Нужно выручать.

Выручать… Но как? Двинуться к ней на тягаче? Да, это единственный выход.

Приказал ремонтникам:

— Грузите на трансмиссию все тросы. И четверо — со мной.

До тридцатьчетверки оставалось всего с полсотни метров, когда гитлеровцы заметили тягач и открыли по нему огонь. Первый снаряд разорвался чуть впереди и левее, второй — едва ли не у самого левого борта. «Подобьют,— подумал Петр.— Нужно искать укрытие».

Заметил справа выемку, загнал в нее тягач. Здесь снаряды их уже не достанут. Вылез, огляделся. До танка всего метров сорок. Но как преодолеть их? Гитлеровцы прекратили артиллерийский обстрел. Но зато били в сторону выемки из пулеметов.

Прикинув, как быстрее и безопаснее выйти из трудного положения, Трайнин скомандовал:

— Маляр, отцепляйте два троса. Остальным — срастить другие и ждать нас.

И вот Петр с рядовым Григорием Маляром по-пластунски ползут к танку, да еще тянут за собой по тросу. А это нелегко. Тем более что вражеские пулеметчики не иначе как обнаружили их, кладут очереди совсем близко. Приходится вдавливаться в чуть схваченную морозом землю.

Трайнин первым подполз к неподвижному танку. Рядом с танком увидел лежавших в неестественных позах командира экипажа и стрелка-радиста. Понятно выходит, ребята все-таки пытались покинуть танк, и не через десантный люк. Если так, то он должен быть открытым.

Хрипло бросил Маляру:

— Оставайтесь здесь. А я — в танк.

Десантный люк в самом деле был отдраен. Петр просунулся внутрь, огляделся. В танке даже подсветка горела. В слабом ее свете рассмотрел склонившегося на рычаги механика-водителя. Что с ним? Ранен или убит? Тронул за плечо — убит.

Башнера увидел у боеукладки. Он тоже был мертв.

Буксировка танка

Петр поставил рычаг кулисы в нейтральное положение. Теперь танк можно буксировать. Выбрался наружу. На вопрос Маляра: «Ну, как там остальные?» —  удрученно махнул рукой. Вслух же приказал:

— Отцепляйте тросы с танка. А я те, что притащили, сращивай.

Все делали ползком, под свист пуль над головами. Срастили все четыре троса, зацепили за кормовой буксирный крюк. Долго растягивали тяжелую стальную нить по направлению к выемке. Но растянули. Сцепили с теми тросами, которые подтащили от тягача ремонтники. А потом под пулеметным и артиллерийским обстрелом отбуксировали поврежденную тридцатьчетверку в низину. И приступили к ремонту.

 

Через 8 часов танк был готов к новому бою.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *