Первобытное человеческое общество

Первобытные люди

Древнейшие люди

Если иметь в виду не археологическую, но геологическую периодизацию, то люди появились на земле в начале так называемого четвертичного периода, когда ледник, покрывавший север Азии, Европы и Америки, начал отступать и в этих частях света установился теплый климат.

Появившийся именно в этот период человек еще мало чем отличался от животного. Например, в то время люди, как и обезьяны, жили на деревьях, жилищ у них не существовало. Отсутствовал и какой бы то ни было вид одежды. Но зато уже возникло главное отличие от животного — человек научился создавать орудия труда.

Вначале эти орудия были крайне примитивны. Древнейший вид каменного орудия, созданного человеком, так называемое рубило, представлял собой кусок камня, грубо оббитый, немного заостренный, весом обычно около двух килограммов. Человек пользовался этим рубилом универсально — и в качестве орудия защиты или нападения, и в качестве орудия труда.

В эту отдаленную эпоху человек добывал себе средства к жизни главным образом собирательством уже готовых продуктов природы (плоды, орехи и т. п.) и охотой на мелких животных. Так как люди были тогда довольно беспомощны перед силами природы, то они вынуждены были жить, работать и защищаться сообща.

Таким образом, возникли объединения первобытных людей, которые находились еще на столь низком уровне общественного развития, что их определяют термином «первобытное человеческое стадо». В этом первобытном стаде совершенно отсутствовало какое-нибудь расчленение или неравенство. Не существовало также собственности, не было и семейных отношений.

Всякий, кто стоял вне данного стада, считался чужаком, что в те времена было равносильно понятию враг. Вот почему люди и пытались держаться вместе; жизнь вне стада для каждого отдельного человека была и непосильной и опасной.

В конце раннего палеолита надвинулось новое (третье по счету) оледенение земли. На обширных просторах Азии и Европы возникли тундровые климатические условия. Многие животные не смогли выдержать такого изменения климата и вымерли. Человек же сумел приспособиться.

В эпоху раннего палеолита люди научились добывать огонь, использовать и хранить который они умели и раньше. Использование огня давало защиту от холода, от диких зверей и позволяло жарить еду (до этого времени человек знал лишь сырую пищу). Искусство добывания огня было первой великой победой человека над природой.

Как же люди научились добывать огонь? Очевидно, путем долгого наблюдения (на протяжении многих сотен лет) человек наконец заметил, что при ударе камня о камень, кремня о кремень появляются искры, при трении дерева о дерево возникает тепло. Люди и стали добывать огонь ударом кремня о кремень, или вращением деревянной палочки — при этом образуются мелкие стружки, которые при трении нагреваются и начинают тлеть — появляется огонь.

В эту же эпоху происходит постепенное превращение первобытного человеческого стада в человеческое объединение более высокого типа. Меняется весь строй и уклад жизни. Люди спускаются с деревьев на землю. Правда, жилищ они себе еще не строят, а живут в естественных убежищах, главным образом в пещерах. Изменяется техника обработки камня. Именно в эту эпоху появляются более тонкие и более мелкие орудия — так называемые легкие остроконечники и скребла.

Основным занятием человека в это время становится охота на крупных животных: оленей, мамонтов. Это, однако, не значит, что собирательство готовых плодов утрачивает всякое значение. Оно еще играет довольно видную роль, но теперь на первое место в качестве способа добывания средств к жизни, выдвигается охота. Между 40 и 12 тысячелетиями до н. э. (эпоха позднего палеолита) формируется современный тип человека. В это же время появляются впервые и расовые различия.

Известны теории, согласно которым расы существовали всегда, т. е. с момента выделения человека из животного мира. Сторонники этих теорий считают, что некоторые расы являются высшими, полноценными, а другие неполноценными и потому низшими. Но такая точка зрения в корне неправильна. Во-первых, расовые различия возникли не сразу, но лишь на определенном этапе развития человечества. Во-вторых, самое тщательное и беспристрастное изучение показывает, что никаких принципиальных различий между расами нет и они сводятся лишь к внешним физическим особенностям (цвет кожи, форма волос и т. п.).

Эпохи родового строя

Таковы основные изменения в жизни человеческого общества в эпоху палеолита. Первобытное человеческое стадо перестает существовать, и возникает новая форма общественной жизни — родовая община. В начале родового строя господствовал материнский род. Это объясняется тем, что существовал групповой брак, в условиях которого ребенок никогда не знал своего отца, а знал лишь, мать. Поэтому счет родства велся исключительно по материнской линии.

Господство материнского рода (матриархат) продолжалось несколько тысячелетий. Оно в основном совпадало с эпохой мезолита и раннего неолита. Это была важная эпоха в развитии человечества. Именно в это время человек переходит от грубого каменного оружия к такому гораздо более совершенному оружию, как лук и стрелы. Начинается приручение животных. Первым домашним животным была, очевидно, собака. Человек научается также изготовлять глиняную посуду. Это значит, что люди переходят к систематической варке пищи. В эпоху позднего неолита развивается новая техника обработки камня: сверление, пиление и полирование. Наконец, в этот же период впервые зарождаются земледелие и скотоводство.

Развитие земледелия и скотоводства

Земледелие развилось из собирательства. Люди, собирая орехи, плоды, желуди, зерно, постепенно стали замечать, что зерно, упавшее в землю, прорастает. Однако прошли многие и многие столетия, пока в результате этих наблюдений человек пришел к мысли о том, что можно самому посадить зерно и из него получится растение. Так возникло примитивное земледелие.

Орудия для обработки земли также были самыми примитивными: палка-копалка, несколько позже — мотыга. Из древнейших сельскохозяйственных культур нам известны ячмень, пшеница, просо, горох, из овощей — морковь. Что касается скотоводства, то оно развилось из охоты. В этот период люди научились охотиться с применением «загонов». В «загоны» большие толпы людей загоняли стада диких кабанов или быков. Охота приобрела массовый характер. Постепенно люди поняли, что можно сохранить животное живым, приручить его и добиться от пего потомства. Возникло примитивное скотоводство.

Древнейшие люди

Дальнейшее развитие земледелия и скотоводства тесно связано с переходом от материнского рода к отцовскому. Это объясняется тем, что земледелие (и скотоводство) становится той областью, в которой женский труд вытесняется мужским. А это, в свою очередь, связано с изобретением плуга, с переходом от мотыжного земледелия к плужному. При плужном земледелии применяется мужская рабочая сила и тягловая сила рабочего скота. Уделом женщины становится другая область работы — ведение домашнего хозяйства.

Господство отцовского рода (патриархат) было новым этапом в развитии человеческого общества. На этом этапе происходит такое величайшее событие, как переход от каменных орудий к металлическим. Сначала люди научились выплавлять медь, но так как медь является очень мягким металлом, то вскоре стали сплавлять медь с оловом, т. е. изготовлять бронзу. Бронза гораздо тверже меди, имеет более низкую температуру плавления и хорошую ковкость. Поэтому она вполне пригодна для производства орудий труда и оружия.

Развитие земледелия и скотоводства, переход к металлическим орудиям приводят к тому, что все существовавшие племена начинают постепенно распадаться на земледельческие и скотоводческие. Земледельческие племена распространились в некоторых районах Западного полушария, а в Восточном полушарии — главным образом в долинах крупных рек: Нила (Египет), Тигра и Евфрата (Месопотамия), Инда (Индия), Хуанхэ (Китай), а также на территории Малой Азии и Балканского полуострова. Скотоводческие, пастушеские племена расселились в основном на территории Южной Сибири, в бассейне Аральского моря, в районе Иранского плоскогорья и в южных степях Причерноморья.

Между земледельческими и скотоводческими племенами возникает регулярный обмен продуктами. Если раньше люди старались производить такое количество продуктов, которого хватило бы для данного рода или семьи, то теперь этого становится уже недостаточно. Теперь стремятся производить как можно больше продуктов, потому что есть возможность обмена. Таким образом, возникает желание накапливать излишки продуктов внутри племени, рода, семьи.

Стремление к накоплению продуктов для обмена, в свою очередь, приводит к следующему. Если до сих пор, во время столкновения между племенами, пленников не брали, но убивали или, в более редких случаях, принимали в состав рода, то теперь начинают брать людей в плен, а затем заставляют их работать на себя, превращая их таким образом в невольников, в рабов. Следовательно, в эпоху патриархата возникает примитивное, или патриархальное, рабство. Возникновение рабства — один из первых признаков разложения первобытно-общинного строя.

Разложение родового строя

С XIV в. до н. э. начинается переход к железным орудиям (сначала — на территории Передней Азии). Входят в употребление железный плуг, железные топоры и лопаты. Применение железа оказало огромное влияние па технику сельского хозяйства и на развитие ремесел. Появляются кузнецы, а затем изобретается гончарный круг и ткацкий станок. Ремесло отделяется от сельского хозяйства: теперь ремесленник уже не занимается сельским хозяйством, а земледелец не бывает, как правило, занят ремеслом.

Важнейшим событием данной эпохи следует считать возникновение частной собственности. Появляется частная собственность па скот и на рабов, т. е. па тех пленных, которых превращают в рабов. Постепенно возникает также частная собственность на великий источник всех средств существования того времени — на землю и на орудия ее обработки. В связи с возникновением и развитием частной собственности появляется имущественное неравенство. Наряду с делением на свободных и рабов происходит разделение на богатых и бедных. Теперь в руках отдельных семей (или людей) оказываются лучшие земельные участки или большие табуны скота, тогда как другие семьи беднеют и разоряются. Выделяется родовая знать, которая обладает богатством и властью. Из среды этой знати выходят вожди племен, члены совета старейшин.

Родовые связи на этом этапе развития человеческого общества начинают ослабевать, их все больше заменяют связи между людьми по соседству, т. о. по общности занимаемой территории. Так складывается соседская (или территориальная) община. Она возникает в эпоху разложения родового строя и продолжает существовать на протяжении многих и многих столетий, причем в некоторых странах сохраняется почти до XX в, (Индия, дореволюционная Россия).

Возникновение классов и государства

Развитие техники, появление частной собственности, рост имущественного неравенства и, наконец, распространение рабства постепенно приводят к тому, что общество начинает распадаться па большие группы людей, которые находятся в разном положении, К одной из таких групп принадлежат те люди, которые владеют землями, орудиями труда, рабами, но сами не трудятся. К другим группам принадлежат те, кто или живет собственным трудом (крестьяне, ремесленники), или ничем не владеет и вынужден работать на своих хозяев (рабы). Эти большие группы людей, занимающие такое различное положение в обществе, называются классами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *