Какие имена считались благородными на Руси?

Какие имена считались благородными на Руси?

Имена всегда имели значение и определяли социальный статус человека. Как только складывается социальная иерархия в обществе, появляются различные символические признаки, отделяющие один слой от другого. Титулы, звания, одежда и другие признаки сразу показывали, какое место занимает человек в обществе. Во многом схожую роль играли и имена, хотя в этой сфере все было не так строго.

В эпоху язычества и раннего христианства на Руси можно видеть, что такие имена как Ярослав, Мстислав, Святополк, Владимир – являлись преимущественно княжескими.

Это и понятно, поскольку в них были заложены символы власти и величия: «слава», «владение», «войско».  К таковым же относились имена варяжского происхождения, поскольку именно из этой среды формировалась первоначальная знать при первых князьях Рюриковичах.

К ним относились собственно Рюрик (это имя еще не раз будет встречаться у русских князей до XIII века) – переводилось как «великая слава», Игорь – «посвященный богу плодородия», Глеб – «любимец бога», Олег, как и женский вариант этого имени – Ольга – означает «освящённый-ая».

В дальнейшем князей называли этими именами в память о предшественниках – то есть, соблюдался родовой принцип, при котором свойства знаменитого предка переходят потомку. Такие древнеславянские имена как Велимудр, Вышата («высокий») – обычно были свойственны боярским родам – подчеркивают мудрость и родовитость. Простые люди давали своим отпрыскам и имена более обыденные, например – Первуша, Вторак, Третьяк – по времени рождения.

После принятия христианства имена давались в соответствии с днями почитания святых. Это во многом уравнивало систему имен для разных слоев населения.

Например, одни из самых распространенных русских имен – Иван и Василий – могли носить как князья, так и крестьяне. Но со временем даже среди христианских имен возникает своя дифференциация. В каждый исторический период возникает определенная мода на имена. Так если до XIII века среди князей все еще были популярны славянские имена, вроде Всеволода, Ярослава, Святослава и т.д., то с XIV века они почти исчезают, как и традиционное двуименное наименование (сочетание имени крестильного и славянского).

На смену им приходят чисто христианские имена. К числу благородных относились: Федор, Никита, Василий, Дмитрий, Михаил, Александр, Юрий, Андрей, Константин. Чаще всего это были фамильные имена, повторявшиеся в разных поколениях. Они были популярны вплоть до петровской эпохи.

Любопытна трансформация имени Иоанн (Иван), производимое от одного из самых почитаемых христианами пророков – Иоанна Крестителя, и означавшее  в переводе с древнееврейского «благодать божия».

До XVI века это было имя аристократичное. Недаром его носили четыре представителя правящей в Москве династии. У простого народа особого хождения оно не имело. Но после смерти Ивана Грозного количество называемых таким именем детей знати резко снизилось, поскольку Грозным он был преимущественно в отношении благородных фамилий.

Поэтому реликтами становятся имена царя Ивана V Алексеевича и императора Ивана VI Антоновича. И, наоборот, простой люд за те же деяния Грозного уважавший, все чаще стал использовать его имя. В Российской империи это имя почти полностью исчезает из ономастикона благородных, прочно привязавшись к простонародью. Возможно поэтому оно становится сравнительно редким в советское время, особенно в его поздний период, когда благородных вроде бы и не было, но возникает мода на их имена.

С формированием купечества появляются имена, которые, с определенной натяжкой можно назвать купеческими: Савва, Акинфий, Артамон. Была в XVII веке народная поговорка, отделявшая крестьян от купцов: «Артамоны едят лимоны, а мы, молодцы, одни огурцы».

Даже те имена, которые имели хождения как у простонародья, так и у знати – Иван, Мария, Василий, Георгий, Даниил теперь только у знатных людей именовались в полной форме, превратившись у простого люда в Ваньку, Марью, Ваську, Егора, Данилу.

Уничижительность имени должна была показать разницу между благородными и простолюдинами. Недаром даже знатный человек, обращавшийся к царю, стремясь показать свое ничтожество по сравнению с царской особой, назвал себя в уничижительной форме.

Конечно, благородство человека подчеркивало также ношение отчества. Если крестьянин назывался обычно, например – Иван, Петров сын. То знатный человек – Иван Петрович.

Какие имена считались благородными на Руси?

В имперское время набор благородных имен несколько меняется. Одним из популярнейших становится имя Петр – в честь создателя империи. Перечень благородных имен пополнился также такими именами, как Сергей, Николай, Илларион, Виктор, Евгений, Викентий, Иннокентий, Леонид. Такие имена крайне редко встречались у простых людей.

Несколько слов нужно сказать о женских благородных именах. В Древней Руси к таковым можно отнести Евпраксию, Анастасию, Анну, Елизавету, Марию, Евдокию, Феодосию, Софью – это наиболее ходовые имена княгинь, боярынь – византийского происхождения, взятые в основном от имен греческих христианских мучениц.

В имперское время большую популярность приобретают имена романского происхождения в связи с модой на все французское – Полина, Юлия, Наталия. Кроме того, модно было произносить имена на французский манер: Жюли, Натали, Мари, Катрин, Аннет, Марго. Некоторые женские имена из простонародных перешли в благородные благодаря литературе.

Так Пушкин дал своей героине простое имя Татьяна, стремясь показать ее народность. Но после этого число Татьян – дворянок стало зашкаливать. Но нужно отметить, что набор женских имен от эпохи к эпохе менялся медленнее, чем мужских.

Советское время ликвидировало благородное сословие и соответственно барьеры между именами. Но все-таки, особенно в послевоенный период с его урбанизацией и стремлению повысить социальный статус и советские люди стали чаще давать своим детям имена, которые когда-то считались благородными.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий