Какой был бюджет Руси в разные эпохи?

Какой был бюджет Руси в разные эпохи?  

 Как только появилось Древнерусское государство, важной составляющей его функционирование становится финансовая деятельность. Это естественно, потому что для успешной работы таких элементов государственности как армия, государственный аппарат необходимо постоянное, рассчитываемое заранее, регулярно пополняемое соответствующими инструментами финансовое обеспечение – то, которое и принято называть французским словом бюджет, появившимся в России только в XVIII в.

Конечно, на раннем этапе существования Древнерусского государства говорить об полноценном упорядоченном бюджете не приходится, поскольку он формируется с учетом строгого расчета доходов и расходов. И то, и другое в то время было весьма нерегулярным, трудно просчитываемым. Основной институт, возникший в процессе формирования государства, и регулирующий потоки, как доходов, так и расходов – это княжеская казна. В давние времена она именовалась «скотницей», поскольку первоначально роль денег исполнял скот. Специфика эпохи состояла в том, что казна пополнялась средствами как денежными, так и натуральными.

Главными источниками дохода в то время были: дань, собираемая с подвластных племен, посредством операции, называемой полюдьем – объездом князем этих самых племен. Но считать эту систему просчитываемой финансовой операцией никак нельзя. Размер собираемой дани не был строго установленным и зависел как от запросов князя, так и от возможностей племен. Чаще всего дань собиралась в натуральном виде, и уже потом трансформировалась в денежную форму путем ее продажи на торгах.

Ситуация усугублялась тем, что и единой денежной системы в ранней Руси, да и еще долго потом, не существовало. Широкое хождение имели монеты арабские, персидские, византийские и прочие. Собственная монета на Руси начала чеканиться только при Владимире I, да и то, чаще всего это была перечеканка иноземных монет. После того, как полюдье зашло в тупик в результате убийства киевского князя Игоря древлянами, совершенного именно из-за произвольности дани, княгиня Ольга упорядочила ее сбор, введя уроки (фиксированный размер дани, взимаемой со двора), и погосты – места сбора дани. После этого уже можно было, с учетом подсчета дворов планировать сбор определенного количества средств в казну.

Другим источником пополнения казны была военная добыча. Она была еще менее регулируемая, поскольку зависела от победоносности военного похода, экономических возможностей побежденных, частоты самих походов. По мере становления нормального государственного устройства этот источник имеет все меньшее значение.

С появлением зафиксированного законодательства появляется еще один источник пополнения казны – различного рода штрафы и сборы, которые взимались с преступников (вира), путешественников (например, мостовые, дорожные сборы), торговцев (торговые сборы).

Что касается затратной части казны, то в те времена она не отделялась от правителя и служила в том числе и его личным интересам. Большая часть шла на потребности двора, военные дела, в условиях постоянных войн, строительство городов и крепостей. Заложить все это в строгий план не представлялось возможным.

Новый толчок трансформации бюджетной системы дает объединение русских земель вокруг Москвы, начавшийся с XIV века.  Процесс централизации приводит к тому, что формируется бюджет центральный, пополняемый различными податями и налогами в пользу общегосударственного финансового ведомства – великокняжеской казны – направляемый на нужды двора и государства.

Наиболее затратными статьями расходов было содержание постоянно расширяющегося чиновничьего аппарата и постоянные войны. Это требовало как увеличения налогов и податей, так и расширения их видов. Основным источником поступлений казны становится поземельное налогообложение. Но к нему добавлялись различные дополнительные подати: за продажу товаров, за пересечение границ уездов и т.п.

Кроме центрального бюджета теперь появляются и местные, которые как складывались из местных доходов, так и должны были обеспечивать местные нужды. Правда первоначально сборы на местах шли на обеспечение («кормление») великокняжеских наместников и в гораздо меньшей степени тратились в интересах регионов. И только Иван Грозный отменил кормления, введя отдельный кормленичий окуп в пользу наместника, и отдельно сборы на местные расходы.

Важную роль для создания системы учета доходов и расходов имело оформление единой денежной системы. Реформой матери Ивана Грозного Елены Глинской была введена единая монета – копейка и единая счетная единица – рубль.

То есть в ходе складывания единого государства появляются признаки бюджетного регулирования финансовой системы, однако только признаки, поскольку действительного учета предполагаемых доходов и расходов еще не сложилось. Расходы казны носили ситуативный характер, так же как и сбор налоговых поступлений – по необходимости увеличить затраты на войну или содержание двора вводились различные чрезвычайные подати. Не было никакого законодательства, которое бы упорядочивало финансовые потоки.

Между тем необходимость в этом упорядочивании в государственном управлении постоянно возрастала, и особенно после Смутного времени, когда остро стал вопрос о восстановлении страны, содержании сложнейшей приказной системы. В условиях хронической нехватки средств важен был учет и планирование доходов и расходов. И вот в середине XVII века появляются сметы – планы расходов на определенные мероприятия. Пока было рано говорить о едином государственном бюджете, но переход от произвольной траты казенных средств к упорядоченной происходит, хотя и медленно. Можно вспомнить Соляной бунт 1648 г., возникший как раз из-за произвольного взимания налогов.  Как обычно в таких случаях к прогрессу в финансовой области приводят кризисы.

Какой был бюджет Руси в разные эпохи?  

В имперское время с его абсолютистской централизованной системой управления без выверенного бюджета уже не обойтись, и Петр создает целых три ведомства, ведавшее финансами – камер-коллегия определяла доходы, штатс-коллегия – расходы, а ревизион-коллегия – следила за первой и второй. Формально можно говорить о появлении бюджетной системы, но фактически законодательно закрепленного бюджета нет.

Петр, который все время царствования вел войну, вынужден был постоянно прибегать к произвольному налогообложению и не мог четко определять предполагаемые расходы. И даже его Ревизион-коллегия и фискальное, и прокурорское ведомства не могли уследить за повальным воровством из казны. Практически при Петре налогами облагалось всё и все как, например, введенная в 1718 году подушная подать, которая возлагалась на всех мужчин с младенчества или налоги на бани и бороды.

Основные расходы шли на военные нужды, строительство Петербурга, флота, мануфактур и запланировать их заранее было невозможно. Исследователи полагают, что окончательно бюджетная система сложилась в России с появлением специального Министерства финансов в 1802 году, которое уже сделало разработку бюджета своей обязанностью. Собственно тогда и входит в оборот слово «бюджет».

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий