Русская историческая традиция, как правило, рассматривает историю страны через деяния ее правителей, полководцев, крупных чиновников. Практически до сегодняшнего дня даже в учебниках исторические периоды связываются с рамками правлений князей, царей, генеральных секретарей и президентов. Если взглянуть на историю именно Руси (с XVII-XVIII вв. уже Россия), то люди незнатного происхождения редко встречаются на страницах летописей и сказаний. Однако все-таки встречаются.
Самый ранний случай значимого участия незнатного человека в исторических событиях, запечатленный в летописном сообщении под 992 годом. В это время вошли в киевские земли кочевники-печенеги.
Навстречу им выступил князь Владимир Святославич с войском, и встали противники по обеим сторонам реки Трубеж, притока Днепра. Печенежский хан предложил князю заменить битву поединком между выставленными бойцами. Если печенег, то три года кочевники будут разорять русскую землю, а если русский, то три года не будет набегов печенегов. Владимир согласился, но ужаснулся, когда увидел печенежского воина – огромную гору мышц.
Среди русских воинов не нашлось добровольцев вступить с ним в поединок. И тогда подошел к Владимиру старик и предложил выставить против печенега его младшенького сына, который остался дома. В хозяйстве своего отца он мял кожи.
В летописи у него нет имени, но в некоторых сказаниях его именуют Никитой Кожемякой. Князь не очень поверил в особую силу юноши, но тот на глазах Владимира вырвал кусок кожи с мясом у выпущенного против него быка. Хотя поединок был непростой для русского богатыря, ему удалось сдавить тело печенега до смерти. Печенеги отступили, а на месте поединка, где русский силач перенял славу у печенегов, Владимир заложил город Переяславль.
Другой легендарной личностью незнатного происхождения, оставившей свой след в русской истории, был знаменитый Илья Муромец. Несмотря на сказочную биографию у Ильи был реальный прообраз – похороненный в Киево-Печерской лавре преподобный Илия Печерский, по прозвищу Чоботок, который имел немало общих черт с богатырем.
В частности, родился в крестьянской семье, имел проблемы с физическим здоровьем. Обследование мощей Илии показало, что его позвоночник имел дефекты, свидетельствующие о парализованных в детстве ногах. О подвигах реального Илии ничего не известно, но обследование показало, что его смерть наступила от раны в области сердца.
Были обнаружены следы ранения и на руках, что свидетельствует, что он, будучи монахом, возможно, погиб в сражении примерно в XI-XII вв., то есть был современником не Владимира Красно Солнышко, а Владимира Мономаха.
Однако образ Мономаха в былинах слился с образом Крестителя, так что противоречие несущественно. Но степень схожести реального человека с былинным богатырем не так важна, как молва о нем, идущая из древности. Среди всех былинных богатырей – он наиболее народный и потому наиболее почитаемый в народной памяти. Добрыня Никитич явно из знатной семьи, Алеша Попович – из священников, и образ Ильи стоит гораздо выше их.
Еще один легендарный образ простого человека нашел себе место именно как высоконравственная личность. В «Повести о Петре и Февронии Муромских» знатный князь Муромский Петр живший в XIII в. был излечен от проказы простой крестьянской девушкой Февронией, и, вопреки давлению боярской знати, женился на ней, и они прожили долгую и счастливую жизнь и умерли в один день.
Оба они были канонизированы церковью. Как и в случае с Ильей Муромцем, здесь имеет значение не реальность личностей и событий, тот факт, что нравственная героиня имеет простое народное происхождение.
Люди незнатного происхождения иногда проявляли себя в деяниях редких для их сословия. Например, известный иконописец XIV-XV вв. Андрей Рублев. Большая часть известных иконописцев происходила из достаточно знатных семей.
Старший современник Андрея Феофан Грек – из знатной византийской семьи, последователь Андрея, Дионисий – из знатной татарской семьи. На самом деле точное происхождение Андрея не выяснено, однако большинство специалистов полагают, что фамилия «Рублев» свидетельствует, что иконописец вышел из ремесленников. «Рубель» – инструмент для выделки кож, и, по всей видимости, Андрей родился в семье кожевенника, хотя возможно и достаточно состоятельного, чтобы отправить сына на обучение иконописи.
Один из самых знаменитых людей из народа в истории Руси, конечно, был Кузьма Минин. Смутное время вообще вынесло на историческую сцену очень разных людей, потому что спасение страны – это дело не правителей, а народа. В XIX веке фигуру Минина в связке с князем Пожарским идеологи «теории православной народности» стали использовать как символ единства и гармонии знати и народа, что было большим преувеличением. Но в данном случае два этих разных по происхождению человека действительно сблизились несмотря на устои того времени. Но Смутное время разрушило много устоев.
Хотя Кузьма Минин-Сухоруков по всем понятиям эпохи был простолюдином, он не находился в низах общества. Происходя из зажиточной, даже богатой купеческой семьи, занимавшейся солеварением – весьма прибыльное тогда дело, он и сам преумножил свое благосостояние в Нижнем Новгороде мясной торговлей. При этом порядочностью и справедливостью сумел добиться уважения горожан, которые выбрали его земским старостой. Так что именно личные качества выдвинули его в вожди Второго земского ополчения, к которому затем примкнул князь Д.М. Пожарский.
Казалось бы, аристократ, хоть и обедневший, князь-рюрикович Пожарский должен свысока относиться к незнатному, хоть и богатому Минину. Но этого не произошло. Пожарский относился к Минину как равноправному партнеру и постоянно держал с ним совет. Показателен эпизод, когда силы Второго ополчения подошли к Москве летом 1612 года Дмитрий Пожарский поехал на встречу с лидером остатков Первого ополчения князем Дмитрием Трубецким, взяв с собой Минина. Трубецкой пришел в негодование: как мог Пожарский приехать на совет князей вместе с этим купчином и общаться с ним на равных. Пожарский отказался отсылать Минина.
В итоге в истории страны князь Пожарский и простолюдин Минин навсегда остались спасителями Отечества, а вот Трубецкой, хоть и получил такое же официальной прозвание в 1613 году, – фигурой сомнительной.
Еще одной значимой, хотя и загадочной фигурой Смутного времени стал всем известный костромской крестьянин Иван Сусанин. Хорошо известна история, как он спас первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича от поляков, заманив их в непроходимые дебри. Однако подробности этой истории не сообщает ни один исторический источник и в основном содержаться в опере М. Глинки «Жизнь за царя» XIX века, который позаимствовал ее у другого Глинки – историка Сергея Николаевича, который, в свою очередь, ее полностью выдумал.
Единственным источником, который вообще сообщает о подвиге Сусанина, была грамота Михаила Федоровича, данная родственникам Сусанина, за то, что тот не выдал полякам местонахождения царя и был ими замучен. Таким образом, не было никакого заманивания в дебри. Сусанин, тем не менее, пожертвовал собой ради спасения царя и государства. Эта история на самом деле не о подвиге Ивана Сусанина, а о том, что народ являлся спасителем государственности в лице своего представителя простого крестьянина Ивана Сусанина. Именно так это и подавалось в XIX веке, когда ставилась задача доказать, что народ и царская власть – едины.
Как можно видеть, отраженные в источниках деяния простых людей часто легендарны, но сам факт этих легенд показывает, что обычные люди часто решали судьбу страны в переломные моменты истории или, во всяком случае, сам народ видит именно в своих представителях, а не в знатных людях, главных творцов истории.