Первый сбитый самолет Иваном Кожедубом

Иван Кожедуб

5 июля 1943 года гитлеровские дивизии, сосредоточенные на Курской дуге, перешли в наступление. Враг пытался вогнать в боевые порядки наших войск мощные танковые клинья, прорвать фронт, выйти на оперативный простор.

В бой вступили огромные силы пехоты, танков и артиллерии, поддерживаемые многочисленной авиацией. Фашистских самолетов было так много, что с первых же часов сражения наши летчики поняли: борьба с врагом предстоит жестокая, длительная, упорная.

Иван Кожедуб, взлетая по боевой тревоге, помнил слова командира полка:

— Ребята, крепко держите воздух!

Летчик понимал, какого огромного напряжения воли потребует разгоравшаяся битва. Невольно глаза его искали машину командира эскадрильи. Вот он, «лавочкин» старшего лейтенанта Федора Семенова — молодого широкоплечего человека с обожженным в одном из воздушных боев лицом.

Кожедубу с первого дня понравились спокойствие и рассудительность командира. Все располагало в нем — и быстрая, решительная походка, и доброжелательность, с которой он встретил молодых пилотов, и манера обращения с ними, еще необстрелянными истребителями.

Сейчас он спокойно, уверенно вел свою группу навстречу самолетам противника. Из всей массы вражеских машин Семенова привлек отряд пикирующих бомбардировщиков «Юнкерс-87». В нем было около трех десятков начиненных бомбами самолетов.Сбитый юнкерс

Атакуем юнкерсы! — распорядился комэск.

«Лавочкины-5» ринулись в атаку. Сверху им пытались помешать шесть «мессершмиттов» прикрытия. Опытный комэск, предвидя это, разделил свои силы.

Одним летчикам он приказал связать боем «мессершмитты», а сам во главе с другими прорвался к «юнкерсам», отколол от строя головной бомбардировщик и пушечной очередью сбил его.

Кожедуб оказался в той группе «Лавочкиных», которые атаковали бомбардировщики. Он старался подражать своему комэску. Его охватило какое-то самозабвение, но в то же время он старался не упустить ни одной мелочи, действовать стремительно, но с расчетом.

Наметив себе немного приотставший «юнкерес», Кожедуб сблизился с ним почти вплотную и нажал гашетку, огненные трассы впились во вражескую машину, прошили ее насквозь, она загорелась, стала падать. Неужели сбил? Да, сбил! Все запело в душе Кожедуба. Ведь это — его первый успех, первая победа. Сбил! Сбил! Сбил!..

Но долго радоваться и торжествовать нельзя. Эскадрилья продолжает бой. На смену разгромленной группе «юнкерсов» в небе появляется новая. Кожедуб близко подвел «лавочкин» к одному из «юнкерсов».

Но бортовые пушки молчали. Вот еще один боевой урок — огонь по врагу вести надо расчетливо. Об этом, когда эскадрилья вернулась на аэродром, Кожедубу строго напомнил комэск.

— А в общем, — в заключение сказал он, — молодец!

Сколько разговоров было весь вечер среди молодых пилотов, только теперь во всех деталях переживавших бой. Он был успешным не только для Ивана Кожедуба. Отличились в этом вылете и многие его товарищи — однополчане. А в 3 часа утра эскадрилья снова пошла в воздух. И снова успех — Кожедуб сбил два вражеских самолета.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий