Половцы, (Куманы)

Половцы

Половцы (или Куманы) – это тюркские кочевые племена, составляющие западную ветвь союза Куман-Кипчак.

Язык Куманов и значение слова cuman

Язык Куманов засвидетельствован некоторыми средневековыми документами и является самым известным из раннетюркских языков. Кодекс куманов, созданный итальянскими торговцами и немецкими миссионерами в период между 1294 и 1356 годами, являлся лингвистическим пособием для тюркско-куманского в средние века, призванным помочь католическим миссионерам общаться с куманами. Он состоял из латино-персидско-куманского глоссария, грамматических наблюдений, списков потребительских товаров и куманского фольклора. В настоящее время он находится в венецианской библиотеке.

В середине XI века куманский язык претерпел некоторые изменения из-за связи некоторых половцев с еврейскими хазарами.

Первоначальное значение слова cuman неизвестно, также неясно, относится ли оно конкретно только к куманам или же и к ним, и к кипчакам, так как два племени часто жили бок о бок. Однако, в тюркских языках вариации одного корня qu, qun, qūn, quman или qoman означают «бледный, желтый, кремовый», «бледно-желтый» или «желтовато-серый».

Хотя есть предположение, что данное название характеризует куманов через цвет волос, Имре Баски, видный тюрколог, предлагает такие объяснения происхождения племенного имени, как: цвет лошади (поскольку среднеазиатские породы лошадей (например ахалтеки) имеют характерный кремовый окрас), традиционное водное судно, известное как quman, тюркское слово со значением «сила» или «войско».

В восточнославянских и польских языках они известны как половцы, происходящие из славянского корня polvъ со значением «бледный, светло-желтый, блондин». Возможна и другая версия происхождения слова «половцы»: славянское корневое pȍlje означает «поле», что может напоминать о месте обитания этого народа, ведь половцы были «людьми поля», или «людьми степи».

В германских языках половцев называли такими словами, как folban, vallani или valwe – все производные древнегерманского слова со значением «бледный». В немецком повествовании Адама Бременского и Матфея Эдесского  куманы называются «белокудриками». По-венгерски куманов звали кун, куун и кунок (kun, qoun, kunok), что на старовенгерском означает «кочевник», но позже этот термин использовался исключительно по отношению к куманам без кипчаков.

Считается, что слово «кипчак» является составным от иранских kip «рыжий, блондинистый» и cak/chak «скиф». Конфедерация и совместный быт значительно затруднили задачу историков, пытающихся отделить историю одной нации от другой.

Как уже отмечалось выше, неизвестно, было ли название «кипчак» только обозначением племени кипчаков, или так же относится и к куманам. Обе народности в конечном счете слились воедино, потому что жили вместе и, возможно, обменивались оружием, культурой и языками. Куманы расположились на западной половине Конфедерации, в то время как кипчаки и Кангли/Канкалис , правящий клан печенегов, охватывали восточную половину.

Заселение территорий куманами

Во времена монгольского нашествия 1237 года большинство куманов стали искать прибежища в землях Венгрии, потому как многие куманы еще до вторжения поселились в Венгрии, Болгарии и Турции.

Связанные с печенегами, они населяли Куманию, смежную к северу от Черного моря область, простиравшуюся вдоль реки Волги, и часто вмешивались в политическую жизнь Кавказа и империи Хорезма. Куманы слыли жестокими и грозными кочевыми воинами евразийской степи, оказавшими сильное влияние на развитие средневековых Балкан.

В конце концов, многие куманы обосновались на западе Черного моря, влияя на политику Киевской Руси, Галицко-Волынского княжества, Золотоордынского ханства, Второй Болгарской Империи, Королевства Сербии, Королевства Венгрии, Молдавии, Королевства Грузии, Византийской империи, Империи Никеи, Латинской Империи и Валахии, и в каждом конкретном случае куманы успешно внедрялись в элиту страны.

Куманы также играли выдающуюся роль в четвертом крестовом походе и в создании Второй Болгарской Империи. Вскоре пять десятков племен Кумана и Кипчака объединилась с целью создания Конфедерации Куман-Кипчак.

Основным инструментом политического успеха куманов была военная сила, которая была сильнее любой враждебной балканской группировки. Группы половцев ассимилировались с местным населением в Балканском районе, а поселенцы куман основали три последовательные болгарские династии – асениды, тертериды и шишманиды, а также династию валлаш. Однако, некоторые средневековые записи относят династии Басараб  и Асенида к династиям Влаха.

История и этническое происхождение куманов

Этническое происхождение куманов остается неопределенным: светлые волосы и кожа и голубые глаза заставляют историков недоумевать. Хотя их антропологические характеристики свидетельствуют о том, что географически они могут выходцами из Центральной Азии, Южной Сибири или района реки Хуанхэ в Китае. Роберт Вольф утверждает, что этнически куманы не были тюрками.

Невозможно установить, завоевали ли кипчаки куманов или они просто представляют собой западную массу преимущественно кипчак-тюркоязычных племен. «Жертвой» миграции куманов на запад стало Кимекское ханство (743–1220 годы), которое распалось, но затем перегруппировалось под руководством Кипчак-Кумана.

Куманы переступили луга современной южнорусской степи в XI веке и продолжили нападать на Византийскую империю, Королевство Венгрии, Княжество Переяславль и Киевскую Русь.

кыпчаки

Ввод войска куманов в этот район заставил находившихся там турков-огузов сместиться на запад, что, в свою очередь, привело к перемещению печенегов на западную сторону от Днепра. Постоянные наступления куманов, с одной стороны, и русичей с другой заставили людей Огуза выйти из степи и поселиться севернее от Черного моря. В Буджаке (Бессарабию) куманы впервые оказались где-то в промежутке с 1068 по 1078 год. В 1078 году совместно с печенегами они начали поход на Адрианополь, а также сразились с Русью. В русской летописи есть упоминания о войсках куманца Емека, которые были активны в районе Волжской Болгарии.

Обширная территория Куман-Кипчакского царства состояла из слабо связанных между собой племен, которые, хотя и представляли собой доминирующую военную мощь, никогда не были политически объединены централизованной властью, а их ханы действовали по собственной инициативе. Куман-Кипчаки так и не создали полноценное государство, вместо этого они сформировали Конфедерацию, которая простиралась от Дуная на западе до Тараза (современного Казахстан) на востоке. Это стало возможным благодаря длительному периоду затишья, в течение которого монголы не нападали на них, что могло как продлить существование Конфедерации, так и ускорить ее уничтожение.

Половцы взаимодействовали с княжествами Руси, Болгарии и Византии, балканским государством Валах, кавказскими Арменией и Грузией и с центрально-азиатской империей Хоризма. Куманы торговали с выходцами из Азии, направлявшимися в Венецию. У них имелся коммерческий интерес к Крыму, с которого они брали дань.

Крупным торговым центром считался древний портовый город Судак. Корабли причаливали к нему, наполненные одеждой и рабами, а увозили меха буртасов, бобров и белок. Благодаря своему обширному политическому влиянию куманский язык стал основой для языков региона франков. Еврейские и армянские общины на Караиме и Крыме быстро переняли язык, и сохранилось множество документов, написанных по-кипчакски, но армянскими буквами.

На протяжении веков с переменным успехом половцы противостояли различным народностями. Нередко они сталкивались на полях боя со все сплочавшимся войском Киевской Руси. В 1185 году в районе реки Каяла на куманов напал Игорь Святославович, глава Новгород-Северского княжества, но потерпел поражение. Эта битва была увековечена в эпической русской поэме «Сказка о полку Игоре» и опере Александра Бородина «Князь Игорь».

Динамичная схема нападений и контратак между русичами и куманами указывает на то, что обе разобщенные в себе народности редко, если вообще когда-либо, могли достичь такой степени единства, необходимой нанесения смертельного удара друг по другу. Последствия атак половцев на Русь особенно сказались на ту европейскую часть, на которой располагались Кавказ и Дунай.

В союзе с болгарами и влачами куманы сыграли значительную роль в Восх-Булгарском восстании во главе с братьями Асеном и Петром из Тарново, что привело к победе над Византией и восстановлению независимости Болгарии в 1185 году. Иштван Вассари заявляет, что без активного участия куманов, влахо-болгарские повстанцы никогда не смогли бы одержать верх над византийцами и, в конечном счете, без военной поддержки куманов болгары никогда не смогли бы снова воспрянуть, как нация. Куманы еще долгие десятилетия служили у болгар в качестве наемных воинов, защищая их территориальную и политическую целостность.

Миграция куманов

Как и большинство других народов средневековой Восточной Европы, куманы выступили против неуклонно продвигающихся вглубь континента монголов во главе с Джебе и Субутаем. Во время первого своего столкновения половцы потерпели поражение и лишись своих ханов: Данило Кобакович и Юрий Кончакович были убиты в одной из атак. Оставшаяся часть куманов во главе с военачальником Ханом Кётен попросила помощи у русский князей Мстислава Романовича Галицкого, Юрия II Владимир-Суздальского и Мстислава Святославовича Черниговского.

Объединенные русские и куманские войска попали в ловушку хитрых монгольских воевод, организовавших лжеотступление, отведя небольшой отряд воинов вперед и атакуя с задних флангов. После монгольского нашествия началась крупномасштабная миграция куманов на запад. Некоторые куманы также перебрались в Анатолию, Казахстан и Туркменистан.

половцы

Летом 1237 года Болгария ощутила на себе первую волну куманской миграции: они пересекли Дунай, проследовали через Фракию до Адриануполиса и Дидимотихона, грабя и разрушая города и поселения, да так, что местность Фаркии стали называть «скифской пустыней». А болгарский царь Иван Асен II, уже имея опыт общения с воинами-половцами, даже не пытался им помешать, все, что ему оставалось – молча смотреть, как куманы переходят через его Болгарию в южном направлении.

Прямое нападение монголов на Куманию произошло только в 1238–1239 годах. Сокрушительный удар по разобщенным половцам был нанесен в 1241 году, и Конфедерация Кумана-Кипчака перестала существовать как политическое образование. Оставшиеся племена куманов постигла разная участь. Одни рассеялись и ассимилировались среди местного населения монгол (татар) и присоединились к Золотому Ордынскому ханству (в качестве Кипчакского ханства). Культурное наследие тех оставшихся куман-кипчаков было передано монголам, чья элита приняла многие черты, обычаи и язык куманов и кипчаков. Во второй половине XIII и первой половине XIV века они приняли ислам.

Другие половцы спасались бегством в Византийскую империю, Вторую Болгарскую империю и Королевство Венгрии, где в будущем стали занимать видное положение среди знати и даже стали королями. Никейский император Иоанн III Дукас Ватацес, на чьи земли совершали набеги куманы, попытался заслужить их благосклонность при помощи подарков и дипломатии. После их согласия стать его наемниками, императору удалось расселить большинство из них в Анатолии и в регионе к востоку от Филадельфии. Большинство из этих куманов поступили в никейскую армию и вскоре прошли обряд крещения. Политика Ватацеса в отношении куманов отличалась крупномасштабностью и увенчалась успехом.

Иные куманские сопротивленцы, не желавшие покидать родину после сокрушительного поражения и «роспуска» кумано-кипчакского союза, были обращены в рабов и отправлены в Египет для продажи. Там они смогли стать мамлюками (рекрутерами военной службы), которые впоследствии завоевывали титулы султанов, эмиров и беев. В таких качествах гордый остаток куманов еще долгое время нападал на татаро-монголов.

Религия куманов

Куманы практиковали шаманизм и тенгризм (обожествление небес). Их система убеждений носила анимистический и шаманский характер. Они боготворили своих предков и делали мертвым подарки: чем богаче был даритель, тем он должен был быть щедрее.

У половцев были свои шаманы, называемые камами, которые занимались пророчествованием. Куманы использовали иранские слова, чтобы обозначить свои основные религиозные понятия: учучмак, означающий «улет, рай» и кешен, означающий «гнездо» (концепция заключалась в том, что душа имеет форму птицы).

Похороны для важных персон включали сначала создание насыпей, затем помещение мертвых внутрь, а также различных принадлежностей, которые, как считалось, могли быть ему полезны в загробной жизни, например, предметы утвари, одежда, лошадь и даже слуги или рабы.

В практике куманского шаманизма использовались животные, особенно волк и собака. Вообще собака была священна для куман-кипчаков. Целые кланы могли быть названы в честь той или иной породы собак. У них были шаманы, которые общались с миром духов. Особенно часто обращались к провидцам, если дело касалось очередных походов.

Наследие

Поскольку куманы перестали иметь свое собственное государство, они постепенно поглощались евразийским населением (некоторые семьи в Венгрии, Болгарии, Македонии, Турции, Румынии, Грузии, Казахстане, татары в Крыму).

Следы куманов все еще можно найти на просторах, простирающихся от Китая до Македонии.

Также считается, что этимологическое название Азовского моря является производным от одного из куманских князей по имени Азум, или Асуф, который был убит в 1067 году, защищая город в нынешнем регионе моря.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *