Пробиться к Ленинграду

поезд на войну

В Калинине 4-й гвардейская стрелковая дивизия восстановила людские потери. Получили новую технику, коней. Все 76-мм орудия тогда были на конной тяге, а гаубичные батареи — на механизированном ходу. Офицеры щеголяли в новом обмундировании со шпорами на сапогах. По этому поводу было много острот и шуток. Но уставная форма — обязательна, как приказ.

Шесть дней мы жили мирной жизнью. Не стреляли, не рыли окопов и могил, не жевали хлеб пополам с пеплом и пылью. Но война не затихала, и мы понимали, что скоро в бой.

Поэтому вызов к комполка ночью нас врасплох не застал. Квак объявил приказ о завершении переформирования и погрузке в железнодорожные составы. Точный маршрут неизвестен, но известно главное — на фронт.

И вот погрузка в эшелон окончена, мы едем. В товарных вагонах без буржуек холодновато. Нам же повезло — едем в месте с лошадьми. Правда, запахи не розовые, зато тепло, ночуем в сене. Рассвело, выглянули из нагона — батюшки, Москва! Но в столице мы не задержались, а направились к Ярославлю.

Вскоре нам стало ясно, что следуем на защиту Ленинграда. В пути подкупили продуктов: булок, колбасы. Это были последние свежие булки для меня и моих товарищей на все годы войны. Соседями по вагону оказались младшие лейтенанты Иван Каракунов и Владимир Раевский. Оказались не совсем случайно, поскольку мы уже дружили.

Едем через Данилов, Вологду, Череповец, Волховстрой. А вот красавица-гидроэлектростанция, первенец ГОЭЛРО. Все ощутимее приближение фронта: разбомблены станционные строения, мосты, железнодорожное полотно. Но израненная ГРЭС продолжает работать. Где-то перед Волховстроем выдали топографические карты.

Почти пригород Ленинграда не успели отъехать от Волховстроя — воздушная тревога Открыли огонь зенитные установки на платформах, заработала артиллерия ПВО Ленинграда, появились наши ястребки. Их сначала прозвали «чайками». Это были самолеты И-16. Они смело вступали в бой с «мессерами»!

Некоторое время мы продолжали движение по разбитому железнодорожному полотну. Но вот остановка. Раз дается команда: «Выходи!» Приступили к выгрузке. Ориентируемся по карте — станция Войбокало. Почти на берегу Ладоги. Ночь, тьма. Повезло. Гарантированы от внезапного нападения авиации противника. Никаких костров и фонарей, лишь на северо-западе полыхают пожарища. Это горит Ленинград. Сердце переполняется ненавистью к врагам, все мысли о страданиях ленинградцев.

При разгрузке пришлось вновь приспосабливаться к необычным условиям. Лошади из вагонов прыгать не могли, а платформы не было. Нашли двери разбитых вагонов, смастерили мостки. Во время выгрузки получили приказ о дальнейшем маршруте, узнали район сосредоточения и боевую задачу. К рассвету 16 сентября закончили выгрузку и форсированным маршем двинулись в район боевых действий.

Бои за Ленинград

В этот же день наш полк вступил в бой за Ленинград. Стрелковые полки с ходу пошли на сближение с врагом в районе Апраксина. Вышли на правый берег реки Черная, притока Невы.По этой реке до Ленинграда — рукой подать. Здесь попали под ожесточенный огонь противника, и все же продвижение не прекратили.

КП штаба артполка расположился в лесу близ Апраксина городка. Раньше здесь было поместье адмирала Апраксина, сподвижника Петра I. От поселка не осталось ни одного строения — все было уничтожено вражеской авиацией и артиллерией.

Ожесточенные бои разгорелись за поселок Тоновая Линка, что на берегу Ладоги. Он много раз ,переходил из рук в руки и, наконец, был взят одним из полков нашей 4-й гвардейской. Мы радовались, что километр за километром приближаемся к Ленинграду.

До города оставалось километров 15—17, а до войск Ленинградского фронта и того меньше. Удалось не только оттеснить фашистов, но и исключить их соединение с финнами. Продвигаться вперед становилось все сложнее. Фашисты превратили территорию вокруг города в глубоко эшелонированный плацдарм: зарытые танки, большая насыщенность артиллерией, дзоты и доты. К этому прибавились топкие болота, минные поля и проволочные заграждения.

Один комментарий на тему “Пробиться к Ленинграду

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *