Проблемы танков КВ-1 и КВ-2

Проблемы танков КВ-1 и КВ-2
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (12 оценок, среднее: 4,33 из 5)
Загрузка...

Вo время боев на Карельском перешейке нашим ремонтни­кам не раз приходилось вытаскивать из-под огня подбитые на поле боя танки. Делали это боевыми машинами, совершенно не приспособленными для такой работы. Более целесообразно было бы создать специальную ремонтно-эвакуационную ма­шину, и Ж. Я. Котин, в инициативном порядке, к этой работе приступил.

Старшим инженером проекта он назначил одного из самых опытных конструкторов Н. В. Халкиопова. За основу взяли хорошо показавшее себя в эксплуатации шасси танка КВ, сохранив его мощное бронирование. Вместо орудийной башни поставили бронированную кабину для экипажа со смотровы­ми приборами. С помощью вмонтированной в корпус лебедки и оригинального такелажного оборудования экипаж тягача мог ремонтировать поврежденные танки прямо на поле боя, а при необходимости эвакуировать их.

Проект 30-тонной машины был закончен в 1940 году. Однако командование бронетанковых войск не оценило по достоинству эту разработку. Только поэ­тому в начавшейся вскоре Великой Отечественной войне наши танкисты не имели этой машины. Специальные танковые тя­гачи появились на фронте только в 1944 году, а могли быть готовы к началу войны…

Тем не менее боевой опыт, приобретенный в ходе советско- финляндской войны, послужил развитию не только военного искусства, но и военной техники. В пороховом дыму линии Маннергейма развеялись многие сомнения относительно того, иметь или не иметь тяжелые танки.

Теперь всем стало ясно, что тяжелые танки, предназначенные для прорыва вражеских укреплений, армии нужны, вопрос стоял лишь о том, какую конструкцию следует избрать.

Вопрос этот в пользу танка КВ был решен во время показа лучших образцов бронетанковой техники в Кремле 17 марта 1940 года. С особым интересом осматривали там тяжелый танк КВ, побывавший в бою на Карельском перешейке, на его бро­не остались следы вражеских снарядов.

Не удовлетворившись этим, в те же дни под Москвой танк KВ испытывали обстрелом. И здесь броня выстояла. Лишь одним снарядом, залетевшим в стык между корпусом и башней КВ, заклинило башню.

В то время, когда проходили эти испытания, войска армий наших вероятных противников не располагали еще достаточно мощными противотанковыми пушками. Так, например, пушки немецких танков T-III и T-IV с расстояния в 100 м броне­бойным снарядом могли пробить броню толщиной не более 31 мм. 45-мм броня «тридцатьчетверок» была им недоступна, что же было говорить о 75-мм броне тяжелых танков КВ-1 и КВ-2, ставших уже серийными машинами Кировского за­вода!

Проблемы танков КВ-1 и КВ-2Между тем завод продолжал выпуск танка Т-28 и кон­структоры СКБ-2 усиленно занимались его модернизацией. Весной 1940 года, совместно с артиллерийским КБ конструк­тора В. Г. Грабина, кировцы сделали попытку вооружить танк Т-28 пушкой калибра 85 мм. Более трех месяцев велись опыт­ные работы, пока в тесном боевом отделении удалось поме­стить грабинскую пушку Ф-39, увеличив, естественно, раз­меры танковой башни. Испытания прошли настолько успешно, что конструкторы тут же решили поставить такую пушку в тяжелый танк КВ-1, где боевое отделение было побольше и потому проблем не возникало. Задачу эту решили успешно, о чем есть свидетельство самого В. Г. Грабина. В своих вос­поминаниях он писал:

«Очень хорошо встала новая пушка на место 76-мм Ф-32. Постреляли — результаты радовали… К со­жалению, вопрос о вооружении танков КВ новыми 85-мм пуш­ками конструкции В. Г. Грабина ушел в инстанции и… там почил. К нему вернулись только в 1943 году.»

Модернизация танка Т-28 между тем шла по многим на­правлениям. Поскольку слабым местом серийных танков оста­валась ходовая часть машины, Ж. Я. Котин еще в 1937 году подписал чертежи подвески, основанной на спиральных пру­жинах. Но возникшие сложности в их изготовлении не позво­лили тогда перейти на новую подвеску. В 1938 году на танке Т-28 в третий раз заменили основное орудие: вместо пушки КТ-28 поставили новую танковую пушку Л-10, тоже Киров­ского завода, с длиной ствола 26 калибров.

В 1939 году в кор­мовой нише орудийной башни установили пулемет, названный конструкторами «ворошиловским», поскольку сделали это по его приказу. Начиная с осени 1939 года танк выпускался с бро­нированными экранами. Благодаря им толщина лобовой брони доводилась до 50—80 мм, а бортовой — до 40 мм. Но и масса машины при этом увеличилась на 7 т по сравнению с танком 1932 года, когда эту модель впервые приняли на вооружение. Но развитие противотанкового вооружения требовало более радикальных мер по усилению броневой защиты танков.

Полу­меры, вроде экранировки, уже не могли поправить положения. Поэтому в 1940 году, когда усилия конструкторского коллек­тива были сосредоточены на создании новых моделей тяжелых танков, Т-28 был снят с вооружения. За восемь лет выпуска таких танков было изготовлено 503, причем 411 из них к на­чалу Великой Отечественной войны находились в войсках. Опыт, накопленный конструкторами и танкостроителями Ки­ровского завода в процессе производства и модернизации столь сложных машин, оказался очень полезным для дальнейших разработок.

Все конструкторские силы, высвободившиеся от забот по модернизации танка Т-28, главный конструктор направил на доводку основной модели танка КВ. Испытательные пробе­ги проводились по маршруту, проложенному по шоссейным дорогам, проселкам, целине между Красным Селом, Ки­пенью и Русско-Высоцким. Лучшие заводские водители тан­ков К. И. Ковш, В. М. Ляшко, В. И. Игнатьев, П. И. Петров, К. В. Трифонов и другие водили машины по 12 часов в сутки, днем и ночью, нарабатывая рекордные километражи. Так, на­пример, машина инженера-испытателя С. М. Касавина с во­дителем К. И. Ковшом с 14 по 27 июня 1940 года прошла 1500 км.

В ходе испытаний, естественно, выявились недостатки. Основным дефектом ходовой части была признана малая надежность катков. На одной машине, например, вышли из строя три левых, два правых катка и оба передних. Оказалась недостаточной прочность гусениц и торсионных валов. Не со­всем надежно работала коробка передач. Давал перебои ди­зельный двигатель. Все эти недостатки устранялись в ходе испытаний.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться
6 комментариев на тему “Проблемы танков КВ-1 и КВ-2
  1. Громоздкий неуклюжий танк был принят только потому, что назывался КВ т.е. Клим Ворошилов — все вранье и подхалимаж. Никуда не годился, сжигал уйму топлива, высота 3 с лишним метра не давала никакой маскировки, хоть и была непробиваемой для немецких пушек, но и сама особенно никого не могла подбить из-за низкой скорости и мелкого орудия 76 мм. Их бросали на поле боя десятками и сотнями потому, что ни вывести, ни заправить не могли. Косность военкомов великих кавалеристов Ворошилова и Буденного не дала развития не только танкостроению, но и самолетостроению перед войной. Они делали упор только на кавалерию.

    1. Все танки советские были полное УГ-читайте нормальных историков,а не лизоблюдов

      1. Ты не вап, а «перд» Как же тогда немчуре вонючей с их по-твоему превосходными танками еще в 41-м по едалу настучали? Молчи уж, козел драный!

  2. Как бы КВ в боевых условиях был даже лучше 34, в плане надежности, он уступал только в мобильности, 34 ломались чаще, но их было проще производить. Нехорошую славу заработал КВ 2, который не мог ворочать башней при наклоне рельефа и была перегружена трансмиссия. Губило все не опытность командиров и экипажа, не умевших использовать потенциал машин

  3. Просто можно свихнуться от тех, кто пишет «иксперд», видимо хотел писать «эксперт», но не вышло. Учите великий и могучий русский язык как следует, заодно историю, логику, экономику и много чего еще. Почитайте Виктора Астафьева, который писал: не было хуже Красной армии. Самая подлая, самая трусливая была Красная армия. Вот что он писал об армии в начале войны. Танки КВ были сняты с вооружения почти сразу после первых столкновений с нацистами. Все враки об их боеспособности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *