Как изобрели ноты?

Как изобрели ноты?

Вы можете представить себе музыкальное произведение? Не саму музыку, а письменную запись на листе бумаги. Некоторые, кто знаком с нотной грамотой, сразу начинают переводить ноты в звучание. Но другие люди, не знающие нот, не понимают, что можно увидеть на этой записи. И это обычное явление. Так как чтобы понять музыку, надо научиться её читать.

Запись музыки нотами – это сложный процесс. Но она помогает авторам музыкальных произведений выражать свои мысли и чувства, которые будут в последующем доступны нашим ушам. Но все эти закорючки и точки не были придуманы одним человеком. Это был длительный процесс, в котором участвовали многие музыканты. Он имел несколько этапов в своём развитии.

Использование нот также старо, как и сама музыка

Но свою историю мы начнём с 1025 года. Для крестьян это был очень тяжёлый засушливый голодный год. Но для знати он стал очень значимым. А для монахов, которые руководили церковными хорами, он стал воистину звёздным годом. В это время монах, которого звали Гвидо, появился в тосканском городе Ареццо.

После этого его так и стали называть – Гвидо д’Ареццо. О его биографии почти ничего не известно, но его вклад в развитие музыкального искусства огромен. Он научил Европу выражать себя в музыке. Им была организована передача звуков в группы – гексахорды. Они представляли из себя интервалы с шестью нотами. Это стало изобретением сольфеджио (ут, ре, ми, фа, соль, ля). Гвидо придумал способ более точного обозначения.

До Гвидо церковная музыка записывалась маркерами, которые назывались neumes. Ученикам выдавался пергамент, на котором были написаны слова, а над ними были другие, которые указывали направление. И это было как ноты.

Но неймус не указывал, какую именно ноту нужно петь. Он изображал лишь контур мелодии. Если эти обозначения над словами поднимались, то значит, надо было петь выше. И это была очень тяжёлая и трудная запись, которую не все понимали. Это было изобретение греков.

Как изобрели ноты?Когда Гвидо путешествовал по монастырям, то он обратил внимание, как юные певчие хора, с трудом справлялись с такой «нотной» грамотой. Им было трудно выучить песнопения. Тогда он задумался об единой системе записи, чтобы люди, которые раньше не слышали музыкального произведения, могли бы его легко исполнять. Для записи музыки он стал использовать четыре линейки, а не пять как сейчас. Одна из них помечалась «ключевым индикатором», который указывал на высоту тона (C или F).

Ноты изображались заштрихованными квадратиками (сейчас ноты обозначаются кружочками). Другие две линейки были окрашены в красный и жёлтый цвет. Жёлтый применялся для С, а красный для F. Так его ученики могли лучше определить, какой высоты должен быть звук. Это конечно же была прекрасная запись, но не совершенная. Она не могла долго храниться. Такие мензуральные записи делались для церковной музыки. Светская музыка стала записываться на пяти линейках. Гвидо для пения с листа использовал и пальцы руки, для обозначения линеек. Этот метод обучения стал называться Гвидовой рукой. Его использовали на занятиях с юными музыкантами вплоть до XX века.

А музыканты, которые играли на струнных инструментах по-прежнему пользовались табулатурами. В мензуральной нотации стали использоваться обозначения, которые мы можем увидеть и в современных нотных записях. Мензуральные знаки составляли из себя комбинации кругов, полукругов и точек. Таким образом, певчим стало легче запоминать хоралы. Изобретение Гвидо стало настоящим прорывом в мировой культуре.

В XVII веке получила развитие инструментальная музыка

Она стала доминирующей. Различные музыканты стали чаще сотрудничать друг с другом они пользовались разными записями музыки, как мензуралом, так и персоналом. Это затрудняло передачу информации. Струнникам сложно было понять вокалистов. Так в нотных записях стали появляться штрихи, ключи, динамические разметки и так далее.

История нотации очень длинная и глубокая. Сейчас все эти точки, волнистые линии, штрихи кажутся очень простыми. Но они передают сложный язык музыки и чувства автора. И слушая музыку, представляйте себе всё, что написано на листе. Всё это могут читать музыканты: от сложных фуг Баха до простой детской песенки. Ни один композитор не сможет передать без нотной записи все свои мысли. Музыканты просто не смогут исполнить сложное произведение, не зная нотной записи.

Персонал Гвидо стал началом в музыкальном искусстве, и это было чудом. Но он не был единственным изобретателем нотной грамоты. До Гвидо некоторые музыканты тоже записывали мелодии на линиях, а он увеличил их количество до четырёх. Но запись Гвидо представляла простую модель. То, что мы имеем сейчас в записи музыки, развивалось уже после Гвидо. Нота ур позднее была заменена на до – так легче было петь. Нота си тоже появилась уже после Гвидо д’Ареццо.

При записи музыки также используются итальянские слова. Итальянский язык стал языком музыки. Слова сопровождают все нотные записи, например, слово «стаккато» означает, что играть мелодию нужно отрывисто, резко. Или «адажио» – означает протяжно. После красивого исполнения публика кричит музыканту «Браво!». Итальянский язык используется для всех музыкальных обозначений, которые должен знать каждый музыкант. «Форте» – это громко, а «пиано» – тихо. Все эти обозначения инструктируют исполнителя музыки. Многие музыкальные инструменты названы итальянскими словами: виолончель, фортепиано, альт. Название опера тоже имеет итальянское происхождение. И всему этому дал начало Гвидо д’Ареццо.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий