Приказами называют административно-судебные учреждения, которые относятся к органам центральной и местной власти. Они были созданы во времена Московского государства. При этом далеко не каждому известно, когда конкретно появились приказы. Это случилось в период с конца пятнадцатого до начала шестнадцатого века. Таким образом формирование системы началось во времена правления Ивана III.
Происхождение слова «приказ»
В качестве государственных учреждений в России приказы, скорее всего, появились непроизвольно. При этом одному или нескольким лицам поручалось вести определенные дела. С этим связана этимология самого названия. Делами «приказывалось» ведать. Таким образом появился приказ. Учреждение иногда даже называли именем людей, которые осуществляли управление им.
К синонимам приказов относились «избы», «палаты», «дворцы» и «дворы». Тем не менее, эти термины отличались определенными особенностями. В частности, название избы и приказа изначально применялось смешанно. Однако впоследствии за одним управленческими органами закрепилось название «приказы», тогда как другие стали именовать избами.
Дворы и дворцы представляли собой структуры, которые преимущественно заведовали хозяйственной частью. Иногда этот термин применяли и для тех органов, которые осуществляли управление конкретными государственными областями.
История возникновения приказной системы
Создание приказной системы на Руси характеризуется определенными особенностями. При этом она прошла в своем развитии ряд этапов.
Создание и развитие приказной системы
Изначально правитель приказывал своим подданным управлять определенными делами. Но по мере развития государства эта система становилась менее эффективной. Потому на смену конкретным лицам пришли ведомства и организации. Считается, что первое учреждение создал Иван III. Это случилось в период с конца пятнадцатого до начала шестнадцатого века.
Приказы представляли собой основные органы центрального управления, которые ведали отдельными регионами или областями деятельности. В период правления Ивана Великого появилось 10 таких ведомств. При Василии III их число увеличилось.
Структура и состав приказной системы
Иван IV Грозный был первым, кто закрепил особенности работы этой системы на бумаге. В 1550 году появился Судебник, в положениях которого определялось число приказов и их главные полномочия. В тот момент существовало 80 таких учреждений.
Каждая из организаций занималась 2 основными направлениями деятельности. К ним относили судопроизводство и делопроизводство. Первым направлением заведовали судьи, а второе – находилось в компетенции дьяков и подьячих. Эти лица назначались и увольнялись по решению верховных властей. Выполнять конкретные поручения должны были пушкари, толмачи, недельщики, трубники.
Основным работникам требовалось посещать службу каждый день. Исключением считались воскресные и праздничные дни. Судьи могли принимать решения совместно, однако чаще всего это делалось единогласно с подачи главного сотрудника. Приказы функционировали от имени царя. Если вынесенное решение было спорным, жалобы рассматривала Боярская дума.
Период расцвета приказной системы
Как и другие начинания, реформа проводилась поэтапно. Создание такой системы стало реакцией на увеличение количества государственных задач. Сюда же относили потребность в контроле над присоединенными территориями. Количество и состав приказов постоянно менялись. Так, при возникновении патриаршества и начале освоения сибирских территорий стали появляться необходимые ведомства. В период Смуты число приказов, наоборот, сокращалось.
По мнению историков, период максимально расцвета системы пришелся на первую половину семнадцатого столетия. В тот период правили представители династии Романовых. Большое количество приказов было создано при Алексее Михайловиче. При этом многие из них находились в палатах Кремля.
Разделение полномочий в приказной системе: сложности и проблемы
Спустя некоторое время стало ясно, что созданный орган управления не всегда эффективно работает и во многом не отвечает задачам государства. Проблема заключалась не только в увеличении количества ведомств. Для системы были характерны неправильно распределенные полномочия и нечеткость иерархии. Обязанности часто перемешивались и даже вступали в противоречие друг с другом. Иногда в приказе выполнялось такое количество разнообразных дел, что он уже не отвечал своему исходному функционалу.
С течением времени система стала слишком громоздкой. Судьи и дьяки нередко игнорировали свои прямые обязанности и злоупотребляли положением. Несмотря на серьезные минусы, структура продолжала функционировать до начала реформ Петра I. Более того, отдельные учреждения и вовсе работали до середины восемнадцатого столетия.
Приказная система появилась во времена правления Ивана III с целью выполнения множества важных функций. При этом с течением она постоянно развивалась и совершенствовалась. Это происходило до того, как Петр I стал вводить новые реформы.