Гунны и их вождь Аттила

Gunny3

По пути своего следования, а также в процессе жизнедеятельности на новом месте обитания хунны быстро и легко общались и даже смешивались с другими народами и племенами. Так, к моменту переселения гуннов в Поволжье и Приуралье здесь жили угорские племена. В результате такого синтеза некоторые изменения претерпели внешний облик и культура хуннов.

Вторжение гуннов в европу

В этой связи принято различать центральноазиатских хуннов и восточноевропейских гуннов. Если о первых мы знаем благодаря китайским источникам, то о вторых нам известно из трудов европейских авторов. Примечательно, что с момента своего первого появления в Восточной Европе в середине IIв. и до середины IVв. о гуннах нет каких-либо сведений.

По всей видимости, в течение двухсот лет продолжал идти поток кочевых народов с востока, который вливался в гуннский этнос, до той поры, пока этот конгломерат не достиг критической массы, требующей выплеска вовне. Такой выплеск происходит в 60-х годах IV века, когда гунны переходят Волгу и начинают продвигаться в Европу. Здесь они в первую очередь столкнулись с аланами и готами.

gunny

Несмотря на ассимиляцию, гунны сохранили хуннскую тактику ведения боя, основанную на легкой и маневренной кавалерии. Гуннские всадники, вооруженные луками, способными поражать дальние цели, не сближаясь с противником, осыпали их градом стрел.

При попытках противника сойтись с гуннами в ближнем бою те, обладая прекрасной маневренностью и мобильностью, рассыпались в разные стороны. Аланы и готы, имея более тяжелое вооружение, так и не сумели приспособиться к тактике гуннов и к 375 г. были ими разгромлены.

Gunny-vsadniki

В конце IV века гунны, преодолев Кавказский хребет, стали совершать походы в страны Ближнего и Среднего Востока. Однако в этом регионе им так и не удалось углубить свое продвижение и в начале V в. они под натиском персов были вынуждены покинуть пределы Пе-

Ре’ !р[0сле относительной неудачи в персидских владениях гунны снова направляются на запад.

Переправившись через Дунай, они проникают в пределы Центральной Европы, пытаясь установить отношения с Римом. К этому времени контролируемая ими территория простиралась от Рейна до Волги.

Наивысшего расцвета гуннская культура достигла в так называемую эпоху Аттилы, который сумел не только объединить в одно целое западную и восточную части союза гуннских племен, создать мощное государство, простиравшееся от Кавказа до Эльбы, но и придать ему новое качество, с точки зрения культурно-цивилизационного измерения.

Аттила вождь гуннов

atillaАттила приходит к власти в 445 г. С этого времени он входит в поле зрения многих известных на европейском поприще государственных деятелей, военачальников, а также историков и исследователей- географов. Его имя становится знаковым на фоне исторически дряхлеющей Римской империи, кризиса отживающей и рождающейся новой исторической эпохи.

Многие притягательные черты характера Аттилы, особенно мужество, справедливость и толерантность, рождали желание воевать под его началом. Поэтому гуннская армия постоянно пополнялась представителями других народов.

В ней сражались остроготы, гепиды, руги и акациры, нередки были случаи, когда римляне и греки также действовали на стороне Аттилы, «предпочитавшие справедливость гуннского царя произволу и корысти цивилизованных римских чиновников». Интернациональный состав гуннской армии отмечается и в трудах современных европейских историков.

В оценке крупных исторических фигур всегда присутствует множественность подходов. Противоречивую оценку давали Аттиле уже при его жизни. Но имя этого гуннского полководца вошло в летописи и легенды многих народов.

В скандинавском эпосе «Эдда» он обозначен под именем Атли. Наиболее известным и значимым произведением о нем, в котором он выведен под именем Этцель, является немецкая поэма «Песнь о Нибелунгах», вошедшая в знаменитый сборник «Vilkina Saga». Как масштабная историческая фигура Аттила осмыслен в историческом романе М.М.Хабибуллина «Атилла».

По историческим меркам, гуннская держава просуществовала недолго. Но, базируясь на достаточно крепких исходных хуннско-тюркских культурных основаниях, гунны успели и сумели создать собственную культурную традицию, элементы которой явились ферментом формирования многих культурно-исторических типов, общностей, систем, в том числе западноевропейской и русской культуры.

Армия гуннов

Забота о поддержке высокого уровня военного дела вытекает из кочевого характера государства гуннов, она выступала формой ответа на вызовы своего времени. Она отвечала их мировоззрению и практическим жизненным потребностям.

voisko attila

Военная подготовка гуннов занимала важное место в общине. Малые дети были прекрасны обучены верховой езде и мастерской стрельбе из лука. Но прежде чем сесть на вороненного жеребца, юному гунну приходилось пройти полный цикл тренировок на овцах. А тренировки охотничьих умений начинались со стрельбы по хорькам и мышам. Для гуннов охота была не просто средством пропитания, а несла важный моральный посыл, убивая животным, гунны представляли, что убивают своих врагов.

Основной тактикой ведения боя, стремительный атаки в конном строю. Основные используемые виды оружия: сабли, копья, ну и конечно же луки, способные поражать врага на значительном расстоянии. Тактика атакующих действия была настолько непредсказуема, что враг не сразу мог понять, атакуют гунны или отступают. Так как гунны умели виртуозно управлять конями, соответственно их вектор движения постоянно изменялся, таким образом они заманивали врагов в ловушку, резко разворачивали коней и наносили разящие контратаки.

gunny na kone

Но все навыки ведения войны были бы бесполезны, не обладая гунны безграничной храбростью умением соответственно ситуации постоянно обновлять традиционный тактический арсенал.

Поэтому не случайно, что длительное время на европейском военном театре гуннский вариант организации армии, стратегии и тактики ведения военных действий считался образцовым. Важным элементом военной политики была дипломатия, искусность которой не раз предотвращала, прекращала войны или снижала уровень человеческих, материальных, культурных потерь.

 Дипломатия гуннов

Анатолийский мир (Соглашение), заключенный Аттилой с римским императором Феодосием II, предотвратил возможное кровопролитие. Победа, одержанная на Каталаунской равнине, служит ярким примером не только высокого военного искусства гуннов, но и великодушия победителей. Эту победу можно было бы довести до логического конца, т.е. взять столицу легендарной империи — Рим. Столица, народ, сенат и папа — все были в панике. Не видели решения, кроме как сдаться.

bitva na katalunskih polyah

Тогда к Аттиле выходит римский папа Леон в полном облачении апостольского наместника, сопровождаемый всем духовенством Рима и посольством императора Валентиниана, и от имени всего христианского мира умоляет не трогать город, в котором были накоплены культурные ценности общемирового значения: прекрасные памятники архитектуры, знаменитая Александрийская библиотека, в хранилищах которой были собраны уникальные документы-источники по истории Европы и Азии начиная с древних времен.

bibliotekaАттила сохранил Рим в целости, предотвратив крах мировой культуры. Таких миротворческих актов, совершенных гуннами, немало. Аттила не один раз участвовал в переговорных процессах и дипломатическом улаживании межгосударственных конфликтов в Византии, Паннонии (Венгрии), Северном Причерноморье, на Северном Кавказе.

«Признанный искусный дипломат, Аттила вел челночную дипломатию, пишет В.В.Николаев, — чем обеспечивал взаимодействие регионов и народов огромной державы, от Рейна до Волги, в том числе между гуннами в Паннонии, в придунайских районах (отметим, это было еще в самом начале V века, т.е. до переселения туда аспаруховых болгар в VII веке), «черными гуннами» донских степей и Приазовья (болгарские народы), «белыми гуннами» Прикаспия (савиры).

Attila i kitayОн посетил восточных хуннов в Центральной Азии на северо-западе Китайской империи, подкупил их тем фактом, что западные хунны (гунны) и восточные хунны говорили на одном языке.

Затем посетил Китай и установил с ним дружеские дипломатические отношения, обеспечив таким образом безопасность восточных границ державы. Уже будучи правителем, во время вояжа по своей империи с целью наведения порядка в Западной Европе перед решающими сражениями в Западной Европе, подавил восстание акациров.

Аттила изменил мир

Опыт организации дипломатической работы, посольских структур» ведения переговоров и заключения мирных договоров и соглашений, так же, как и многие элементы военной технологии, военного быта, принципы организации войск, были предметом подражания для последующих тюркских государственных объединений и их ближайших соседей, в том числе и Киевской Руси.

Одежда гуннов

Менее всего известно, к сожалению, то, что гунны были не только превосходными воинами, но и лучшими для своего времени кожевниками и ткачами.

odezhdaДаже огромная армия воинов одевалась в холщовую рубаху, обеспечивалась кожаной обувью и меховой шапкой. Непревзойденного для своего времени мастерства достигло изготовление женской одежды.

Вот как описывает ее византийский посланник Приск Паннийский: «Одежда их женщин весьма опрятна и ловко сделана, она состоит из исподницы и кофты темно-синего цвета, обшита светлой каймой, и белой рубахи, спущенной ниже юбки и убранной складками около шеи и рук, с оборкою, похожею на кружева; девушки ходят с открытой головой, убирая волосы различными монетами. Все они носят серьги, запястья и кольца даже с трехлетнего возраста».

Культура гуннов

Важным элементом общей культуры для военного кочевого образа жизни была банная культура.

То, что для римлян баня была «инструментом» поддержания чистоплотности, здорового духа и эмоционального настроя, не является открытием. Но великолепие бани Аттилы построенной из камня и выглядевшей как шедевр зодчества, покоряло и римлян, и послов из самых разных стран .

Необходимо отметить, что если римские бани сооружались на основе использования теплых термальных вод, то гуннская банная система по своей технологии была рассчитана на бесперебойное функционирование в любых походных условиях. Она выступала важным условием поддержания санитарной гигиены и физического здоровья, а стало быть, и боеспособности воинов. Надо иметь в виду то, что в военных действиях принимала участие огромная масса людей.

По данным Иордана, войско Аттилы достигало примерно 500 тыс. человек. Зародившаяся тогда банная культура стала фактором сохранения здоровья, оптимизма и жизнеспособности общества в более широком контексте.

Освященная в последующем идеологией ислама в качестве важного элемента духовной жизни волжских булгар, она твердо вошла в повседневный быт татарского народа, стала культовым явлением, внедрилась в практику национального гостеприимства.

Музыкальные традиции и инструменты гуннов арфа, гармонь, кобыз, барабан, комуз (балалайка) впоследствии стали частью культурной жизни многих народов мира. Музыка сопровождала гуннов не только во время праздников и пиршеств. Возможно, именно тогда общемировая дипломатическая практика обогатилась традицией встречать высоких гостей — правителей или послов других стран оркестровым маршем и песней, исполняемой женским или большим смешанным хором.

Нормой дипломатического этикета считалось и знание иных языков, особенно языков соседствующих или покоренных народов. В дипломатическом корпусе обязательно были толмачи — переводчики, посредники. Многие авторитетные исследователи той эпохи (Иордан, Приск Паннийский и даже Аммиан Марцеллин) отмечали, что развитая коммуникативная культура, знание многих языков (кроме родного тюркского еще и греческого, латинского, германского, русского, готского и многих других) вообще было присуще гуннам.

pir attily

Традиции, нормы, обычаи, уклад и образ жизни любой общности достигшие статуса этнической культуры, оказавшей воздействие на жизнеустройство других народов на огромных пространствах Евразии, не могут быть бесследно рассеянными ветрами истории, а их опыт служит «источником и началом» (fons et origo) истории и культуры последующих эпох.

Роль гуннов в истории

Оценивая историческую роль гуннов, А.Н.Бернштам полагал, что сила влияния гуннской культуры такова, что она в сильнейшей мере способствовала уничтожению античных рабовладельческих отношений и утверждению феодальных социально-экономических отношений. Хотя этот тезис оспаривается, вряд ли можно умалить историческое значение целого среза культуры, впитавшей в себя опыт организации хозяйственной, военной и духовной жизни предыдущих эпох и цивилизаций. Гунны ускорили развитие многих социально-экономических и духовных процессов на евразийском геополитическом пространстве. Для Европы гуннское государство стало фактором ускорения цивилизационного развития. Его влияние обнаруживается во многих сферах европейской жизни: в экономике, культуре, музыке, языке. Тюркский язык на длительное время стал языком международного общения и переписки. К примеру, в романо-германском языке около 800 слов с тюркскими корнями.

Неоценимо высока роль гуннов и с точки зрения определения путей, направлений и перспектив последующего развития тюркской цивилизации, которая при ином стечении обстоятельств, без гуннского «капитала», могла бы иметь совершенно другой исход. Вся последующая нить истории свидетельствует о том, что распад гуннской державы не пресек корней тюркской культуры, а явился важной составляющей той исторической почвы, на которой в последующем стала возможной консолидация множества локальных групп и сообществ вокруг одного организующего идейно-политического, культурно-цивилизационного ядра — Тюркского каганата.

 

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий