История создания балета Тищенко Ярославна – как было написано произведение

«Ярославна» представляет собой балет, который был поставлен в Ленинградском академическом малом оперном театре. Это произошло в 1974 году. При этом с историей создания балета «Ярославна» знакомы далеко не все. Автором произведения является композитор Борис Тищенко. Спектакль позиционировался как новаторский. Его задачей было смещение границ классического балета. По сути, это была комбинация балета, пения хора и пантомимы.

Краткое содержание балета

Тищенко создал балет на основе известного литературного произведения, которое называется «Слово о полку Игореве». Русичи испокон веков сталкивались с различными угрозами на родине. Князья постоянно вели войны друг с другом, которые приводили к ослаблению разобщенного государства. Беспощадные кочевники все время совершали набеги. При этом они убивали и брали местное население в плен. Страдания неизменно сопровождали русских людей. Женщины все время оплакивали погибших мужчин.

Тогда киевский князь Святослав Всеволодович обратился к князьям с просьбой остановить войны и направить общие усилия на борьбу с половцами. Но князь Игорь Святославович проигнорировал мудрый призыв Святослава. Он стремился к власти и искушался Дивом. Потому Игорь сговорился со своим братом Всеволодом и собрался в поход. Князь поспешно попрощался со своей женой Ярославной, которая просила мужа отказаться от этого опасного мероприятия. Несмотря на плохой знак в виде затмения солнца, Игорь все же не отказался от похода.

В пути дружину настигла ночь. С утра состоялось первое сражение с половцами. Русичи быстро одержали победу. После битвы они повеселились с половчанками и уснули. После пробуждения воины столкнулись с войском кочевников. За ночь враги накопили силы и взяли лагерь русичей в кольцо. Затем началось второе сражение, которое продолжалось в течение 3 дней. По истечении указанного времени полки Игоря потерпели поражение. Степь покрылась телами погибших воинов. При этом сам князь попал к половцам в плен.

Печальное известие быстро дошло до Путивля. Весь русский народ горько опечалился. Ярославна же чувствовала, что ее любимый муж остался в живых и взят в плен. Она искренне обратилась к духам природы, чтобы те помогли князю возвратиться домой. Высшие силы оказались благосклонны. Игорь сумел выбраться из плена и вернуться на родину.

Продолжительность актов

Общая длительность спектакля составила 2 часа 10 минут. При этом в нем был предусмотрен только один антракт. При этом произведение включало 3 части. Первый акт длился 40 минут, второй – 25, а третий – 30. Первая часть получила название «Раздрай». Второй акт был самым кратким и назывался «Черный акт», а третий озаглавили как «Спасение».

Интересные факты

Создание балета связано со множеством любопытных деталей:

  1. Борис Тищенко родился в 1939 году в Ленинграде. После окончания школы юноша поступил в консерваторию. Там молодой человек учился композиции у Шостаковича.
  2. «Слово о полку Игореве» повествовало о событиях 1185 года. Неизвестный автор решил написать работу спустя 2 года после этого. Летопись нашли в монастыре. Это случилось в восемнадцатом веке. После этого работу переписали и отправили в издательство. К сожалению, оригинал рукописи не сохранился. Он сгорел во время известного пожара в Москве в 1812 году. Однако сохранившаяся переписанная копия и печатные экземпляры дали возможность современным людям познакомиться с этим уникальным литературным произведением.
  3. Тищенко – известный композитор, который удостоился звания Народного артиста РСФСР. После себя мужчина оставил много произведений. Его наследие включает оперетту, оперу, ряд симфоний и балетов. Также Тищенко написал множество пьес для оркестра, 2 реквиема, музыку к фильмам и театральным спектаклям.
  4. Создателями балета «Ярославна» являются Борис Тищенко и Олег Виноградов. Изначально они хотели дать своему произведению заголовок «Затмение». Этим они стремились не только обозначить астрономическое явление, которое стало предзнаменованием гибели русичей, но и затмение, настигшее душу Игоря. Несмотря на все знаки, князь отправил свое войско в бессмысленный поход, который имел трагическое завершение.
  5. Шостаковича так поразила музыка балета, которая была насквозь пропитана русским духом, что он трижды приходил на этот спектакль. Известный композитор так восхитился работой своего ученика, что однажды на репетиции нарек его гением.
  6. Спустя 2 года после создания балета дали разрешение на его вывоз за границу. В 1976 году «Ярославну» презентовали на фестивале, который проходил во французском городе Авиньон. Премьера балета была весьма успешной. После этого глава одной из молодежных организаций сказал, что теперь ему понятны причины победы СССР во Второй мировой войне.
  7. Тищенко особо не увлекался новыми техниками построения композиции. Однако для реализации своей задумки при написании балета «Ярославна» композитор стал детально изучать сонорику и алеаторику.
  8. После длительной паузы балет снова поставили. Это произошло 30 июня 2017 года во время проведения фестиваля «Звезды белых ночей». Балетмейстером стал Владимир Варнава, а дирижером – Валерий Гериев.
  9. В 1974 году балет считался в СССР полудиссидентским.

История создания балета Тищенко Ярославна

История создания

Создание произведения имеет интересную историю. Написание балета началось с изучения «Слова о полку Игореве».

Изучение темы

Идея создания балета посетила известного балетмейстера Олега Виноградова. Предположительно она появилась при работе над хореографическими номерами оперы «Князь Игорь». Именно тогда мужчина решил воспользоваться древним сюжетом с тем, чтобы реализовать его в хореографии. В течение 6 лет он занимался сбором и изучением материалов, а также составлял различные версии либретто для балета.

В итоге был сделан вывод, что для этой работы нужны совершенно иные приемы, а не обычный классический танец. Балет нуждался в новых хореографических элементах и пластике. Также требовалась своеобразная режиссура и необычное художественное оформление.

В процессе обдумывания всех деталей будущего балета Виноградов решил обратиться к композитору Борису Тищенко. К тому моменту он уже был автором большого количества произведений разных жанров и считался верным приверженцем школы Шостаковича. Тищенко привлекло предложение Виноградова.

При подготовке к следующей встрече с хореографом композитор внимательно прочитал «Слово о полку Игореве». В результате он сделал вывод, что описанные события являются не героической эпопеей, а настоящей трагедией русского народа.

Как следствие, композитор решил, что образ князя Игоря в балете должен значительно отличаться от того, что используется в опере Александра Бородина. К тому же Тищенко и Виноградов пришли к выводу, что спектакль нужно сделать новаторским. Потому они добавили в свой балет хор. В важных моментах он должен был исполнять текст оригинала древнего литературного произведения.

История создания балета Тищенко Ярославна фото

Написание музыки

Тищенко написал музыку для балета за несколько месяцев. Спектакль планировалось показать в Малом театре оперы и балета. Именно там Олег Виноградов занимал пост главного балетмейстера, начиная с 1973 года. На сценографическую работу пригласили режиссера Юрия Любимова, который прославился своими революционными приемами в театральном искусстве.

Подготовка сцены

Оформление спектакля планировалось сделать максимально лаконичным. Однако оно обязательно должно было пронизываться различными символами. Для украшения сцены использовались страницы древних летописей. К тому же на ней соорудили курган из тел, а сверху водрузили фигуру, напоминающую крест.

Премьера балета

Балет был представлен в 1974 году. Дирижером выступил Александр Дмитриев. Впоследствии он говорил о том, что балет «Ярославна» стал одной из наиболее интересных и впечатляющих работ. Первая же постановка балета прошла с большим успехом. Не менее популярными были и следующие сто двадцать спектаклей.

Тем не менее, спустя несколько лет балет убрали из репертуара. Это было связано с безосновательными обвинениями в непонимании патриотической сути литературного произведения.

Особенности музыки

Балет «Ярославна» позиционировался как новаторское произведение. Это подразумевало расширение границ классического балета. Прежде всего, авторы решили ввести хор в драматургию. Задачей этой приема было исполнение подлинных текстов «Слова о полку Игореве». Благодаря этому планировалось объяснить события, которые происходили на сцене, и передать эмоции главных героев.

История создания балета Тищенко Ярославна фото

К тому же для усиления колорита музыкальную тему спектакля планировалось дополнить тоскливыми напевами деревянных духовых инструментов. К тому же создатели добавили в музыкальную линию балета энергичные ритмы, которые обозначали военные действия, и скорбные наигрыши оркестра.

Согласно сюжетной линии, балет делился на 3 действия, которые состояли из сцен с соответствующими событиям наименованиями:

  1. Вступление к первому действию. Произведение начинается с одиноко звучащего голоса флейты-пикколо. Это помогло привнести в музыкальный ряд балета архаическое настроение. Протяжное звучание этого инструмента похоже на народные напевы. Во время исполнения она становится все раскованнее. Затем звучание дополняют подголоски флейты и кларнета. Эти инструменты образуют гармонии, непривычные для человеческого слуха. При этом музыка балета звучит грустно и тоскливо.
  2. Стон русской земли. Тут используются струнные инструменты. Их молитвенный хорал звучит достаточно строго и сурово. На фоне таких инструментов слышен мужской хор, который выражает горькую печаль из-за княжеских междоусобиц.
  3. Усобица. В этой части балета продолжается рассказ о раздорах между местными властями. Тут ярко показаны княжеские распри. Эту сцену дополняет хор женщин. В его пении звучат стоны и жалобы, поскольку происходящие события становятся источником горя и ослабления мощи Руси.
  4. Убитый, Плач по убитому. Музыкальное сопровождение этих частей пронизано суровыми интонациями, имитирующими плач. Оно служит для отображения человеческих страданий, которые являются следствием потери близких людей.
  5. Ярославна. В этой части балета перед аудиторией впервые предстает главная героиня. Она исполняет чувственную партию, которая служит олицетворением верности и женственности. Чтобы усилить эти настроения, звучат гобой и кларнет.
  6. Святослав. В этом разделе балета звучит валторна. Благодаря этому удалось сделать музыкальную тему по-настоящему пронзительной. Эта партия балета сменяется пением хора. Ее используют для обозначения призыва предусмотрительного киевского князя остановить распри, чтобы коллективно бороться с общим врагом.
  7. Игорева дружина, Сборы в поход, Слава Игорю. Эти разделы балета описывают высокомерного князя Игоря и мощь его дружины. Воины собираются в ополчение и хвастаются своей храбростью.
  8. Ярославна с Игорем. В этой части балета звучит нежная и светлая музыкальная партия. Она представляет собой самый лирический момент работы.
  9. Начало похода. Эта часть балета характеризуется достаточно ритмичной музыкальной партией. Тут князь отдает приказ о начале похода. Также здесь обозначается радость Дива, который предвкушает кровавые жертвы.
  10. Затмение. Этот раздел балета представляет собой кульминацию первой части. Здесь звучит свистящая партия органа, которую дополняет кларнет. Он передает сильный испуг. Постепенно к этим инструментам добавляются других звуки. После чего музыка резко обрывается и сменяется страшной паузой.
  11. Степь. Тут волнообразно звучит загадочное глиссандо скрипок. Подобно блуждающим призракам, дополнительно появляются звуки гобоя, флейты, кларнета.
  12. Первая битва с половцами. Тут звучит динамичная музыка, которая характеризуется острыми ритмами. С ее помощью удается колоритно изобразить сцену баталии. Здесь в основном звучат духовые инструменты. Для обозначения кочевников композитор использует низкие духовые инструменты из дерева. Для обозначения партии русских воинов звучат звонкие медные инструменты.
  13. Ночь перед второй битвой. Тут снова звучат скользящие глиссандо. Однако они звучат в исполнении альтов. Музыкальный ряд помогает передать тревожный сон русичей.
  14. Ночные предчувствия. Тут можно услышать солирование скрипки в сочетании с гоготом мужского хора. Также здесь звучат невыразительные хрипящие звуки в исполнении медных инструментов, которые поддерживают барабаны и там-там. Это помогает взбудоражить фантазию.
  15. Вторая битва. Тут музыка звучит по-настоящему устрашающе. Добиться такого эффекта удается при помощи необычного судорожного ритма, который подчиняет себе оркестровые голоса.
  16. Плач Ярославны. Эта часть звучит особенно драматично и напряженно. Героиня грустит из-за того, что в плену томится ее любимый муж. Также Ярославна скорбит по погибшим в битве русичам. Музыка лишена четкой мелодии. Тут звучат унылые нисходящие мотивы.
  17. Игорь у половцев. Эта часть балета является достаточно развернутой. Тут интересно демонстрируются образы половцев. Они отличаются притягательностью и отталкивают необузданной силой.
  18. Молитва. Тут звучит суровый и мрачный мотив, в котором постоянно повторяется фраза «Господи Боже, помилуй мя». Этот текст призывает объединиться и служит итогом всего произведения.

Балет «Ярославна» – интересное произведение, написанное известным советским композитором Борисом Тищенко. Эта работа отличается необычной историей. Примечательно, что балет создан учеником Дмитрия Шостаковича в сотрудничестве со знаменитым балетмейстером Олегом Виноградовым.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий