В 19 веке термином «небоскреб» называли верхний корабельный парус. Самым удобным для жизни считался второй этаж, ведь в те времена лифтов не существовало. И вот был изобретен лифт, благодаря чему появилась возможность строительства высотных зданий. Город Чикаго, отстраиваемый в 1870-е после страшного пожара, стал местом появления первого небоскреба в мире. Именно там термином «небоскреб» стали называть высотные постройки на металлическом каркасе.
Средневековые многоэтажки
Человечество всегда стремилось приблизиться к небу, где надеялось найти подтверждение своим религиозным представлениям. Об этом красноречиво свидетельствует библейская легенда о Вавилонской башне. Вряд ли эта башня существовала на самом деле, но вот попытки возведения высотных зданий в Средневековье действительно имели место.
Стоит вспомнить замечательный итальянский городок Сан-Джиминьяно с его возвышающимися над холмом башнями. Сейчас это туристический объект, а в 13-14 веке это был процветающий торговый центр. Вообще в Италии 12-13 веков строительство башен было обыденностью, города являли собой мини-Манхэттен. Например, Болонья знаменита двумя башнями 12 века, одна из которых заметно наклонена.
Второй город, знаменитый высотными многоэтажными зданиями 16 века, — йеменский Шибам.
Технологические предпосылки
Строить высотные здания умели столетия назад, вот только надобности такой не было, ведь численность населения была гораздо меньшей. Главные предпосылки появления небоскребов — промышленная революция, приход капитализма и рост городского населения. Росло число производственных компаний, занимающих целые этажи.
Когда появились лифты, перемещаться между этажами стало просто, высота зданий перестала быть значимым фактором мобильности населения.
Подобия лифтов существовали уже в древнем Риме, с их помощью поднимали гладиаторов и диких зверей на арены амфитеатров, но их движущей силой были люди. Лебедочным лифтом пользовался король Людовик XV. А Екатерину II слуги перемещали между этажами Зимнего дворца посредством винтового лифта, сконструированного инженером Иваном Кулибиным.
Бизнесмен Элайша Грейвс Отис изобрел и запатентовал конструкцию, задерживающую груз, когда обрывается трос. Наследники бизнесмена основали компанию Otis, которая стала производить надежные и безопасные лифты. В 1878 году компания поставила на рынок первый гидравлический лифт для перевозки людей, а в 1889-ом — модель с электроприводом. Гидравлические конструкции ограничивали высоту зданий до 20 этажей.
А вот лифты с электроприводом, отличаясь простотой монтажа и скоростью движения, сделали возможным рост зданий в высоту. Сегодня с самой большой скоростью, составляющей 60 км/ч, движутся лифты тайваньского небоскреба Тайбэй.
Как строят небоскребы?
Небоскребом сегодня принято называть здание высотой от 150 м. Изначально высотные постройки имели только башенный или горизонтально вытянутый вид, затеняя значительные площади соседних зданий. Поэтому в 1916 году власти Нью-Йорка постановили делать небоскребы уступчатыми: с высоты 50-60 м они сужаются ступенями. Сегодня инженерные и градостроительные достижения позволяют создавать небоскребы самых разных очертаний.
Строительство небоскребов стало возможным после того, как в 1855 году Генри Бессемер изобрел и запатентовал производство стали с невысокой себестоимостью. И сегодня сталь для строительства производят по той же технологии, изобретенной Генри Бессемером. Однако современные инженерные достижения позволяют строить небоскребы без стального каркаса.
Так, в 1998 году в Куала-Лумпуре воздвигли пару соединенных мостом башен в 88-ю этажами. Конструкционной основой стал упрочненный кварцем бетон с повышенной эластичностью. Но вес такой башни в 2 раза превышает массу аналогичного по высоте стального небоскреба.
Без стального каркаса возведен знаменитый «Бурдж-Халифа» в ОАЭ, его конструкция тоже основана на особом бетоне.
Второй человек, внесший значимый вклад в строительство небоскребов, — Джордж Фуллер. Инженер, понимая, что внешние стены высотного здания не могут выдержать его вес, решил использовать в строительстве балки из стали, разработанной Генри Бессемером. Из них делали внутренний каркас, по прочности превышающий любую кирпичную кладку. Первым зданием, вес которого держали не несущие стены, а стальные балки, стал чикагский небоскреб Tacoma.
Первый в мире небоскреб
Родина небоскребов — США. Первым небоскребом считается возведенный в 1885 году чикагский Home Insurance Building. Его автор — архитектор Уильям ле Барон Дженни. Для создания высотки 42 м он использовал колонны из чугуна и стальные балки Бессемера. Несущими элементами оставались внешние стены, архитектор не рискнул отказаться от этого. Но здание опиралось на стальной каркас, усиливающий и внутренние, и наружные стены.
Первые чикагские небоскребы были предназначены сугубо для размещения офисов.
В 1883 году администрация города Чикаго распорядилась прекратить строительство зданий выше 40 м. Тогда крупные компании и бизнесмены перебрались в Нью-Йорк, который стал столицей небоскребов в Америке.
В первые десятилетия 20 века Манхэттен обрел очертания, которые знакомы сейчас каждому. В 1910 году полсотни зданий на Манхэттене имели высоту более 20 этажей. Но датой, когда Нью-Йорк действительно стал городом небоскребов, приято считать открытие в 1913-ом бизнес-центра Woolworth Company высотой 241 м. Его автор — инженер Касс Гилберт.
Небоскребы стали достопримечательностью
Сегодня небоскреб — свидетельство развития, успеха, прогресса, гордость страны и города. Без высотного здания сложно представить столицы высокоразвитых государств. И если первые небоскребы не отличались оригинальностью дизайна и конструкции, то современные инженеры поражают мир, придумывая здания немыслимых форм, используя необычные материалы.
Эмпайр-стейт-билдинг
Этот небоскреб держал статус самого высокого в мире до 1970 года. Причем построили его всего за 1,5 года. В период Великой депрессии Empire State Building оказался банкротом. А еще его обозвали «башней самоубийц», так как с него от начала его существования сбросилось больше 3-х десятков человек.
Flatiron Building, Нью-Йорк
Этот небоскреб, возведенный в 1902 году, за оригинальную форму называют «утюг». Высота здания 82 м, при этом северная стена в ширину составляет лишь 2 м. Необычные очертания здания — не дизайнерская прихоть, а вынужденная мера: небоскреб стоит на углу двух сходящихся улиц.
Aldar HQ, Абу-Даби
Небоскреб, спроектированный в 2010 году инженером Марваном Згейбом, принадлежащий строительной компании AlDar, имеет уникальную круглую форму, фасады дискообразно изгибаются. Здание, стоящее на берегу Персидского залива, издали напоминает раскрытую раковину.
Aqua Tower, Чикаго
В 2006 году инженеры компании Studio Gang, вдохновившись красотами Больших озер, разработали проект высотного здания, линии которого напоминают природные рельефы. Фасадные стены небоскреба, состоящего из 87 этажей, не ровные, а волнообразные, причудливо изогнутые. Оригинальная форма создана методом чередования балконов, различающихся формой, длиной и глубиной.
«Бурдж-Халифа», Дубай
Это самый известный деловой и гостиничный центр столицы ОАЭ и высочайшее здание в мире, его высота 828 м. Проект создали архитекторы чикагской компании SOM, строили небоскреб 6 лет, открыли в январе 2010 года. Каркасная основа — особый бетон, выдерживающий повышение температуры до +50 °C. При строительстве его клали в ночное время, замешивали с добавлением льда.
30 St Mary Axe, Лондон
Бизнес-центр с 41 этажом, построенный в 2004 году по плану инженера Нормана Фостера, высится в Лондон-сити — деловом районе британской столицы. Здание, принадлежащее компании Swiss Re, стало достопримечательностью современного Лондона. Его особенность — изменяющийся диаметр: небоскреб у основания 49 м, постепенно становится шире до 57 м, затем сужается до 25 м. За оригинальную форму британцы прозвали здание «gherkin», что значит «корнишон».
«Эволюция», Москва
Небоскреб включен в перечень 30-ти самых высоких спиралевидных зданий. Он состоит из 55 этажей, в высоту достигает 246 м, изогнут по собственной оси на 156°. Каждый этаж сдвинут относительно предыдущего на 3°.
Шанхайский всемирный финансовый центр, Шанхай
Здание высотой 492 м имеет колонновидную форму, причем две стены скашиваются с разных углов, равномерно сужаются, формируя тонкий прямоугольник. Верхушку башни украшает трапециевидное отверстие, снижающее нагрузку от ветровых потоков. Конструкция здания такова, что выдерживает ураганные ветры. Строить шанхайский небоскреб начали в 1997-ом, но из-за финансового кризиса стройка завершилась только к 2008 году.
Высотные здания в СССР
После Октябрьской революции страна не думала о небоскребах, нужно было как-то выживать, да и инженерные кадры отсутствовали. В 1924 году в Америку на обретение практических знаний отправили архитектора Вячеслава Олтаржевского. В США он жил и работал 11 лет, разрабатывал проекты зданий, написал книгу о Нью-Йорке «Новый Вавилон». В 1934 году мастера позвали на родину, но работой особо не обременяли. Отметился Олтаржевский возведением Всемирной сельхозвыставки. В 1939-ом попал за решетку, в 1943 году был освобожден. И лишь после войны получил должность в комитете по возведению высотных зданий.
Послевоенное время — период активного строительства высоток. Страна, несмотря на разруху, хотела показать миру свою силу через архитектуру. Советские инженеры столкнулись с тяжелейшим заданием, ведь их никто не учил проектированию высоток.
Сталинские высотки похожи на ранние небоскребы Манхэттена. И не удивительно, ведь советские архитекторы использовали стиль ар-деко, популярный в США тех лет.
Главный корпус МГУ помогали строить заключенные. По слухам, рабочие условия и для зеков, и для обычных строителей были созданы невыносимые. Не было даже средств защиты.
В 1953 году Олтаржевский написал пособие «Строительство высотных зданий в Москве». Но к тому времени надобность в высотках как в средстве демонстрации мощи страны отпала, в СССР уже разработали главную «страшилку» для Запада — атомную бомбу.