Кто такие бурлаки?

бурлаки

В период ужесточения крепостных порядков одной из самых тяжелых повинностей крестьян был оброк, который постепенно переводился из натуральной в денежную форму. Одним из распространенных форм заработка на оброк было бурлачество. Под ним принято понимать работу по протаскиванию по реке против течения различных судов, которую производили специально нанятые люди.

До сих пор нет единого мнения происхождения термина «бурлак». Одним из самых распространенных вариантов являются его тюркские корни. Оно идет от обозначения бродяги. В этом есть свой логический смысл, поскольку в бурлаки часто шли люди без определенного занятия и места жительства. Некоторые, впрочем, полагают, что это слово связано с немецким «бурлах» – община, поскольку бурлаки работали группами, но совершенно непонятно, каким образом, именно немецкое слово перешло на наших бурлаков.

Есть и другие похожие слова в европейских языках, но появившееся на Волге вероятнее всего имеет местное, то есть тюркское происхождение. Видимо первоначально это понятие имело более широкое толкование, и на Волге – месте своего первоначального появления – слово «бурлачество» имело значение ухода на заработки. Но наиболее распространенным становится использование его в отношении людей, устраивавшихся на работу, связанную с речным транспортом.

бурлаки

Бурлаки имели свою классификацию в зависимости от специфики их работы. Были, так сказать, классические бурлаки, которые тащили бечевой судно по всему маршруту движения, который нередко составлял сотни километров. Таких бурлаков называли коренными. Но были еще так называемые сходочные бурлаки, которые работали только на определенной части маршрута, наиболее тяжелом для прохождения, и возвращались на прежнее место, когда трудный участок был пройден. Были еще сезонные бурлаки (хотя конечно на замерзающих реках они были сезонными все), которые работали на реках, становящихся судоходными только в половодье. Таких именовали косными съемщиками. Нередко в позднее время существования бурлачество, когда наряду с несамоходными судами по рекам стали ходить паровые, это понятие распространилось также на временно нанятых матросов и кочегаров на речных пароходах.

Бурлачество имеет значительную протяженность в истории. Хотя суда таскали по рекам с глубокой древности, как правило, этим занимались сами экипажи этих плавсредств, волоча по волокам и таща против течения вручную или с помощью лошадей. Бурлаки же появились веке в XVI, когда складываются определенные условия.

Главное среди них – это развитие торговых отношений в условиях образования единого Русского государства. Это привело к увеличению количества перевозимых товаров и росту значения речных путей как наиболее удобных для торговли в такой континентальной стране. С этим же было связано расширение денежных отношений, в результате чего ряд крестьянских повинностей переводится в денежную форму, что заставляет крестьян отправляться на заработки. Дополнительный импульс развитию бурлачества дал процесс закрепощения крестьянства, который начал оформляться как раз в XVI веке. Это и размеры оброков увеличило и, кроме того, многие из крепостных ударились в бегство. В результате и те, и другие сбивались в артели для совместной работы, ибо бурлачество – труд крайне тяжелый и требующий взаимодействия – дело всегда коллективное.

Кстати говоря, подобное занятие было в это время распространено и в Западной Европе – halage они именовались во Франции, в Англии – это haule, в Италии – носили название alzaia, а в Испании – sirgadores. Другое дело, что протяженность речных маршрутов там была гораздо короче, а крепостная система отсутствовала. В нашей стране этот труд нередко носил принудительный характер.

В XVII-XVIII веках складывается единый всероссийский рынок при котором реки как торговые артерии связывают все концы страны. Особое значение приобретает волжский путь, в центральной части которого располагалась крупнейшая ярмарка России – Макарьевская, а в его южной части находились главные торговые ворота к странам Востока – Астрахань. Кроме того, сравнительно медленное течение Волги позволяло использовать ручной труд. Кроме того, в этот период речные маршруты пролегал не только по основным руслам крупных рек, но и п небольшим мало судоходным речушкам. Начинается строительство каналов для образования единой речной сети. И крепостное право в этот период достигает своего пика, который приходится на эпоху правления Екатерины II. Размер оброка с начала ее правления до конца вырос в пять раз.

Это толкало крестьян отправляться на различные приработки, среди которых бурлачество в силу растущей востребованности, становится одним из распространенных. В это время бурлаки, по сути, превращаются в профессионалов своего дела. Артели формируются из постоянных работников, вырабатываются традиции и методы этого нелегкого занятия. Одним из способов, которые должны помогать слаженности работы бурлаков были особые песни, речитативы, которые задавали ритм движению. К их числу относится знаменитая «Дубинушка».

В сложившейся бурлацкой артели складывается как разделение труда, так и связанная с ним иерархия отношений. Во главе ее стоял «водолив» – лицо ответственное. Он следил за процессом, отвечал за безопасность судна и товара. Так называемый «дядя» организовывал движение артели, отвечал за слаженность работы. Непосредственно тянущих возглавлял «шишка». Этот здоровяк задавал темп движения. Они были постоянным профессиональным ядром артели на всем пути движения. Эти лица составляли верхушку артели и получали наибольшую долю от общего заработка. Прочие могли меняться, поскольку крестьяне, искавшие временного приработка, не уходили далеко от своей деревни. Так в итоге бурлачество превратилось в профессиональный цех.

Бурлаческим трудом занимались не только мужчины. Существовали довольно многочисленные женские артели, также изыскивающие средства для уплаты повинностей. Среди женщин также существовало разделение функций, но, как указывали современники, оплата женского труда была значительно ниже, чем мужского, но внутри женской артели заработки распределялись более справедливо.

Наиболее активно бурлаки использовались на волжском маршруте от Рыбинска до Астрахани. Рыбинск, где формировалась большая часть бурлацких артелей называли столицей бурлаков.

Тут надо отметить, что, несмотря на показанный на знаменитой картине И.Е. Репина «Бурлаки на Волге» эпизод, который в основном и создал представление о труде бурлаков, в реальной бурлацкой работе был не таким уж и частым. Обычно бурлаки тащили свою бечеву, находясь на борту судна. Оно удерживалось якорем, в то время как другой якорь отвозился вверх по течению и бросался там. Бурлаки же подтягивали судно к этому якорю, наматывая бечеву на барабан в корме. Так они и ходили от носа к корме. А на берег, как это показано на картине, они выходили, если судно садилось на мель, чтобы сдернуть его на чистую воду. Или при прохождении трудных мест с поворотами и быстрым течением. Это, конечно, самый трудный момент в бурлацкой работе, который при этом хорошо оплачивался.

Бурлаки сыграли важную роль в развитии речного судоходства, но в начале ХХ века паровая сила уверенно вытесняет бурлацкий труд, а приход к власти большевиков запретил его законодательно в 1929 году.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий

  1. изсловарей

    БУРЛАК I«бурлак; поденщик» ~ иск. (С. Хәлфин) буралғы, буралқы «сукбай-(бродяга)» ; (каз., к.-калп.) бурал- «временный» < *буралақ, к. ш. ук тув. боралғақ «уйравык-водоворот»). Сравни Брамат, Бырамат.

    БЫРАМАТ, борамат, брамат «вольный казак – человек толковый, но без постоянного места жительства; возм. от борал- «кайтып-китеп йөрү», см. Бурлак.

    Ответить