Кто такие удмурты?

Кто такие удмурты?

Удмурты, наверное, один из наименее изученных достаточно крупных народов России. Их соседям: татарам, башкирам, чувашам всегда удавалось быть на острие истории и, соответственно – под вниманием историков. А вот самим удмуртам повезло гораздо меньше.

Можно сказать, что удмурты являются одним из тех народов, которые еще нужно по-настоящему изучать и изучать. Даже о чукчах и ненцах данных значительно больше.

Это народ финно-угорской группы уральской языковой семьи. О хотя вокруг довольно много родственных народов – марийцы, мордва – удмурты держаться обособленно, сохраняя национальную идентичность.

Этноним «удмурт» является одновременно и самоназванием этого народа, происхождение которого туманно. Многие полагают, что оно как-то связано с рекой Вяткой. Полагают, что слово «ватмурт» – человек с Вятки – трансформировалось в удмурт.

Русские называли удмуртов вотяками – тоже от реки Вятка, но сами они такого название не воспринимали из-за явно уничижительного оттенка. Окончательно, официально название закрепилось за удмуртами в 1932 году, когда Вотская автономная область была переименована в Удмуртскую.

Антропологически удмуртам свойственны черты финно-угорских народов, проживающих  уральском регионе – невысокий рост, коренастость. Расовый тип европеоидный, но с чертами монголоидности, которые имеют двойное происхождение.

Первое, весьма древнее – показывает родство с народами северной Азии – самодийскими, второе – элементы монголоидности приобретенные в контактах с тюркскими народами. Интересно, что удмурты при всем этом имеют большую долю людей с рыжими волосами, уступая в этом свойстве в Европе только ирландцам.

Удмурты являются одним из коренных народов Западного Приуралья. Археологические данные показывают связь удмуртской культуры с самым древним населением на территории Удмуртии, что, конечно не абсолютно, но позволяет предполагать, что удмурты в основе своей – автохтоны на данной территории, потом уже несколько смешавшись с индоиранскими, тюркскими, славянскими элементами. Хотя это вопрос туманный.

Будучи окруженными разными народами, удмурты не могли не испытать их влияния. Это привело к неоднородности этого народа. Северные удмурты подверглись воздействию русских, а южные – близкие народам Поволжья – испытали тюркское влияние.

Это обнаруживается и в языковых особенностях, и в культурном развитии, повседневной жизни. Но при этом, несмотря на различия и особенности, а эти две большие группы подразделялись на множество маленьких, у всех присутствует общее национальное самосознание.

Надо сказать, что на многие стороны жизни удмуртов оказало разнообразие их хозяйственных занятий. Есть народы в основном земледельческие, народы в основном скотоводческие. Удмурты же и благодаря природным условиям, и вследствие влияния соседних народов оказались и земледельцами, и скотоводами, и собирателями, охотниками и рыболовами, причем каждое из этих занятий занимало важное место, а не являлось основным или вспомогательным. Хотя в зависимости от района проживания были, конечно, нюансы. Поэтому и характер пищи включает в себя комплекс блюд, присущий как земледельцам, так и скотоводам и собирателям.

Впервые удмурты на исторической арене появляются в XII веке, когда о них упоминают арабские путешественники, позже о них сообщают русские летописи. Европейцы узнают об удмуртах – обозначают их на своих картах – только в XVI веке.

Удмуртская письменность появляется в XVIII веке при Екатерине II – в 1775 г. создана грамматика удмуртского языка. Поэтому мы ничего не знаем о прошлом удмуртского народа из его собственных источников. Еще Н.И. Костомаров говаривал: «нет ничего в Российской истории темнее судьбы Вятки и земли ее».

Удмурты, частично находившиеся под контролем Волжской Болгарии, а частично являясь данниками новгородцев и нижегородского княжества вошли в состав Русского государства окончательно после присоединения Казанского ханства в середине XVI века. Но это не привело к сильному изменению их традиционной жизни.

Кто такие удмурты?

Даже находясь в составе Российской империи, удмурты держались достаточно закрыто, и потому их жизнь была плохо известна. Показателем этого становится так называемое Мултанское дело 90-х гг. XIX в., когда группу удмуртов из селения Мултан обвинили в человеческих жертвоприношениях. Только усилия прогрессивной общественности – статьи В.Г. Короленко и других заставили судебные органы вынести оправдательный приговор.

Удмурты долго сохраняли общинную структуру – долго существовала система самоуправления – «кенеш», решавшая все внутренние проблемы. Даже столыпинская реформа по ликвидации общины не смогла его сломать.

Только куда более упорная советская власть в процессе коллективизации сумела его уничтожить. Но и она не стала покушаться на самобытность удмуртского народа полностью – в 1934 г. создается Удмуртская АССР вместо автономной области.

Удмурты в былые времена нередко участвовали в народных восстаниях с национальными идеями. Но конечно уже к ХХ веку удмуртский национализм в основном иссяк.

В период репрессий в 1930-х гг. органы НКВД вели следствие по делу о т.н. националистической организации «Союз освобождения финских народностей», в котором якобы участвовали и деятели культуры Удмуртии. Но дело было сфабриковано от начала до конца, реальной основы у него не было.

В составе Советского государства, основной идеей которого с одной стороны был интернационализм, а с другой – сохранение национальных культур малых народов, удмуртам удалось сохранить немало традиционных черт.

Например, это свой психологический облик – этнологи указывают на такие психологические черты, свойственные даже современным удмуртам, как веселость и при этом закрытость, склонность к самопожертвованию, и при этом – скупость. Указывается также на присущий им коллективизм, который крайне довлеет на человека, приводя к жизненному краху в случае отторжения его из общества.

Русское влияние привело к тому, что большинство удмуртов стали православными, но как всегда бывает, если религия принесена извне, удмурты сохранили связанные со своими традиционными занятиями и мировоззрением верования.

Поклонялись духам предков, тотемным животным, божествам, связанным с общефинским пантеоном, например, Инмару – богу неба (можно сравнить с аналогичными Ильмариненом у финнов). Понятно, что советский период резко сократил число верующих вообще, но многие народные праздники уходят корнями в язычество.

Но все-таки у них есть страх исчезновения – наблюдается опасная для сохранения удмуртской идентичности тенденция – фактическое умирание удмуртского языка, который вытесняется русским. Только 22 % их владеет родным языком.

Удмурты, несмотря на все изменения в их судьбе, стремятся сохранить себя, не раствориться в русских, не числиться удмуртами только при опросах и переписях, а сохранить свою настоящую национальную идентичность, с языком, культурой, мировоззрением.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий

  1. Олег

    У меня в роду одни удмурты. Я помню, что бабушка даже не знала русского языка. Все мои родственники свободно общаются на родном языке. А пере-ехали они в Удмуртию из Архангельской области. Из нашей семьи я один не говорю на удмуртском, хотя не плохо понимаю. Сказалось образование, в школе мы его не учили. К тому же я был младшим.

    Ответить
  2. анна нуя имя

    Сказка: Пришли 3 племени-УДы, МУДы и РТы. Вот и образовались удмурты.
    и стало у них- Учитель-ёс, Врач-ёс и Инженер-ослы.
    Поэтому защитника -демократа Короленко- памятник в г Ижевске разрушили и театр имени Короленко сносят.

    Ответить
  3. Banditka95

    Я так и не поняла к кому они относятся?

    Ответить
  4. Лида

    кто автор???

    Ответить