Знаменитые города, построенные “на костях”

Знаменитые города, построенные "на костях"

Наверно,каждый россиянин от мала до велика слышал, такую фразу про один из красивейших городов мира Санкт-Петербург – город, построенный на костях. Странное и немного устрашающее выражение,но в чем-то правое. Ведь место для нового города было выбрано, скажем так, не совсем удачное – в болотах. 6 мая 1703 года, осматривая болотистую местность у устья Балтийского моря, которые он отнял у шведов, царь Петр Великий срезал две полосы дерна с Заячьего острова на Неве, сложил их крестом и провозгласил: “да будет здесь город.- Пока он говорил, орел появился в небе, что посчитали благоприятным предзнаменованием. Так гласит легенда об основании города.

На самом деле Петра Великого там даже не было, да и орла, скорее всего, тоже. Это была группа солдат под командованием друга царя, генерала Александра Меншикова, который начал строить то, что станет Петропавловской крепостью на Заячьем острове в мае 1703 года. Царь прибыл только в следующем месяце.

Построенный на негостеприимном болоте ценой тысяч жизней, он был создан благодаря железной воле Петра, который нуждался в городе на берегах моря и крепости против шведов. Более того, это должно было стать его “окном в Европу”: новой столицей, где будут проводиться вдохновленные Западом реформы армии, экономики, политики и национальной культуры.

Знаменитые города, построенные "на костях"

Санкт-Петербург пережил свое неблагоприятное начало создания, а затем революцию, катастрофическую осаду во время Второй мировой войны и семь десятилетий коммунистического правления, чтобы стать третьим по величине городом в Европе. Однако сейчас перед ним стоит двойная задача-сохранить свое прошлое и одновременно решить проблемы качества жизни для обеспечения своего будущего.

Создание Санкт-Петербурга – это история, которая была как отмечена, так и оплакана в России, с историческими книгами, трубящими о достижении, в то время как авторы оплакивают ее неестественное и кровавое создание. Федор Достоевский назвал его “самым абстрактным и обдуманным городом во всем мире”, а народный поэт Александр Пушкин и восхвалял, и осуждал его в своем знаменитом произведении “Медный всадник”, в котором описывается катастрофическое наводнение 1824 года и бронзовая статуя Петра, стоящая на Сенатской площади.

Начав со строительства Петропавловской крепости, Петр драгунским отрядом тысяч призывников, каторжников и военнопленных возводил город с нуля в таком месте, где снег может выпасть уже в сентябре и даже в конце мая. Стволы деревьев должны были быть погружены в болотистую почву, прежде чем он мог поддерживать структуры будущих зданий. Живя в ветхих лачугах и работая с примитивными инструментами – часто копая вручную и неся грязь в передней части своих рубашек – эти невольники-рабочие умирали тысячами, уносимые болезнями или частыми наводнениями. В результате Санкт-Петербург и стал известен как “город, построенный на костях”.

Идея реформ и новой столицы пришла Петру в голову во время его путешествий по Европе, когда он некоторое время работал на судостроительном заводе в Амстердаме. Желая, чтобы его новый город был точно так же основан вокруг моря, он сначала запретил мосты, хотя множество чиновников и даже его собственный врач умер, плавая по коварной Неве на маленьких лодках.

План города был основан на схеме строительства Амстердама, с прямыми перспективами, расходящимися от центра-в данном случае, Адмиралтейской верфи – и пересекающимися каналами.

Петровская система искусственных каналов на Васильевском острове заиливалась и со временем превращалась в дороги, но многочисленные каналы на южной стороне Невы стали главными водными артериями после переноса туда центра города. Эти каналы, ныне окаймленные каменными набережными, дали городу его прозвище: «Северная Венеция».

Стремясь найти противоядие от хаотичного, органичного строительства Москвы, Петр установил три главных правила для своего неоперившегося города: здания должны строиться рядом друг с другом; улицы должны быть прямыми, а не кривыми; и все должно быть построено из камня.

Иностранные архитекторы, в том числе немец Андреас Шлютер и швейцарский итальянец Доменико Трезини, сыграли важную роль в разработке планировки города и его отчетливо грандиозной архитектуры “петровского барокко”. Именно этот стиль здания, с его белыми колоннами, арочными окнами и стенами пастельных тонов (как правило, омраченными суровым климатом), придает городу большую часть его атмосферы красочности и европейского шика.

Подобно тому, как темные и мрачные зимы северного города сменяются славными белыми ночами, когда дневной свет прерывается лишь несколькими часами сумерек, эти трудные ранние дни сменяются расцветом новых государственных и культурных учреждений. В 1712 году Петр официально перенес столицу России в Санкт-Петербург, и вскоре великие аристократические семьи страны обзавелись собственными дворцами – особенно после того, как император запретил строить из камня везде, кроме Петербурга.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий